Башкиры «избирают... самые маленькие ручьи, которые запруживают плетнем из хворосту и засыпают землею, либо делают настоящую малую плотину из фашиннику. При плотине срубают они на сваях стоящую небольшую избушку, посередине коей стоит сруб вместо стола; на нем лежат мельничные камни, кои никогда не бывают из камня, но только из крепкого какого корня или дерева сделанные круги, в которые вбиты многие маленькие железные лезвии без всякого порядка, но однако же так, что все они длиною от средоточия к округу простираются. Для остановления мельницы кладут долгий шест между лопаток, а другие делают жолоб подвижной, почему отворотя его на сторону то же самое производят. Короб, в коем зерна содержатся, висит на поперечинах мельницы подвижно и при оном рычаге, достигающий одним концом до верхняго жорнова, от котораго производимое в нем трясение сообщается коробу, и тем семяна из его вытрясаются, когда башкирцу вздумается мельницу на несколько времени остановить, или возпрепятствовать, чтобы зерен из короба более не сыпалось, то он отнимает только объявленный рычаг». Восхищенный Паллас отмечает: «Я сумневаюсь, может ли самый искуснейший художник изобресть простее оной водяную мельницу».