Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Обереги у башкир


История формирования оберегов

Древнетюркские амулеты-бусы, хранящиеся в фондах Музея истории Азербайджана. 1 — сюд-мунджук (молочная бусина из обожженного каолинита. Считается, что если у роженицы нет молока, то ношение этой бусины, цветом похожей на молоко, вызывает его появление).
2 — гyc-мунджук (бусина- раковина, помогающая при расстройстве желудка).
Обереги служили людям еще с языческих времен. В древности была сильна людская вера в безграничную силу природы, наши потомки поклонялись природным явлениям и предметам. Стихия природы могла обладать как созидательной, так и разрушительной силой. Поэтому люди старались всячески оберегать себя от различных негативных процессов.

Свои надежды, веру в счастье они связывали с теми или иными символами, которые заключены в оберегах. Магическими защитными свойствами наделялись различные предметы
и животные: домашняя утварь, птицы, рыбы, звери и др. Обереги охраняли от «злых сил», негатива и приносили удачу.

Во время своего исторического становления каждый этнос (в том числе башкиры) формировал и использовал характерные для себя обереги, амулеты и талисманы. Этимология слова «оберег» относится к древнерусскому языку и означает предмет, который обладает способностью оберегать, защищать человека, его дом, хозяйство, домашний скот и др. от различных напастей.

Амулет (от лат. muletum) обозначает предмет (зачастую украшение), который носят для защиты от недугов, «злых сил», неудачи и т. п.

Талисман (от древнегреч. τέλεσμα) означает живое существо либо предмет, способный приносить удачу.

Обереги животного и растительного происхождения у башкир
С первобытной эпохи и по сей день у башкир сохраняется обращение к оберегам животного происхождения. Их изготавливают из зубов, шкуры, когтей тотемных животных.

I. Обереги, связанные с культом волка.
Волк являлся главным тотемным животным башкир, об этом свидетельствуют древние башкирские поверья, легенды, мифы, обычаи и обряды. Этот символ нередко использовался
и в оберегах.

1) Клыки, когти, шерсть волка используются с целью:

• Чтобы ребенка не сглазили и болезни обошли стороной, к его колыбели или одежде подвешивали волчьи когти, клыки, шерсть.

• Чтобы защитить дом от несчастий, «злых чар», под фундамент зарывали волчью голову.

• Считалось, что если бесплодная женщина пройдет через высушенную и растянутую волчью губу, то сможет родить.


Также женщины носили волчьи клыки и когти на своих украшениях, поясах и одежде для защиты от сглаза и болезней.

2) Из-за высокой смертности среди детей у башкир с древних времен им давали имена, связанные с культом волка: Бурехан, Буребай и др. В настоящее время такие имена сохранились лишь в фамилиях.

3) Также ради защиты от сглаза, болезней и неудач волка (либо части его тела) изображали
на украшениях, одежде и передниках женщин.

Изображения клыков-оберегов и их бронзовых копий.
II. Обереги, связанные с культом медведя.

1) Клыки, когти, шерсть медведя используются:

• Для стабильного и безопасного развития ребенка в чреве матери над дверью прибивали когти либо лапу медведя. Данная традиция была распространена в Белорецком и Зилаирском районах.

• Для защиты ребенка от дурного глаза, от подмены его злыми духами на шею ребенка, либо
к колыбели подвешивали медвежьи клыки или когти.

• Чтобы защитить дом от порчи, под фундамент зарывалась голова медведя, либо внутри вешалась на стену медвежья шкура.

2) Обережно-охранительное предназначение имело наречение новорожденных именами
с основой «айыу» («медведь»): Айыухан, Айыусы, Айыукай, Айыукас, Айыубай и др.



Имитация башкирской юрты. На полу постелена медвежья шкура
III. Обереги, связанные с сакральным значением диких и домашних птиц.

Из домашних птиц сакральными свойствами наделяется гусь. Обычно гусиные трахеи вешают на чердаке. По поверьям, они способствуют увеличению численности домашней птицы. Особая защитная функция приписывается перьям, выщипанным
с хвоста
индюка, их вешают у входа, чтобы злой дух (захмат)
не мог проникнуть в дом. Считается, что мелкие
куриные яйца (орлок кукэйе) приносят изобилие в дом и богатый урожай.
Их закапывают в огороде, вешают на забор в качестве оберега. Иногда мелкие куриные яйца закапывают под столбом, чтобы курицы несли крупные яйца. Для предотвращения болезней мажут лбы
кровью жертвенных животных.

Во избежание сглаза едят суп с мясом сизого голубя. Его пух, выщипанный из-под правого крыла, также наделяется охранительными свойствами ‒ из этого пуха делают маленькую подушечку и носят с собой в качестве оберега.

IV. Обереги, связанные с сакральным значением деревьев, растений и садовых культур.

Осина используется для защиты человека от злых чар и сглаза. Если строить дом из осины,
то считается, что у его жителей будут здоровы внутренние органы и кости. Осиновую ветку зачастую кладут в углу дома, а ее кору прикладывают к больным местам.

Для защиты женщин от мук и страданий во время болезней, родов по углам дома развешивают полынь. Это растение также защищает людей от злых духов, сглаза, порчи и болезней.

Башкиры наделяют магическими защитными свойствами и используют в качестве оберега стручки красного перца и чеснок. Дома их кладут поверх оконного наличника либо над дверным косяком.


Обереги, связанные с природными явлениями и предметами
Если в дерево ударила молния, то оно считается сакральным и имеет магические свойства. Щепки такого дерева кладут на чердак, используют в качестве оберегов от злых сил и болезней. Данный оберег начал применяться с приходом ислама в башкирские земли, так как считалось, что молния появлялась по воле Аллаха.

При строительстве дома башкиры фундамент, углы, косяки дверей мазали дегтем. Данная практика была распространена у курганских башкир.

Деготь, по поверьям, защищал от злых чар, сглаза, болезней
и неудач. Также дегтем мазали части тела: руки, ноги, затылок, грудь и др., что избавляло от плохого сна; детскую колыбель, что помогало защищать новорожденного ребенка.

Обереги из металла, обереги-украшения
У башкир издревле существовала и есть до сих пор вера
в охранительную силу железных предметов. По поверьям, шайтан убегает от железа и стали.

Железную подкову прикрепляют к воротам со стороны улицы или сверху столба, ее также можно увидеть на жердях, над дверью.
В случае, если новорожденный ребенок остается без присмотра, к нему в колыбель кладут нож или ножницы. Под порог жилого дома или под пол веранды кладут
в качестве оберега гвоздь и т. д.

Следует заметить, что серебряные монеты также закладывались под фундамент по углам дома.
Согласно поверьям башкир, монеты должны были принести хозяевам дома благополучие и процветание.

В наборе украшений башкирской женщины главными являлись нагрудник и кашмау.

Нагрудник – это женское традиционное украшение. В нагруднике как украшении заложена глубокая философия башкирской мифологии. По народным поверьям, душа человека находится в области щитовидной железы. Поэтому нужно было оставить «вход» у горловины, чтоб к душе пропустить добрые силы, и поставить защиту от злых чар в виде узоров-оберегов, кораллов, монет.

Верхняя часть нагрудника вышивалась плотно расположенными кораллами, образующими различные узоры. В центре таких узоров могли разместить
ракушку – ҡортбаш – оберег от злых духов.

Подбор материалов для украшений у башкирских женщин был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывалась защитная, очистительная сила, его блеску и звону – способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Алые бусинки кораллов символизируют зарождение, начало новой жизни.

Кашмау – это национальный головной убор замужних башкирских женщин, состоящий из шапочки-шлема с отверстием на макушке, плотно обтягивающей голову, и спускавшейся на спину неширокой ленты-наспинника, покрытого кораллами и монетами.

Древние башкиры верили в обережную силу кашмау. Считалось, что каждая из разновидностей драгоценных камней, используемых при украшении этого головного убора, выполняет определенную охранительную функцию. К примеру, коралл, по мнению башкир, способен лечить сердечные болезни. Хвост кашмау, наспинник, также богато украшенный монетами и камнями, охранял женщину от дурного глаза, а звон монет отпугивал злых духов.

Женский нагрудник һаҡал и головной убор ҡашмау
Для отпугивания злых духов в башкирском костюме использовались шумящие подвески. Впоследствии
у мусульманских народов подвески сохранились только в женской одежде
(предупреждение о приходе «сосуда греха»).

В украшении костюма использовались кораллы, бусины, цветное стекло и полудрагоценные камни в оправе, раковины, перламутровые пуговицы,
серебряные кружки и монеты.

В основе этой традиции лежали древние представления людей, согласно которым кораллам, сердолику, бирюзе, перламутру, звону серебра приписывалась особая очистительная, отгоняющая злых духов сила.
Фотография башкирского мужского пояса кэмэр. Ткань ковровая, металл, сердолик и т. д. Часть костюма богатых башкир.

Мусульманские обереги, связанные с распространением ислама среди башкир
Священные письмена на арабском языке, которые выгравированы на различных драгоценных украшениях, бытовых предметах, вышиты на одежде, использовались в качестве оберегов от злых сил, сглаза и болезней.
Это связано с распространением ислама среди башкир.

Зачастую бумажный текст либо листок с молитвой на арабском языке, иначе говоря, амулет (бетеү) складывают в треугольник, обшивают тканью и пришивают
к женской или детской одежде,
а также детской люльке в качестве оберега. Треугольник у башкир имеет защитную функцию, поэтому треугольный лоскутный узор называется оберег-лоскут (бетеү-ҡорама).

Также амулеты (бетеү) делают из бисера, кожи и драгоценных металлов. Молитва (дуа) вкладывается в мешочек, люди носят его на шнурочке на шее.

Амулет либо талисман может быть
изготовлен в виде кулона.

• Полумесяц со звездой − символ мусульманства – в виде подвески или элемента украшения изготавливается из серебра, бронзы и других металлов и предназначается для защиты от злых чар, порчи и сглаза.

Оберег «Рука Фатимы» представляет собой ладонь, где два пальца по бокам олицетворяют дочь пророка Мухаммеда, ее мужа Али и их сыновей. Талисман защищает детей от сглаза и болезней, супружескую пару от порчи
и зависти, приносит удачу.

Оберег «Рука Фатимы»
Оберег «Глаз Фатимы» представляет собой изображение глаза из стекла.
В виде подвески вешают
в помещении, в комнате, либо при помощи булавки прикрепляют к одежде.

Оберег защищает от темных сил беременных женщин, младенцев и немощных людей. Бережет от сглаза, приносит удачу и благополучие.

Оберег «Глаз Фатимы»
Шамаиль конца XIX века
Для защиты своего дома башкиры использовали молитвы из Корана (доға). Арабские графемы имели форму свитков и хранились на полках или в настенных сумках (муҡса). Некоторые из них были вложены в амулетницы либо
в специальные места на одежде.

В начале ХХ века в жилищах башкир начали широко использоваться шамаили.

Это обереги, на которых изображаются аяты и сунны из Корана. Они могут быть в виде настенных панно, картин в раме либо
на ткани. Шамаили защищают дом, его хозяев от болезней, несчастий, порчи и т. д.
Вера в обереги сохраняется и по сей день. В магазинах сувениров можно увидеть в продаже обереги животного и растительного происхождения, украшения и камни.

В последнее время в Башкортостане появился большой спрос
на нагрудники и головные уборы, украшенные монетами.
Их изготавливают как в профессиональных мастерских, так
и в домашних условиях. Также широко применяются мусульманские обереги.

Среди оберегов, связанных с исламом, популярны амулеты
и талисманы «Рука Фатимы» и «Глаз Фатимы». Практически
в каждом доме у мусульман висят шамаили.
Список использованной литературы

1. Абольян Л.В., Алискандиев А.М., Амарян Г.Г. Грудное вскармливание детей: культурно-историческое наследие // под ред. И.Н. Захаровой, Л.С. Намазовой-Барановой. ‒ Москва: ПедиатрЪ, 2017.
2. Галиева Ф.Г. Обереги современных башкир в контексте этнокультурных взаимодействий // Известия Уфимского научного центра РАН. 2016. № 4. С. 122‒126.
3. Гильфанова Ф.Х. Этнолингвистическое исследование антропонимии тарских и барабинских татар XIX‒XX вв.: (на материале архивных документов гг. Тобольска, Омска, Новосибирска): монография / Ф. Х. Гильфанова. ‒ Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2008.
4. Давлетшина З.М. О традициях Ислама в декоративно-прикладном искусстве башкир // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 17. С. 176-180.
5. Илимбетова А.Ф. Отражение культа медведя в мифологии и народных традициях башкир // Актуальные проблемы истории, языка и культуры Башкортостана: Сборник научных трудов молодых ученых ИИЯЛ УНЦ РАН. – Уфа: Деловая династия, 2008. – III выпуск.
6. Народная культура башкир: краткий конспект лекций / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО Уфимская гос. акад. экономики и сервиса, Каф. "Нац. культуры"; [сост.: Ильясова Р. Х.]. ‒ Уфа: Уфимский гос. акад. экономики и сервиса, 2010.
7. Рагимов А. В., Соколовская О. М. Амулеты ‒ пережитки первобытных верований // Материалы по истории Азербайджана (Труды Музея истории Азербайджана, IV). Баку, 1961.
8. Султангареева Р.А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа / Р. А. Султангареева; РАН, Уф. науч. центр. Ин-т истории, яз. и лит. ‒ Уфа: Гилем, 1998.
9. Султангареева Р.А. Жизнь человека в обряде: (фольклорно-этнографическое исследование башкирских обрядов) / Р.А. Султангареева; РАН, Уф. науч. центр. Ин-т истории, яз. и лит. ‒ Уфа: Гилем, 2006.
10. Словарь башкирской мифологии / Ф. Г. Хисамитдинова. ‒ Уфа: Китап, 2019.

© Байбулатов А.Р., автор-составитель, 2021