Башкирский чак-чак
Эта сладость, представляющая собой мучное изделие из теста с медом, известна у многих тюркских народов издавна. Даже названия похожи: у башкир – «сәксәк», у татар – «чәк-чәк», у казахов «шәк-шәк», у узбеков оно звучит «чакчак».
В своем труде «Традиционная система питания башкир» кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИИЯЛ УНЦ РАН Эльза Мигранова пишет: «Распространенными у башкир, как и у других скотоводческих народов, являлись кушанья из кусочков пресного теста, сваренных в масле или жире (бауырһаҡ, йыуаса, сәксәк)».
Откуда у башкир мука, если они были кочевниками?
С.И. Руденко в своем труде «Башкиры. Историко-этнографические очерки» (Уфа: Китап, 2006) пишет: «Скотоводство было основным занятием населения Башкирии по крайней мере со второй половины II тысячелетия до н. э. На селищах (Баламбаш и др.), о чем уже упоминалось во второй главе, найдены кости домашней лошади, коровы, свиньи, овцы и козы. Скотоводство это было оседлым (избяным или пастушеским). То же самое следует сказать и о более позднем скотоводстве конца II тысячелетия и первых столетий I тысячелетия до н. э., в скифское время, как мы знаем, в евразийских степях население перешло к кочевому скотоводству с массовым разведением скота. В это время население Башкирии, за исключением ее южных и восточных зауральских степных районов (время ананьинской культуры), продолжало заниматься оседлым пастушеским скотоводством. В сарматскую, гуннскую и последующие эпохи, как и в скифское время, кочевое скотоводство продолжало бытовать только в степной Башкирии, распространившись на лесостепные районы в виде полукочевого пастушеского скотоводства.
Из сказанного следует, что представление об исконном кочевом скотоводческом образе жизни всех башкир ошибочно» (94–95 стр.).
Это означает то, что башкиры издавна наравне со скотоводством занимались и земледелием и не были кочевыми скотоводами, имели свои стационарные населенные пункты – аулы и города. Они вели отгонно-пастбищное хозяйствование, то есть свой многочисленный скот отгоняли на лето в пастбища в некоторой отдаленности от своих деревень. Но выезжая весной на летовки (йәйләү), сеяли возле деревень в своих пашнях различные посевные культуры (пшеница (бойҙай), рожь (арыш), ячмень (арпа), овес (һоло), пшено (тары) и др.) Поэтому в рационе у башкир всегда присутствовали продукты из злаков, такие как хлеб (икмәк), лепешка (май икмәк), толокно (талҡан). В том числе и башкирский «сәксәк». Причем, если у демских башкир он назывался «сәксәк», то в сакмарском говоре он звучал как «сәксәгей» или «сәксәкей»(«Диалектологический словарь башкирского языка». Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН, 2010, стр. 293).