Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

Народная медицина
у башкир

Народной медициной являются методы оздоровления,
в основе которых лежит использование знаний, умений
и практических навыков по оценке и восстановлению
здоровья. Сюда не относится оказание услуг
оккультно-магического характера, а также
совершение религиозных обрядов.
В июне 2018 года Минздрав Башкирии утвердил порядок
получения разрешения на занятия народной медициной.
Государство признает, что народная медицина существует, и она должна регулироваться правовыми актами.

Общеизвестно, что народная медицина уходит корнями в далекое прошлое.
Познания народных целителей передавались из поколения
в поколение. Сведения о народной медицине башкир
содержатся в трудах известных ученых XVIII – XX вв. И. Г. Георги,
И. И. Лепехина, П. С. Палласа. Более подробно она описана в работах Сергея Ивановича Руденко, выдающегося ученого и этнографа. На основе полевых антропологических исследований башкир 1907, 1912 и 1913 гг. была издана его монография «Башкиры. Опыт этнологической монографии».
Приведем отрывок описания народной медицины у башкир из второй части данной монографии под названием «Быт башкир»:

Волшебники и волшебницы (сихырсы, сихырчи) не имеют непосредственного сношения с духами, но они могут
причинять вред людям и приносить пользу
при посредстве наговоров, корней
растений, напусков по ветру.
Башкиры боятся этих волшебников,
но в случае опасных болезней обращаются к ним за помощью и получают от них корни и растения.
Кроме того сихырсы обладают силой посылать на людей всевозможные болезни, от которых человек может
умереть даже в несколько дней.
Башкирские ворожеи и ворожейки (багучи) гадают различно: смотрят
в чашу с чистой водой, бросают стружки
в ручьи и реки, причем замечают, прямо ли они плывут или кружатся, развивают клубки ниток, бросают в огонь бересту

и шепчут над сгоревшей ее золой;
кидают 41 камешек или желудь (нукот булыу) и смотрят, как они упадут и
в каком порядке расположатся. Все это делается для открытия воров и для решения вопроса, найдутся ли, и где именно, пропавшие деньги, скот, вещи.
И. Г. Георги

Медик, этнограф, натуралист, химик, путешественник, профессор минералогии и академик Императорской академии наук.
Георги пишет, что жестокие припадки от маточной болезни и тоски, некоторые припадки беременных женщин почитают они беснованием и потому муллы изгоняют бесов при помощи заклинаний из корана и притом больных, добираясь до сатаны, толкают, бьют, ругают и оплевывают. Выздоровевшему вешают на шею зашитые в кожу изречения, чтобы злой дух в него не вселился вторично.
Представления башкир
о болезнях яснее всего видны при рассмотрении способов лечения.
Бусыр, небольшой беленький, с палец, а иногда с кулак, комочек, производящий боли желудка и гуляющий по кишкам, старухи лекарки (усюкчи) вырывают из тела, распарив
и растерев предварительно больное место. Знахарками вырываются из тела так же болезни спины и груди. Некоторые болезни, зависящие от вселения в человека злых духов, изгоняются, как мы это уже видели, особыми куряза. Для предохранения, а также для избавления от болезни уральские башкиры вместе с изречениями из корана (бэтэу) вешают на шею больных (особенно детей) амулеты, медвежьи когти (аюу трна) и клыки (аюу тыши), так как болезнь, боясь их, как самого медведя, оставляет больного.

Немало у башкир лечений, основанных на умилостивлении духа, пославшего болезнь, или умилостивлении самой антропоморфной болезни.

Башкиры гайнинцы рассказывают, что приглашенная к больной
знахарка расспрашивает, где больная ходила в то время, когда к ней могла привязаться хворь. Узнав это место, лекарка несет туда горшок с крупой, мясом или еще чем-либо, дабы дух, пославший болезнь, смилостивился и
взял ее обратно. Горшок этот никто уже не трогает, боясь прогневать духа
и навлечь на себя болезнь. Случается, что ребенок четырех-пяти лет прибегает домой с поля или из леса весь в слезах, а потом и заболевает.
Тогда мать снимает с ребенка рубашку, обносит ее несколько раз вокруг него со словами: "оставь его,
не играй с ним". Затем несет эту рубаху на перекресток дорог и бросает ее там. Такую рубаху не только нельзя брать, но нельзя и прикоснуться к ней, чтобы не навлечь на себя болезни.
У зауральских башкир знахарка вместе с больной отправляется на место, где привязалась болезнь, а последняя живет чаще всего в дурных местах, где сваливаются всякие нечистоты, заклинает болезнь оставить больную, бросает ей яйца, иголку или еще

какой-нибудь предмет, даже одежду. Больная должна возвратиться домой другой, не той дорогой, по которой пришла, и не должна ни с кем разговаривать в пути.

Представление о болезни, как о существе реальном, особенно хорошо проявляется при довольно распространенном способе лечения от лихорадки. Натощак или совсем ничего не евши в предыдущий день, больной берет горшок с кашей или
с чем-нибудь другим съедобным, уходит
в поле или за реку, ставит на землю горшок и раскрывает рот. Голодная лихорадка (тампа) набрасывается
на кашу, больной тем временем бежит домой и по дороге переходит вброд
речку или ручей, чтобы наевшаяся и погнавшаяся по его следам лихорадка, потеряв след, не настигла его. Если больной не переходит ручей, то он бежит куда-нибудь и дня три не возвращается
к себе домой, чтобы, вернувшись в деревню, лихорадка не нашла его и
не вселилась в него снова.
Местами для того, чтобы отпугнуть болезнь (лихорадку), больного
окуривают дымом дерева, в которое ударила молния. Весьма интересно практикующееся во многих местах Башкирии и сопровождающееся жертвоприношениями переселение болезни в человеческие изображения.
При одном из таких врачеваний, с которым нам пришлось встретиться у башкир кара-кипчаков, лекарь сделал из тряпок двух кукол (усюк), мужчину и женщину, и положил их
в ведро. Туда же было положено немного хлеба и каши. Взяв затем живого петуха, лекарь поднес его к больному, обвел несколько раз вокруг него, дуя и с усилием изгоняя болезнь. Во время этой операции лекарю помогал юноша-помощник, так как одному ему трудно было справиться с болезнью. Петух тут же был зарезан и положен в ведро с куклами.
Сев на заранее приготовленную лошадь, лекарь уехал версты за три, где и бросил ведро со всем содержимым петухом, куклами и болезнь. Домой он вернулся уже по другой дороге. Местами при подобном же обряде режется гусь.
Многие болезни умопомрачение, боли сердечные, головы и живота, параличи и некоторые другие являются результатом порчи (бузум), напускаемой сихырсы при содействии особых духов джинн.
Для излечения порчи производится снятие ее с больного человека
на землю (ергя салу) следующим образом.
Глубокой ночью, когда человеческий след остынет, все живое
на земле спит сладким сном, и не слышно ни звука, ни блеяния козы, ни лая собак, сихырсы берет сырое куриное яйцо, прокалывает в нем небольшое отверстие, вкладывает туда красную нить, извлеченную из рубахи больного, полушку
денег, маленький железный гвоздь и коготь ласки.
Яйцом этим обводят вокруг тела больного, при чем сихырсы нашептывает: "афсин, уф син, кит син, турмасин, кемге бяргян шунга кит, аур чирпи-чурпи алыб кит!" "аф ты, уф ты (обращение
к джинну) уходи, выходи, кто напустил, иди туда, на того и унеси всю тяготу вон!" Завернув это яйцо в какое-нибудь платье больного, выбрасывают его в овраг, озеро, на зады дворов
или текучую воду.
Помимо знахарей лечением болезней, как упоминалось, занимаются также и муллы. Приемы лечения последних в общих чертах мало отличаются от приемов знахарей. Они лечат больных нашептыванием, чтением корана; дуют и плюют больному в лицо; поят водою из чашки, на которой написаны выдержки из корана и т. п. В некоторых случаях, когда в семье есть тяжелобольной, в жертву приносится какое-либо животное, чаще овца (курбан). Шкуру ее получает мулла, совершающий жертвоприношение, а мясо съедается присутствующими, только больной его не ест.
Сглазу особенно подвержены дети,
почему им на одежду, мальчикам на тюбетейки нашивают белый гусиный пух, перламутровые
пуговки, а чаще всего ракушку (куртбаш).
Дурной взгляд падает на белую раковину
и сразу теряет свою силу.
Факиева Гульнур Мидхатовна проводит ритуал лечения от сглаза
(күҙ тейгәндән)
Лепехин И. И.
Русский ученый-энциклопедист, путешественник, естествоиспытатель, лексикограф, академик Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге.
Лепехин пишет, что черная змея, по мнению башкир, служит лечебным средством
от кожных болезней, "змее отрубают голову и, пока она еще жива, ее прикладывают
к больному месту". Зауральские башкиры прикладывают к больным глазам куски
змеи, от глазной же болезни употребляется зола от сожженной змеи. Башкиры Стерлитамакского уезда, по словам Арнольдова, при поранениях прикладывают
сало со змеиной шкурой.
Ниже приводится ряд рецептов башкирской медицины, отчасти собранных нами, а отчасти сообщенных Никольским и Арнольдовым.
При лихорадке башкиры пьют настой осиновой коры или отвар полыни.
При чахотке они пьют с кумысом настой "дорогой травы" (сарсапариль).
При поранениях к ранам прикладывают подорожник. Если появится нарыв,
то сначала больное место накрывают свежим овечьим калом и укутывают тряпочкой; когда нарыв прорвется и
из него пойдет гной, язву закрывают мышиной шкуркой; если заживание идет медленно, то прикладывают сухой творог.

При заболеваниях сибирской язвой башкиры прикладывают к больному месту легкое, вынутое из зарезанного козленка. Если появляется рана, язва на руке или на ноге, то ее лечат следующим образом. Кладут в котел семена белены (тальма урдык) и кипятят их; затем туда же кладут равное количество конопляного семени, а также кусочек лиственничной коры, снятой непременно с северной стороны дерева. Вскипятив все это вместе, держат больной член над паром
с полчаса, прикрыв сверху одеждой,
чтобы не выходили пары и жидкость
не быстро стыла. Мокрец и раны, в которых завелись черви, у лошадей и коров лечат корнем чемерицы (аксыргак); корень этот распаривают и горячим трут больное место. К опухолям делают припарки из заваренного осинового листа. При ревматизме суставов обертывают их бараньей шкурой.
При невралгиях седалищного нерва обмазывают больную конечность теплой травой (аюу купишей).
Сатлыкова Сулпан Ахметьяновна вправляет вывих (быуын ултыртыу)
После родов кровотечение останавливают кусочком чистого белого войлока,
обильно смазанного жиром; этот войлок с жиром нагревают над огнем и сажают
на него родильницу так, чтобы наружные половые части подвергались влиянию жара. Иногда при этом дают внутрь растопленный бараний жир. При некоторых женских болезнях (хроническое воспаление матки, например) пьют настой ромашки.
При заболеваниях грудных желез (при груднице) прикладывают к опухолям желтую глину, размоченную в холодной воде и завернутую в тряпку.
При цинге едят редьку и обкладывают ноги вареным картофелем. Местами цинготные в течение нескольких дней ходят на озимое поле и едят зеленую озимь. Туда и обратно больной должен ползти на четвереньках, а озимь должен рвать зубами и губами. Все это делается утром до восхода солнца и в отсутствии свидетелей.
Настой на лиственничной губе употребляется как слабительное. Как слабительное употребляется также медвежья желчь. При вывихе и поломах костей приглашаются костоправы, которые обмывают, массируют и бинтуют поврежденные части. Как потогонным средством при многих болезнях пользуются душицей, матрешкой (чабрец) и т. д.
Многие методы лечения народной медицины, описанные
С. И. Руденко, утеряны и неактуальны на сегодняшний день.
Современная традиционная медицина эффективно излечивает болезни,
а многие и вовсе свела на нет.
В народной медицине в лечебных целях применяют средства животного происхождения: кумыс, корот, мед, топленое масло, конский
и гусиный жир, сало барсука, медвежий жир и желчь.
Сейчас популярны в народе такие методы лечения, как гирудотерапия, вправление вывихов, усадка на место позвонков, возвращение жизненной силы (ҡот ҡойоу), лечение сотрясения мозга, висцеральный массаж (эс һылау) и т. д.
Опишем подробнее некоторые из них.
Лечение
сотрясения мозга (мейе ултыртыу)
При жалобах пациента на постоянные головные боли в первую очередь определяют, не смещен ли у него мозг (мейе). Для этого целитель измеряет окружность головы веревкой по височной области (над ушами) и завязывает ее узлом на затылке.
На веревке отмечают 4 метки, ориентируясь на нос, ушные отверстия и затылок, затем осторожно снимают веревку, подхватывая ее с точек над ушами. При этом если лобная часть веревки оказывается длиннее затылочной, считается, что мозг смещен вперед, или же наоборот. Если обе части веревки равны, то это является показателем отсутствия смещения мозга. При смещении мозга больного сажают на табуретку, а сам целитель становится за его спиной. Голову больного оборачивают полотенцем вдоль линии веревочки и закручивают на затылке. Затем, левой рукой придерживая полотенце, в одно и то же время кулаком правой руки делают резкие удары о левую руку 3 раза. После этого полотенце снимают и делают массаж головы.
Возвращение человеку его жизненной силы
(ҡот ҡойоу).
Отсутствие жизненной силы у человека происходит чаще всего
в результате сильного испуга. При этом человек выглядит вялым, бледным, а также теряет аппетит и чувствует упадок сил.
Обряд совершается таким образом: целитель сажает больного
на табуретку и накрывает его голову платком. Затем набирает воду в посуду и, держа ее над головой больного, вливает в нее расплавленное олово (свинец или воск). Олово рассыпается мелкими кусочками в разные стороны, а по отлитым в воде фигурам определяется причина испуга. Обычно отливают 1, 3, 7 раз или же до тех пор, каждый раз используя новый кусок металла (воска), пока не появится отливка в форме сердечка
или круга, которая называется «йөрәк» (сердце). Его обшивают тряпкой и пришивают к одежде больного в области сердца, чтобы он носил его до успокоения сердца. Либо хранят в укромном месте. Воду, оставшуюся после отливания, некоторые целители дают отпить больному, затем выливают через свое плечо
у порога дома.

Эс һылау
(в современной медицине висцеральный массаж)
Процедуру обычно проводят в бане. Больной должен вспотеть, после чего его снизу вверх натирают топленым маслом, при этом читая лечебные молитвы. Суть ритуала заключается в том, чтобы нормализовать функциональное состояние каждого органа, тканей с помощью массажа. После процедуры больной определенное время должен очень бережно относиться к своему здоровью, избегать нагрузок.
Источники:
  1. Информант: Баязитова Хафиза Закиевна (народная целительница).
  2. Руденко С. И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Ч. 2. Быт башкир. Л.,1925.
© Газизов Р.Ф., составитель лонгрида, 2020