Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

Мелодии Белорецких гор


О возникновении мелодий и песен Белорецкого района
из уст кураиста М.Тулебаева.
«Старинный солдатский марш»,
«Кага-таш», «Кахым-туря», «Исрафил»,
«Калды», «Олэсэйдэр Уралы».
Мухамет Усманович Тулебаев
Известный в республике и за ее пределами кураист, заслуженный работник культуры Башкирской АССР, ветеран-педагог. В его репертуаре немало песен, мелодий, связанных с родным краем и его историей.
«Старинный солдатский марш»
«Старинный солдатский марш», по рассказам аксакала, существовал в Белорецком районе с давних пор, бережно хранился, передавался из поколения в поколение и был донесен до наших дней. Сам же Мухамет Тулебаев сделал эту мелодию известной и узнаваемой не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами. В народном произведении отражаются нелегкая солдатская жизнь, любовь к Родине, готовность защищать интересы Отчизны.
После добровольного присоединения к Русскому государству башкиры начали участвовать во всех походах и войнах, которые велись Россией, что нашло отражение в музыкальном творчестве башкирского народа. Имеется немало песен и преданий об Отечественной войне 1812 года. По историческим данным, в той войне участвовало более 30 башкирских полков. Французы за меткость стрельбы
из луков прозвали башкир «северными амурами». На полях сражений башкирские конники проявляли чудеса героизма и отваги. О вооружении башкир той эпохи этнограф И. М. Казанцев писал, что состоит оно «из пары пистолетов, ружья, пики, сабли, лука, колчана со стрелами, которыми башкирцы мастерски стреляют на большое пространство в цель и с
такою силою, что стрела в 15 саженях
может проткнуть насквозь не только человека, но даже и лошадь». По одной
из легенд Белорецкого района, юноши состязались в ловкости метания копья и стрельбы из лука на вершине скалы
Кага-таш, которая являлась священным местом для местных жителей. На этой скале гнездился сокол, не подпуская других птиц.
Об этом поется в песне «Кага-таш»:
Ҡағаташҡынайының ыласыны
Ҡош ҡундырмай үҙе ташына.
Ирмендәге тигән ир арыҫланы
Һүҙ тейҙермәй ғәзиз ташына.
Сокол горы Кага-таш
Не даст птицам опуститься на камни свои.
Настоящий мужчина
Не даст злословить о родной земле.
Не все, к сожалению, вернулись домой, многие остались на полях сражений, но память об этих людях жива. Наши славные воины внесли большую лепту в победу. Выходцы из деревни Шигаево Кужахмет Галикеев, Бурансы Амангильдин, Габдельмазит Кутлумбетов были награждены
Екатериной II серебряными медалями.
Башкирская народная песня
«Кахым-туря»
Во время гастролей по Европе, в Париже на Эйфелевой башне Мухамет Усманович Тулебаев сыграл на курае башкирскую народную песню «Кахым-туря», в честь павших воинов-башкир.
В песне «Кахым-туря», посвященной коман­диру одной из башкирских частей Касиму Мурдашеву, выражается печаль солдат по поводу безвременной утраты своего предводителя.
Он изображен энергичным, ум­ным и волевым в бою. Напев
узун-кюй вольный, свободный и начинается с фазы диапазоном почти в две октавы, как бы намечающей широкий горизонт песни.
Следует отметить, что многие песни об армии сочинены не
в плане повествования о военных событиях, в первую очередь в них выражено отношение мужчин к службе,
раздумья, связанные с ней.
Мелодия «Исрафил»
Мелодия «Исрафил» широко распространена в Белорецком районе, она посвящена беглым башкирам, которые боролись за социальную несправедливость. Уральские горы не раз упоминались в истории как место, где люди укрывались от закона. В мелодии отражаются судьбы отважных людей, вставших на защиту народа, разлука и тоска по родному краю.
Мелодия «Калды»
Мелодия «Калды» в районах Башкортостана и в соседних регионах отображает разные топонимические места (гора, речка, озеро). В Белорецком районе легенда мелодии повествует о человеческой жизни, народной житейской мудрости, о мире и согласии, помощи близким и родным. Впервые эту песню Мухамет Тулебаев услышал от родственника Талипа Хайретдиновича Латыпова. Талип Хайретдинович – единственный из земляков автор и исполнитель, чьи произведения были выпущены на двух пластинках-гигантах Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия». На виниловых дисках для потомков сохранились двадцать две мелодии из обширного репертуара этого виртуоза игры на курае.
«Урал» – известная башкирская
народная песня узун-кюй.
Возникновение песни относится к XIVXVI векам. Старинное название песни ″Ете ырыу″ (″Семь родов″) связано с образованием в XIII веке союза семи башкирских племен в юго-восточной части Башкортостана. В годы башкирских восстаний XVIII века актуальной стала тема защиты родной земли, воплотившейся в образе Урала, прославления батыров.
Этой же теме посвящены другие варианты песни ″Урал″, известные под названием ″Боронғо Урал″ (″Древний Урал″), ″ Иҫке Урал″ (″Старый Урал). Все они имеют
разные тексты и напевы мелодических стилей халмак-кюй и узун-кюй».
Википедия
Песня «Олэсэйдэр Уралы»
У Мухамета Усмановича Тулебаева свой эксклюзив: «Олэсэйдэр Уралы». Запомнил он эту песню с детских лет, когда слушал бабушек, собравшихся на чаепитие и певших ее по-своему. Содержание и мотив были схожи с аналогами, но женское исполнение было в пульсирующем ритме, выразительнее, более точно передающим смысл.
«Песни и предания – это основные духовные
ценности, которые необходимо беречь. Важно знать свою родословную (шежере), историю происхождения народных музыкальных произведений, сохранять
память о своих предках и передавать ее будущим поколениям», – считает Мухамет Тулебаев.
Источники
1. https://bashmusic.net/ru/music/zolotoe-nasledie/view/playlist/id/381.
2. https://bashmusic.net/ru/music/music-collection/instrumentalnaya-muzyka/kuraj/view/playlist/id/404.
3. https://youtu.be/znAm4iMrJ28.
4. Башкирское народное твочество. Том 8. Песни (дооктябрьский период). Уфа: Китап, 1995.
5. Галин С. А. Башкирские народные легенды и песни об Отечественной войне 1812 года. Учебно-методическое пособие по предмету «История, литература и культура республики». – Уфа, 1991. Баймак, районная типография.
6. Материалы фольклорной экспедиции (02.10.2020.) отдела ОНКН РЦНТ РБ
© Газизов Р.Ф., автор-составитель лонгрида, 2020