Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Башкирская народная песня «Уйыл»
В народной песне, целостность которой достигается синтезом поэтического текста и мелодии, заложена особая сила идейно-эстетического воздействия. Русские краеведы и этнографы, интересовавшиеся бытом и культурой башкир, высоко оценили их музыкально-поэтическое творчество. Музыкант-этнограф Сергей Гаврилович Рыбаков, который в конце XIX в. очень много сил вложил в собирание и изучение башкирских народных песен, писал, что они «музыкальны, эффектны и дышат какой-то особенной ширью и размашистостью; веет от них своеобразной прелестью и чувствуется стремление к чему-то неопределенному, мечтательному…
В содержании башкирских песен заметен элемент житейской философии, склонность к философским взглядам на вещи».

В песне, связанной со службой в армии, имеется своя конкретная жизненная основа. Чувства и переживания солдат, их тоска по родным местам мастерски передаются в поэтическом тексте и особенно в ее мелодии, полной драматизма, при исполнении башкирской народной песни «Уйыл». Эта песня по названию реки Уил, которая берет начало в Актюбинской области Республики Казахстан, течет на запад и теряется в прикаспийских степях. При исполнении так называемой линейной службы по охране восточных границ России, а также во время походов и военных экспедиций, башкирским кавалерийским частям часто приходилось бывать на этой реке и служить в Уилской крепости.
Башкирская народная песня "Уйыл". Исполняет Рамазан Янбеков.
Башкирская народная песня «УЙЫЛ» («Уил»).

Впервые мелодия песни записана Иваном Васильевичем Салтыковым в начале ХХ в., вошла в рукописный сборник «Башкирские мелодии», текст записан Ахнафом Ибрагимовичем Харисовым в 1946 году от Ш. Ш. Шарифуллина в Илишевском районе БАССР и опубликован в книге «Башҡорт халҡ ижады» (1‑се т., 1954; «Башкирское народное творчество»). Варианты песни «Уйыл» записаны Бурзяном Сафичем Баимовым, Фанузой Аитбаевной Надршиной, Салаватом Рафиковичем Сальмановым, Лилией Кутлугужевной Сальмановой, Рашитом Закировичем Шакуром.

Обработка песни «Уйыл» осуществлена Абраром Хаковичем Габдрахмановым для голоса и фортепиано хора a cappella. Видоизмененный напев «Уйыл»а использован в песне «Ленин тураһында» («О Ленине»), записанной Львом Николаевичем Лебединским в 1937 году от Ш. Колмухаметовой в д. Ибраево Зианчуринского р‑на БАССР. Вариант песни «Уйыл» под названием «Өй артында тал үҫтерҙең» («Вырастила иву за домом») вошел в рукописный сборник «Башкирские народные песни» (известен как «Сборник №6», записанный и составленный Лебединским).

Дзяутюбе (Заповедник Шайтан-Тау). На границе Башкортостана и Оренбуржья. Фото: Разиль Бикбулатов.
Кураисты на курае не сыграют,
Если башкирских кураев не будет;
Джигит песню не споет,
Если в сердце его страсти не будет.

Как зайду в урему, трава редкая,
Как выйду в поле, земля в ягодах;
В душе моей огонь горит,
Что же тревожится это сердце.

Лев-зверь ничуть не будет озабочен,
Если перед ним высокая гора;
Джигит ничуть не будет озабочен,
Если дорогая голова его цела (букв. жива).
Ҡурайсылар ҡурай, ай, уйнамаҫ,
Башҡорт ҡурайҡайҙары булмаһа.
Егет тә генә кеше йыр йырламаҫ,
Йөрәгендә дәрттәр булмаһа.

Әрәмәгә керһәм, үлән һирәк,
Сәхрәләргә сыҡһам, ер еләк;
Эсемдә генә минең уттар яна,
Ник елкенә икән был йөрәк.

Арыҫлан да кейек һис ҡайғырмаҫ,
Ҡаршыһында бейек тау булһа;
Егет тә генә кеше һис ҡайғырмаҫ,
Ғәзиз башы уның һау булһа.
Башкирская народная песня «Уйыл». Первый вариант.
Башкирскую народную песню «Уйыл» исполняли: Сулейман Абдуллин, Азат Аиткулов, Филюс Гараев, Заки Махмутов, Гильман Сафаргалин, Рамазан Янбеков, ансамбль «Масим‑таш», Гульсария Давлетгареева, Раян Алтыншин и многие другие.

Из молодых певцов «Уйыл» исполняют Рафис Ишбаев (обладатель Гран-при исполнителей башкирской народной песни на приз Абдуллы Султанова), Ян Лира (с песней «Уйыл» выступил на конкурсе в Казахстане) и другие.
Башкирская народная песня «Уйыл». Исполняет Гульсария Давлетгареева.
Клип снят на родине национального башкирского героя Салавата Юлаева (Салаватский район Республики Башкортостан). Режиссер Гульсария Давлетгареева, оператор Александр Лысенко.
Два парня сено косят
Вдоль Уйыла на покосе.
Где только не бывает, что только не видит
Муж-джигит, когда живой.

Конь, на котором езжу, ай, мухортый,
Тебенек его потный.
Урала благородный джигит
Станет мужем, о котором слава пойдет.

Впадинами текущая река Уйыл
Погружает в думы задумчивых мужей,
Не только погружает в думы, но и в печаль,
В тоску по родной земле.
Ике лә генә егет бесән саба
Уйыл буйҡайында ла сабында.
Ҡайҙа ла ғына йөрөмәй, ниҙәр күрмәй,
Ир-егеткәй иҫән дә сағында.

Менгән генә атым, ай, кир булыр,
Тибенгеһе уның да тир булыр.
Урал буйҡайының аҫыл егете
Данҡайҙары сығыр ҙа ир булыр.

Уйылып ҡына аҡҡан Уйыл һыуы
Уйландыра уйсан да ирҙәрҙе.
Уйландырып ҡына ҡалмай, моңландыра,
Һағындыра тыуған да ерҙәрҙе.

Башкирская народная песня «Уйыл». Второй вариант.

Цветок курая. (научное название Уральский реброплодник)
«Озон-кюй» — жемчужина башкирской народной песни

Озон-кюй (башкирское «оҙон көй», от башкирского «оҙон» — долгий, «көй» — напев, мелодия) — долгая протяжная пеcня. Озон-кюй является вершиной певческого искусства башкирского народа. В поэтических текстах озон-кюйвсесторонне отражается мир мыслей и чувств башкирского народа. Напевы протяжных песен отличаются драматизмом и психологической глубиной. Для мелодий озон-кюй свойственны виртуозность и импровизационность. Их стилевыми особенностями являются: развернутость и большой диапазон (до двух октав и выше), широкая распевность и богатая мелодическая орнаментика. Форма напева озон-кюй — мелодический период, охватывающий полустрофу поэтического текста. Мелодический период чаще всего складывается из двух связанных со стихотворными строками предложений, которые, в свою очередь, расчленяются на музыкальные фразы.

По жанрово-тематическому признаку озон-кюй делятся на два вида песен.

Лироэпические: о борьбе против колониального гнета («Урал», «Салават»), об армейской службе и военных походах («Уйыл», «Армия», «Эскадрон»), о кантонных начальниках («Кулуй-кантон», «Абдулла-ахун», «Азамат-кантон»), о беглецах и ссыльных («Бейеш», «Буранбай», «Шагибарак»).

Лирические: о природе («Хандугас», «Камалек»), о социальном неравенстве («Мал»), о женской доле («Таштугай», «Гильмияза», «Зульхиза»), о любви («Салимакай»), о жизни («Калды», «Прожитая жизнь»).

Озон-кюй традиционно исполняются в сопровождении курая и имеют инструментальные (курайные, реже скрипичные) версии.

Исполнение озон-кюй предваряется легендой — историей песни, которая разъясняет содержание и эмоционально подготавливает слушателей. Искусству протяжного пения обучаются с детства. Одним из главных условий развития озон-кюй и становления йыраусы являлись состязания певцов и кураистов, проходившие на народных собраниях — йыйынах.

Среди певцов, исполняющих протяжные песни, преобладают высокие мужские (теноры) и женские (сопрано) голоса. Выдающиеся исполнители башкирского озон-кюй — Газиз Альмухаметов, Мухтар Баимов, Магафур Хисматуллин, Флюра Кильдиярова, Абдулла Султанов, Мухаметьян Казакбаев, Рамазан Янбеков и другие.

Историчность в той или иной мере присуща всем песням, потому что они, к какой бы группе не были отнесены, — плод определенного исторического отрезка времени. В песне так или иначе отразились особенности социально-политической и культурно-бытовой жизни определенной эпохи, в ней выражены характерные для своего времени переживания и мечты человека, его взгляды и отношение к жизни. С этой точки зрения все песни, которые заслужили право сохраниться в памяти народа, переходили от одного поколения к другому.

Каждое значительное историческое событие и причастные к нему личности находили свое отражение в песнях. Иван Иванович Лепехин писал, что он с удовольствием слушал певца, который «пел славные дела своих предков, между коими Алдар, Карасакал, Кильмяк, Кусюм и прочие». Эти песни не дошли до нас.
Песня «Уйыл». Флешмоб.
В последнее время участились случаи приписывания башкирских народных песен другим этносам. Башкирская общественность моментально реагирует на такие случаи. В частности для песни «Уйыл» был запущен флешмоб, где и непрофессиональные исполнители поют эту народную песню и размещают в интернете. Республиканский детско-юношеский журнал «Аманат» также не остался в стороне от флешмоба.

Флешмоб, посвященный башкирской народной песне «Уйыл».
Башкирская народная песня «Уйыл». Журнал «Аманат»
Литература и аудиовидеоконтент:

1. Надршина Ф.А. «Рухи хазиналар». Өфө, 1992;
2. Башкирское народное творчество. Т.8.; Песни (дооктябрьский период). Уфа, 1995;
3. Башкирские народные протяжные песни /сост. Л.К.Сальманова. Уфа, 2007;
4. Башкирская энциклопедия. — Уфа, 1996;
5. Башkорт халыk ижады: Йырзар. 1-се китап. — Өфө, 1974;
6. Видео: Башкирская народная песня «Уйыл». Исполняет Рамазан Янбеков. Из фонда Гостелерадио «Башкортостан»;
7. Видео: Башкирская народная песня «Уйыл». Исполняет Гульсария Давлетгареева. Режиссер Г. Давлетгареева, оператор А. Лысенко. Из фонда телеканала БСТ;
8. Видео: Флешмоб на исполнение Башкирской народной песни «Уйыл». Редакция детско-юношеского журнала «Аманат»;
9. Аудио: Башкирская народная песня «Уйыл». Исполняет на курае Роберт Юлдашев.
10. Фото: Разиль Бикбулатов. Дзяутюбе, Граница Башкортостана и Оренбургской области.

Автор лонгрида: Разиль Бикбулатов.
Хребет Уралтау. Фото: Разиль Бикбулатов.