Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Данил Андреев
Башкирский орнамент
Башкирский орнамент – это история народа, сосредоточенная в рисунке. В нем, как в зеркале, отражаются истоки башкир, их взаимодействия с соседними культурами. Опора на традиционный южно-уральский узор является обязательным условием развития современного искусства в регионе, поэтому важно сохранить этот вид народного творчества для будущих поколений.
Национальный башкирский орнамент изображен на государственном гербе Республики Башкортостан.
В соответствии с Конституцией РБ и законом РБ
«О государственной символике Республики Башкортостан»
от 6 июля 1999 года, орнамент обрамляет памятник Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей. Это так называемый «кускар» – «бараньи рога» – символ плодородия, трав, скотоводства. Дизайн герба разработал заслуженный работник культуры РБ Фазлетдин Ислахов.

Свойства башкирского орнамента
Симметричные узоры можно найти почти на всех предметах башкирского быта. Специальный узор-оберег наносили на рукава, воротник и подол одежды, а орнаменты на стенах и декоративных элементах не пускали в дом злых духов.



Особое значение имел цвет башкирского орнамента. Яркие сочетания строились с помощью контраста сильных и чистых оттенков. Преобладали красный, желтый, черный, зеленый, белый, синий и коричневый цвета. Их башкиры ассоциировали с плодородием, солнцем и красотой окружающего мира.



Башкирский орнамент может располагаться по краям предмета, отдельными розетками, или сплошной сеткой. Часто эти приемы используются одновременно. В центре ткани располагаются крупные элементы, а по бокам – повторяющие друг друга мелкие элементы.



Набор образов и фигур башкирского орнамента стоит на противопоставлении дня и ночи, жизни и смерти, света и тьмы, мужского и женского. Эти фигуры чередуются между собой, а в одно целое их объединяет некий центральный элемент орнамента. Таким центром мог стать образ женщины-прародительницы, силуэт дерева жизни или ромб, как символ земли и пашни.



Чаще всего в башкирском орнаменте встречаются символы растительности, частей тел животных, солнца, а также геометрические фигуры. Особую роль отдавали изображению треугольника. Считалось, что он способен оградить от болезней и прочих напастей.


Полотенца. Экспонаты Аургазинского историко-краеведческого музея

Виды башкирского орнамента
Башкирский орнамент принято разделять на комплексы в зависимости от времени и места их распространения, а также от использования.
Первый комплекс:
появился в доисторические времена. В него вошли простые геометрические фигуры: треугольники, зигзаги, параллельные косые линии, круги, вихревые розетки. Деревянные, глиняные и кожаные изделия с такими узорами чаще всего встречаются археологам в горных районах Башкортостана.
Второй комплекс:
состоит из гнутых и кривых линий в форме спирали, сердцевидных и роговидных фигур, волн. Ими пользовались степные племена башкир для украшения предметов кочевого быта.
Третий комплекс:
растительный орнамент в составе третьего комплекса находят по всей территории расселения башкир.
Четвертый комплекс:
распространился по западным районам республики. В него вошли общие для тюркских народов элементы, например, многоступенчатые сочетания ромбов, треугольников и завитушек.
Пятый комплекс:
получил распространение на юго-востоке Урала и состоит из изображений животных и птиц, разделенных растительным орнаментом.
Шестой комплекс:
квадраты и ромбы, простые, уступчатые, зубчатые, с продолженными сторонами, с парными роговидными завитками на вершинах, восьмиконечные розетки и другие. Узоры этой группы чаще всего встречаются в северной части Башкортостана.
Работы аургазинской мастерицы Заремы Хусаиновой
История башкирского орнамента
Древнейшие образцы южно-уральского орнамента пришли к нам в виде керамических черепков из эпохи Неолита (VI – IV тысячелетия до н. э.), но разглядеть в них черты современных башкирских национальных узоров довольно трудно. Первые изображения, нанесенные на глиняную посуду, представляли собой простые геометрические фигуры, не наделенные особым смыслом.

Со временем широкое развитие народных ремесел привело к появлению декоративно-прикладного искусства, а именно вышивки, художественной обработки металла и древесины. Башкирские племена украшали предметы быта языческими символами и мотивами кочевой жизни. Таким образом они выражали свое понимание окружающего их мира.


Сосуд. Эпоха неолита.
Стерлибашевский район Башкирии. Раскопки И.М. Акбулатова 1990 г. Национальный музей Республики Башкортостан
В VII – XI веках, когда на Южный Урал пришел ислам, из башкирского орнамента стали пропадать изображения людей и животных, а сами узоры сильно упростились. Тем не менее им удалось сохранить некоторые характерные черты доисламского периода и, что главное, свои функциональные особенности.
«Воистину, наихудшее наказание в Судный день ожидает художников [изображавших людей или животных]».
См. аль-'Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари, хадис № 5950
Пророк Мухаммад предупреждал:
С древнейших времен и до начала XIX века с помощью орнамента башкиры защищали себя от напастей и злых духов, наделяли рисунки на одежде и украшениях сакральным смыслом. Так продолжалось и во время нашествия Золотой Орды, и после вхождения в состав российского государства.


К моменту образования СССР национальный орнамент утратил свое прежнее смысловое значение. Современный человек стал воспринимать орнамент как простое украшение, узор.
Сундук. Экспонат Аургазинского историко-краеведческого музея
Изучение башкирского орнамента
Самые старые экземпляры предметов башкирского декоративно-прикладного искусства, дошедшие до нас в целости, относятся к XVIII в. В разное время их собирателями становились видные представители науки.
Петер Симон Паллас
(1741 – 1811)
Немецкий ученый-энциклопедист. Был с экспедицией на Южном Урале в 1769 – 1770 и 1773 годах. Коллекция орнаментированных предметов башкир, собранная им, хранится в Кунсткамере.
Руф Гаврилович Игнатьев
(1818 – 1886)
Историк-краевед, археолог и журналист. "Патриарх" башкирского краеведения. Составил первую археологическую карту Оренбуржской и Уфимской губерний.
Сергей Иванович Руденко
(1885 – 1969)
Российский и советский археолог. В 1906 и 1907 годах совершает экспедицию по Башкирии, приобретает для Этнографического отделения Русского музея коллекцию, разносторонне характеризующую этнографию башкир с охватом всех локальных групп.
Башкирские орнаментированные коллекции давно известны за рубежом.
В 1909 г. ради пополнения собрания Венгерского этнографическоого музея исследователь Дьюла Месарош проехал через всю Россию к пермским башкирам и приобрел 225 предметов, среди которых были изделия из кожи, предметы художественной ковки, женские украшения, образцы вышивок, ткачества, аппликации.

Кожаная сумка, украшенная орнаментом. Коллекция ВЭМ
С новыми силами к изучению башкирского декоративно-прикладного искусства приступили во времена Советского Союза. В 1920 г. члены Научного общества по изучению быта, истории и культуры Башкирии отправились в экспедицию в юго-восточные районы Башкирии. «Экспедиция проехала по Башкирии на лошадях более 1000 верст через Юрматынский, Тамьян-Катайский, Бурзян-Тангауровский, Усерганский и Кипчак-Джитировский кантоны. Экспедицией было приобретено до 120 предметов для этнографического отдела музея [...]. Экспедиция возвратилась в Стерлитамак не только выполнив свое задание по обследованию юго-восточного района, но и собрав в общем такое количество материала, которое уже вполне дает возможность открыть центральный музей Башкирии...», – написали в отчете участники экспедиции.

Памятники орнаментального творчества башкир постепенно исчезают. Сохранить их помогают не только государственные и муниципальные собрания, но и школьные музеи и частные коллекционеры. Ниже – экспозиция Аургазинского историко-краеведческого музея.
Использование башкирского орнамента в традиционной культуре
Дореволюционное применение орнамента регулировалось потребностями семьи. Магические рисунки-обереги наносили на украшения, орудия труда, убранство коня, одежду, декоративные элементы жилища, мебель и прочие бытовые вещи.
Ярким, красочным орнаментом башкиры украшали все изделия из ткани: от полотенец до войлочного покрытия юрт. Большое количество тканых и вышитых вещей готовили в качестве приданого невесте: полотенца, скатерти, платки, занавески, свадебные и выходные костюмы.
Мужчины, чья одежда быстро изнашивалась во время тяжелого физического труда, реже украшали свои костюмы орнаментом, чем женщины. Богато украшенный военный костюм могли себе позволить только зажиточные батыры. У женщин же орнаментом украшались полотенчатообразный головной убор тастар, налобная повязка харауыс, верхняя одежда – елян, камзол и другие части костюма.
Примеры орнаментов на женской и мужской одежде. Экспонаты Аургазинской централизованной библиотечной системы.
С середины XX века на юго-западе Башкирии стали популярны полосатые ковры, украшенные растительными мотивами в виде завитков и веток с цветами, листьями, ягодами, яблоками и т. д. Их ткали из окрашенной овечьей или козьей шерсти. Сам узор был прост: он состоял из продольных, зубчатых или гладких разноцветных полос. Такой простой башкирский орнамент говорил о древнем происхождении исполнения коврового узора.
Ковры. Экспонаты Аургазинского
историко-краеведческого музея
Современное использование башкирского орнамента
Сегодня башкирский орнамент не просто бережно воспроизводится мастерами-ремесленниками. Простой, геометрически правильный ритмичный узор южно-уральских народов хорошо сочетается с различными современными направлениями и стилями, поэтому не теряет своей актуальности.
Фото: Олег Яровиков / bashinform.ru
Орнаменты участвуют в оформлении разных всероссийских и международных мероприятий, проходящих в Башкортостане.
В 2015 году был разработан логотип и фирменный стиль БРИКС, дизайн оформления мероприятий ШОС, а также объединенный логотип и фирменный стиль для оформления общего пространства проведения саммитов. Объединенная стилистика оформления основывается на элементах национального башкирского орнамента. Рисунок и линии традиционного узора были модернизированы, что придало стилю выразительность и актуальное звучание.
Часто национальный орнамент встречается в архитектуре населенных пунктов Башкортостана. Так, ромбический узор, который обозначает уют и гостеприимство, можно увидеть на фасаде уфимского Конгресс-холла Торатау. Орнамент здесь гармонично сочетается со стилем хай-тек.
Во время транспортной реформы 2019 года крупнейший автотранспортный комплекс республики "Башавтотранс" получил более 500 новых маршрутных автобусов, под крышей которых красовались знаменитые «бараньи рожки». Элемент башкирского орнамента появился и на логотипе транспортного предприятия.