Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

Ручная мельница у башкир – ҡул тирмәне

Древнейший механизм, возраст которого исчисляется тысячелетиями. Кроме прямого назначения имеет большой сакральный смысл
История создания мельниц
Ручная мельница – жернова – это одно из самых древних изобретений человечества. Вполне возможно, что оно появилось даже раньше, чем колесо. Как утверждают ученые, это нехитрое приспособление наши предки начали использовать еще в каменном веке (10‒3 тыс. до н. э.). Что же представляют собой жернова? Это примитивное механическое устройство, состоящее из двух округлых блоков. Его основная функция – перемалывание зерна и прочих растительных продуктов.
Ручная мельница была широко распространена в Древней Греции и Древнем Риме. Мельницы были разных размеров, большие мельницы вращались с помощью рабов или ослов.
С изобретением ручной мельницы процесс размалывания зерна облегчился, но по-прежнему оставался трудоемким и тяжелым делом. Не случайно, что именно в мукомольном деле стали появляться первые машины, заменившие ручной труд.

Мельницы у башкир вплоть до начала ХХ века были ручные. С XII века начали сооружать водяные и ветряные мельницы, с XIX века – паровые мельницы.
Паровая мельница, г. Санкт-Петербург, конец XIX века.
Ручная мельница у башкир
Большими выдумщиками и искусными изобретателями были башкиры. В башкирских поселениях часто появлялось что-то новое, оригинальное. В одной деревне, отмечал М.А. Круковский, башкир устроил над своим колодцем насос, а все жители ее продолжали черпать воду журавлем. В другом месте появлялась хитроумная рига в яме, и больше такой риги нигде не встретишь. В третьем месте имелась единственная домашняя мельница с деревянными жерновами. Традиционно башкиры использовали ручные мельницы – жернова (тирмән) и водяные мельницы (һыу тирмәне).
В Уфе на месте раскопок «Городище Уфа-2» археологи обнаружили остатки
древних жерновов (фото ИА «Башинформ»).
Иоган Готлиб Георги сообщает об одном из приемов молотьбы хлеба у башкир – с помощью лошадей.
«... очищают семена от соломы топтанием крупной скотины, на которой разъезжают верхом по сжатому хлебу. Перед употреблением в пищу хлебных зерен их очищают от кожуры или размалывают. От кожуры полбу, ячмень и просо очищали толчением в деревянных ступах, которые имелись почти во всех хижинах».
Иоган Готлиб Георги
Немецкий медик, химик, натуралист и этнограф. Участвовал в «Физической экспедиции» П.С. Палласа, занимался исследованием Поволжья, Среднего и Южного Приуралья, Западной Сибири, Прибайкалья, Даурии. Итогом этнографических исследований Георги стало подробное иллюстрированное описание народностей, населяющих Россию.
При молотьбе в основном использовали неподкованных лошадей (баҫым баҫтырыу), которых водили кругами по разложенным на току (ырҙын) снопам. Также молотили вручную деревянными цепами (сыбағас һуғыу), реже молотильными камнями-катками (ырҙын ташы). Мололи каменными или деревянными жерновами (ҡул тирмәне), также применяли ступы (киле).

Деревянные ступы, жернова.
Виды мельниц у башкир
Башкиры использовали в хозяйстве мельницы различного типа. Исходя из материала, из которого они были изготовлены, а также из принципа работы, их можно подразделить на такие виды.
Деревянная ручная мельница башкир.
1. Деревянные жернова (ағас тирмән) ‒ состояли из 2 обрезков берёзового бревна диаметром 40‒70 см, высотой 25‒30 см. Верх нижнего круга изготавливался выпуклым, а низ верхнего – вогнутым, в центре нижнего круга крепилась железная ось (кендек), на верхнем круге имелась специальная ручка (тотҡа). Для улучшения процесса размола зерна в трущиеся поверхности жерновов вбивали мелкие металлические пластинки. Зёрна или сушёные плоды засыпались в отверстие верхнего круга, который с помощью ручки приводился в движение. Под жернова подстилали телячьи, козьи или косульи шкуры.
2. Каменные жернова (таш тирмән) ‒ изготавливали из песчаника, по конструкции они были аналогичны деревянным, но меньших размеров (диаметром 36‒46 см, высотой 10‒12 см), иногда устанавливались на деревянную подставку. Изготовлением каменных жерновов занимались в Златоустовском, Уфимском, Стерлитамакском уездах.
Каменная ручная мельница башкир.

3. Водяные мельницы были мутовчатые (вода, падая на лопасти горизонтального колеса, заставляла вращаться ось с жёрновом) и колёсные (поток воды направлялся на лопасти или кюветы вертикального колеса, которое вращалось вместе с валом и приводило в движение жернова). В жернова засыпалось зерно, мука через сито собиралась в ларе, отруби по наклонному коробу осыпались в деревянные ёмкости.

Мельница-мутовка
Одним из интересных открытий П.С. Палласа, несомненно, является описанная им башкирская мельница-мутовка. Он увидел на берегу ручейка Кулмяк в маленькой башкирской деревне из шести дворов плотину и «крупяную мельницу». Пораженный увиденным чисто башкирским изобретением мельницы-мутовки, он дает ее подробное описание под названием «башкирская пшенная мельница».
Башкиры «избирают... самые маленькие ручьи, которые запруживают плетнем из хворосту и засыпают землею, либо делают настоящую малую плотину из фашиннику. При плотине срубают они на сваях стоящую небольшую избушку, посередине коей стоит сруб вместо стола; на нем лежат мельничные камни, кои никогда не бывают из камня, но только из крепкого какого корня или дерева сделанные круги, в которые вбиты многие маленькие железные лезвии без всякого порядка, но однако же так, что все они длиною от средоточия к округу простираются. Для остановления мельницы кладут долгий шест между лопаток, а другие делают жолоб подвижной, почему отворотя его на сторону то же самое производят. Короб, в коем зерна содержатся, висит на поперечинах мельницы подвижно и при оном рычаге, достигающий одним концом до верхняго жорнова, от котораго производимое в нем трясение сообщается коробу, и тем семяна из его вытрясаются, когда башкирцу вздумается мельницу на несколько времени остановить, или возпрепятствовать, чтобы зерен из короба более не сыпалось, то он отнимает только объявленный рычаг». Восхищенный Паллас отмечает: «Я сумневаюсь, может ли самый искуснейший художник изобресть простее оной водяную мельницу».
П.С. Паллас
Немецкий учёный-энциклопедист, естество­испытатель и путешественник на русской службе. Прославился научными экспедициями по Сибири и Южной России, внёс существенный вклад в становление и развитие биологии, географии, этнографии, геологии и филологии, является одним из основателей биогеографии и экологии.Экспедиция П.С. Палласа по России длилась 6 лет – с 1768 по 1774 год. На Южном Урале и в Башкирии она работала в 1769–1770 и 1773 годах.
Башкиры использовали ручную мельницу (тирмән) для перемалывания зерна, семян растений, сушеных ягод. Поверхность дисков мельницы разделена глубокими желобами, называемыми бороздами, от борозд, расширяясь, отходят более мелкие желобки. Система борозд и желобков образует режущую кромку и обеспечивает постепенное ссыпание готовой муки из-под жерновов.
Ручная мельница с желобками (фотография из фонда Национального музея РБ).
Издревле ручную мельницу использовали для получения ценного и полезного продукта – талкан.

В наши дни ручные мельницы уже стали музейными экспонатами. Их можно еще встретить в некоторых башкирских жилищах, где мельница хранится как семейная реликвия. При проведении праздников, Сабантуев можно увидеть ручные мельницы в деле.

Использование ручной мельницы на башкирском Сабантуе.
Легенды и поверья, связанные с жерновами
Во многих культурах каменные жернова выступают символом преобразования. При этом нижний камень – это земная твердь, а верхний – небеса. Существуют народные поверья, связанные с этим древнейшим механизмом. Например, жители Ишимбайского района убеждены, что если установить каменные жернова в фундаменте дома, то они принесут счастье.

Ручные мельницы находят отражение в родинных обрядах башкир. Например, беременной запрещалось крутить жернова, чтобы пуповина не обмоталась вокруг головы ребенка.

Жернова встречаются и в топонимических легендах. Так речка, пропадающая у подножия Змеиной горы, по словам В.И. Даля, «пошла к шайтану в кабалу, жернова ворочать». Здесь описывается Хазинская пещера (Тирмян-Таш) в горе Тирмен-Тау (Мельница-гора) в Ишимбайском районе.

Программа телеканала БСТ «Мистический Башкортостан. Сила каменных жерновов».
Жернова в пословицах и поговорках
Һәр кем үҙ тирмәненә һыу ҡоя. (Каждый на свою мельницу воду льет.).

Тел менән тирмән тарттырып, онло булып булмай. (Разговорами сыт не будешь.).

Cписок использованной литературы:

1. Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. М.: Академия, 2000.

2. Байскова Н.П., Фатьянов Я.И. Основные виды традиционного хозяйства башкир // Исторические науки и археология. International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol.7, 2019.

3. Башкиры: Этническая история и традиционная культура / Н.В. Бикбулатов,
Р.М. Юсупов, С.Н. Шитова, Ф.Ф. Фатыхова. Уфа: Башк. энцикл., 2002.

4. Бикбулатов Н.В. Системы земледелия башкир в XIX – начале XX в. // Хозяйство и культура башкир в XIX – начале XX в. / Отв. ред. Р.Г. Кузеев. М: Издательство «Наука», 1979.

5. Галигузов И.Ф. Народы Южного Урала: история и культура. Магнитогорск, 2000.

6. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа: Китап, 2009.

7. Мурзабулатов М.В. Скотоводческое хозяйство зауральских башкир в XIX – начале XX в. // Хозяйство и культура башкир в XIX – начале XX в. / Отв. ред. Р.Г. Кузеев. М: Издательство «Наука», 1979.

8. Мурзабулатов М.В. Техника земледелия у зауральских башкир // Культура и быт башкир / Сб. статей. Уфа: БФАН СССР, 1978.

9. Надршина Ф.А. Русско-башкирский словарь пословиц-эквива­лентов. Уфа: Китап, 2008.

10. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006.

11. Токарев С.А. Этнография народов СССР [Текст]: Ист. основы быта и культуры. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1958.
© Осипов А.И., автор-составитель, 2020.