Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК


Костюмные комплексы марийцев Башкортостана

Выделяются два костюмных комплекса марийцев Башкортостана: прибельская (бассейн р. Белой) и икско-сюньская (бассейн рек Ик и Сюнь) подгруппы восточных марийцев. Их особенностью является
существенное влияние со стороны башкир.

От башкир были заимствованы:
изготовление одежды из пестряди и украшенной
узором домотканины, свободные гладьевые вышивки
(обычно цветочный орнамент), головной убор кашпау,
вязаные колпаки с кисточкой, нагрудники, украшенные позументом и монетами (яга, теньге), перевязи (дауэт).
Праздничной верхней одеждой стали заимствованные у башкир кафтаны,
украшенные позументом – пешмет. Мужчины стали
носить тюбетейку и малахай.
Сведения об особенностях одежды восточных марийцев
содержатся в научных и научно-популярных монографиях, сборниках, отдельных статьях и заметках, начиная со второй половины XVIII в., когда велась работа академических экспедиций.
В 1770 г. Н. П. Рычков посетил марийские деревни Сухоясы
и Сусады Уфимской провинции.

На изображении: Н. П. Рычков.
В 1773 г. П. С. Паллас побывал в марийских деревнях Кябаке, Сузабебаше и Иванкине. По его описанию, марийские женщины
в XVIII столетии надевали вышитые холщовые рубахи и кафтаны, рубахи вышивали или украшали аппликацией на груди и по подолу, застегивали «двумя большими медными пряжками,
кои подобие кольца имеют». Замужние женщины покрывали голову вышитым убором в виде «полуаршинного вместе собранного и на конце сшитого лепеста, который сшитым
углом на передний узел волос входит», на него накидывали суконный платок с вышитым углом. Девушки носили
«по образу татарок круглые копейками укладенные шапки» (Паллас, 1788, с. 27–28). Вероятно, П. С. Паллас описал шыҥашовычо и такия.

На изображении: П. С. Паллас.
В 1848 г. появилась публикация землемера В. Лоссиевского
«Быт и праздники черемис Оренбургской губернии» (1848).
В ней автор пишет, что в Бирском уезде «Черемисы мало имеют различия с татарами. Такую же носят длинную рубашку, кафтан
и тюбетейку»; «как мущины, так и женщины, носят легкий кафтан из белого грубого холста, особого покроя и с вышивкою на воротнике, рукавах, полах и лифах простым шолком». Женским головным убором служил «холстяной, вышитый шолком разного цвета» «кусок полотенца, имеющего в длину 10 вершков, и
в ширину до 6 вершков; в одном конце сшит углом, которым и надевается этот убор вперед головы, а прочия части его, особенно задний конец, просто с головы висят». Праздничные наряды составляли синие суконные кафтаны. Женщины застегивали
их спереди на петлицы и набрасывали сверху белый вышитый холщовый платок. На голову по праздникам, особенно на свадьбы, надевалась «высокая шапка в размер колпака, к верху плоская, на 4 вер. в ширину», которая вся была унизана старыми серебряными копейками и стеклярусом. К его затылочной части прикреплялась лопасть в виде длинной косы (Лоссиевский, 1848, № 41). Вероятно, автор сообщает о бытовании в то время среди марийцев губернии старинных головных уборов типа шурка, которые в дальнейшем вышли из употребления.

На изображении: В. С. Лоссиевский.
В 1859 г. одежду марийцев Оренбургской
губернии, как и другие области этнической
культуры, описал преподаватель Оренбургской духовной семинарии В. М. Черемшанский.
В конце XIX – начале XX в. появились работы профессора Казанского университета И. Н. Смирнова «Черемисы» (1889), земского начальника А. Ф. Комова (1889), учителя Мендиарова (1894), марийского просветителя П. П. Ерусланова (1896), полицейского пристава М. В. Колесникова (1897), члена Уфимского губернского статистического комитета В. И. Филоненко (1912, 1914). П. Ерусланов отмечал, что «отличить по костюму белебеевских и мензелинских черемис от татар довольно трудно» (Ерусланов 1896, с. 325). То есть существенные изменения в костюмном комплексе наблюдались во второй воловине XIX в.

На фото: традиционный костюм прибельских марийцев. С. Никольское Краснокамского р-на РБ, 2005.
В статье члена Общества по изучению Башкирии П. М. Муреева (1930) на основе материалов экспедиции 1929 г. в марийские деревни Уфимского кантона (Большие и Малые Шиды, Старое и Новое Бедеево) рассматриваются изменения, происходящие на селе с установлением советской власти. По его данным, в 1930-е гг. в Бирском и Мишкинском районах, женщины-марийки носили «длинное домотканое холщевое платье с ситцевой отделкой на подоле и рукавах, фартук с узорами, бешмет, на голове платок»,
а «обычную одежду» марийца, составляли «шабур, бешмет, длинная до колен холщевая рубаха и войлочная шляпа». В то же время, как отмечает исследователь, «молодежь в последнее время начинает одеваться по-новому – вместо обычной войлочной шляпы носят кепку, носят брюки, сапоги, пальто»,
а некоторые замужние женщины перестают использовать
«шынга шовюч».

На фото: Лидия Яшкузина. Д. Большие Шиды Нуримановского р-на РБ.
Значительный вклад в изучение восточных марийцев внесли финские исследователи. В августе 1884 г. марийцев Уфимской губернии посетил этнограф Аксель Олай Хейкель, занимавшийся изучением традиционного жилища и одежды. Он побывал у марийцев деревень Чураево, Кильбахтино, Киебак и Тюльди Бирского уезда. В полевом дневнике он пишет, что прибыв в Чураево, на первый взгляд ему показалось, что здесь живут смешанно татары и марийцы, т.к. все мужчины носили татарскую одежду, марийскую же одевали только женщины (Heikel, 1887). А. О. Хейкеля сопровождал в экспедиции художник А. Рейнгольм. Его акварели и графические рисунки служат ценным источником при изучении марийской одежды и вышивок. В настоящее время они хранятся в Фотоархиве Музейного ведомства Финляндии. В д. Чураево художник запечатлел образцы вышивок, белый вышитый кафтан, изобразил юношу в кафтане и тюбетейке, сани; в д. Кильбахтино – мариек в традиционной вышитой одежде. Свои научные материалы и иллюстрации по марийцам А. О. Хейкель опубликовал в книге, посвященной традиционным жилищам финно-угорских народов.

На фото: А. О. Хейкель
Дольше этнические традиции сохранялись у прибельских марийцев. В конце XIX – начале XX в. женщины носили рубахи (тувыр) из клетчатой или полосатой пестряди. К стану рубахи туникообразного покроя пришивался подол из нескольких полотнищ. На талии имелась оборка из фабричной ткани (изи урвалте), украшенная несколькими разноцветными лентами. Праздничные рубахи шили из домотканины с тканым узором. Рубахи подпоясывались передниками (ончылансакыш, ончылансакыме). Верхней одеждой в летний период служили пестрядинные распашные кафтаны (шовыр), обычно белого, черного и красного цветов в мелкую полоску, в зимний – суконные кафтаны (мыжер) и шубы из овчины (кӱрык). В качестве ритуальной одежды продолжали бытовать белые распашные кафтаны (ош шовыр), украшенные вышивкой. Праздничной верхней одеждой служили заимствованные у башкир кафтаны, украшенные позументом – пешмет.
Своеобразным головным убором прибельских мариек являлось «головное полотенце» – шыҥашовычо или ӓкай. Он представлял собой прямоугольный, почти сплошь вышитый кусок холста, верхняя часть которой сшивалась в виде треугольника с пришитыми к нему монетами, нижняя часть украшалась бахромой, бисером, ужовками, нухратками и мелкими монетками. Их носили замужние женщины, причем узор вышивки отличался в зависимости от возраста.

На фото: головной убор шыҥашовычо
Процесс эволюции этих головных уборов хорошо прослеживается по музейным коллекциям. По
сравнению с современными шыҥашовычо, которые в ширине составляют только 11–14 см, старинные, судя по приобретенным А. О. Хейкелем в 1884 г. в дд. Кильбахтино и Чураево Бирского уезда образцам, были более
широкими – 25–26 см. К тому же вышивка на позднейших модификациях заменена узорной машинной строчкой. Поверх шыҥашовычо повязывали вышитый холщовый платок – солык. Девичьим головным убором служила такия – шапочка полусферической формы, украшенная монетами, бусами и бисером.
Вышитый платок солык. С. Чураево Мишкинского р-на РБ. 2010 г.
У прибельских мариек широкое распространение получили украшения из серебряных монет и бисера. Старинным украшением являлись застежки шыркама – круглые медные фибулы, которые постепенно вышли из употребления. Широко были распространены прямоугольные нагрудники нескольких вариаций, украшенные монетами и позументом (кöкрак теҥге, сога). В паре с такией надевали пелыштеҥге – подбородочное украшение из монет и бисера. В косы вплетали ӱпкандра – ленты с монетами на концах. На руках носили кольца (шергаш) и браслеты (кидшол).

На фото: традиционный костюм прибельских марийцев.
Д. Акуди Бирского р-на РБ, 1970-е гг.
Икско-сюньские марийки носили длинные пестрядинные рубахи, подобные башкирским. Вокруг грудного разреза нашивали цветную тесьму (изю). В качестве головного убора служили головные полотенца – тастар, которые представляли собой длинные полосы из белой ткани, концы которых были украшены тканым узором. Боковые края вышивались шерстяными нитками. Молодые женщины носили платки (солык). Заимствованным убором служил кашпау – шапочка или налобная повязка с широкой накосной лентой (чачкап), украшенной серебряными монетами и подвесками чолпо. Встречались также заимствованные вязаные колпаки с кисточкой. Были распространены нагрудники, украшенные позументом и монетами (теньге), перевязи (дауэт).
На фото: икско-сюньские марийцы. С. Старотумбагушево Шаранского р-на РБ. 1930-е гг.
К настоящему времени у прибельских марийцев традиционный костюм сохраняется в качестве семейной реликвии, его надевают на семейные торжества, а также участники художественной самодеятельности. Традиционный костюм икско-сюньскими марийцами утрачен. Вместе с тем, сохраняются традиционные фасоны одежды, сшитой из фабричных тканей.

На фото: Прибельские марийцы. С. Нижний Тыхтем Калтасинского р-на РБ. 2006 г. Фото Р.Р. Садикова.
Костюмные комплексы марийцев Башкортостана
представляют собой результат длительного этнокультурного
взаимодействия с башкирами, заимствования их традиций и
творческой переработки. Это уникальное явление,
не имеющее аналогов.
Марийцы Башкортостана относятся к этнографической группе восточных марийцев
(эрвел мари). Исследователи выделяют четыре подгруппы восточных марийцев: прикамские
(чолман мари) – Татарстан, Удмуртия; уральские (урал мари) – Свердловская область, Пермский край; икско-сюньские (белебей мари) – Бакалинский, Белебеевский, Туймазинский и Шаранский районы РБ, Актанышский, Мензелинский и Муслюмовский районы Республики Татарстан; прибельские
(ӱпö мари) – Балтачевский, Бирский, Благовещенский, Дюртюлинский, Караидельский, Калтасинский, Краснокамский, Мишкинский, Нуримановский, Янаульский и другие районы РБ.

На фото: Прибельские марийцы. С. Старобазаново.
Значительная часть марийского населения Башкортостана относится к прибельской группе,
другую, более малочисленную часть, составляют
икско-сюньские марийцы.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Большинство икско-сюньских и прибельских марийцев сохраняют языческие верования. Часть марийцев сменила этническую идентичность на башкирскую или татарскую. Большая часть не только сохраняет, но и возрождает традиционную религию.
До революции 1917 г. марийцы назывались черемисами. Башкиры их называли сирмеш. Самоназвание – мари, марий. Икско-сюньские марийцы называли себя «белебей мари» в связи с вхождением в прошлом в Белебеевский уезд Уфимской губернии, в настоящее время дифференцируют по району расселения – «шаранские мари».
Заимствованные у башкир элементы костюмного комплекса сохранили первооснову названий: такия (таҡыя), пешмет (бишмәт), яга (яға), кашпау (ҡашмау).
Такия.
Нагрудник яга.
Головное полотенце тастар.
Традиционная старинная вышивка восточных марийцев делалась
шерстью темных цветов на белом (преимущественно конопляном) холсте. Музейные экспонаты украшены шерстью и шелком. В их числе нередко вышивкой украшен нагрудный вырез. Особенностью прибельских марийцев является женская рубаха из белого холста с вышивкой
на груди в виде ромба, выполненной в технике косой стежок. Вышивка могла быть усложнена парой крючков от углов, называемых тамга.
На фото: нагрудная вышивка с розетками тамга. Косой стежок.
Вышивка восточных марийцев от башкир и татар заимствовала цветочные орнаменты, выполненные гладью, хотя сохранялись и геометрические узоры. Вместо старинных техник вышивки стали практиковать аппликацию лентами и пестрыми нашивками, машинную узорную строчку. В XX в.
восточные марийцы стали вышивать
в технике крест.
Национальный костюм марийцев Республики Башкортостан.
Список литературы:
  1. Информант: Галиева Фарида Габдулхаевна, доктор филологических наук, кандидат исторических наук.
  2. Газетные корреспонденции У. Хольмберга недавно переизданы в оригинале и в переводе на русский язык: Путешествия к удмуртам и марийцам. Письма Уно Хольмберга 1911 и 1913 гг. (Matkat udmurttien ja marien luo. Uno Holmbergin kirjeitä vuosilta 1911 ja 1913) / под ред. С. Лаллукки, Т.Г. Миннияхметовой, Р.Р. Садикова. Серия «Финляндия в России». СПб.: Европейский дом, 2014.
  3. Гареев И. С. Марийские крестьяне Прикамья и Приуралья в XVIII–первой половине XIX в. Бирск, 2014.
  4. Голубкин П. С. Тайна «Султан-Керемета». Краткий историко-этнографический очерк о пережитках дохристианских народных верований восточных марийцев. Туймазы, 1994.
  5. Евсевьев Т. Этнографический отчет, записанный у восточных марийцев из уездов Бирского и Красноуфимского в 1924 году за время с 21/IX – 2/XI – 1924 года.
  6. Ерусланов П. Краткий отчет о поездке к черемисам Уфимской губернии летом 1896 г. // Этнографическое обозрение. 1896, № 2–3.
  7. Ерусланов П. Очерк быта и преданий восточных черемис // Известия Оренбургского отдела Императорского Русского географического общества. Оренбург, 1894. Вып. 4.
  8. Ефименко Е. Л. Особенности этнонационального самоопределения финно-угорских народов Волго-Уральского региона в постсоветский период. Уфа, 2010.
  9. Ибулаев Г. И. Марийцы // Народы Башкортостана. Энциклопедия. Уфа, 2014.
  10. Изибаева Г. М. Некоторые особенности похоронной обрядности марийцев Республики Башкортостан // Этнос. Общество. Цивилизация: Четвертые Кузеевские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015.
  11. Козлова К. И. Восточные марийцы // История, археология, этнография. Труды МарНИИ. Йошкар-Ола. 1958. Вып. XI.
  12. Колесников М. Черемисы-язычники в Белебеевском уезде // Уфимские губернские ведомости. 1897. № 87, 89, 90, 91.
  13. Комов А. Ф. Черемисы и вотяки середины северной половины (второй стан) Бирского уезда. Этнографические очерки // Уфимские губернские ведомости. 1889, № 37, 38, 39, 41, 42, 43, 44, 46, 47, 48.
  14. Лаллукка С. Восточно-финские народы России. Анализ этнодемографических процессов. СПб., 1997.
  15. Лоссиевский В. Быт и праздники черемис Оренбургской губернии // Оренбургские губернские ведомости. 1848. № 41, 42.
  16. Марийцы. Историко-этнографические очерки. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005.
  17. Мендиаров. О черемисах Уфимской губернии // Этнографическое обозрение. 1894, № 3.
  18. Молотова Т. Л. Межэтнические контакты марийцев в Башкирии // Мы и как удмурты, и как чуваши… Взаимная социально-культурная адаптация в этнически смешанных селениях. Сб. статей. М., 2007.
  19. Муреев П. М. Из жизни и быта марийцев Башкирии (из материалов экспедиции 1929 г. в марийские деревни Уфимского кантона БАССР) // Краеведческий сборник. № 3–4. Уфа, 1930.
  20. Мурзабулатов М. В. Марийцы // Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан. М.-Уфа, 2007.
  21. Мурзабулатов М. В. Финно-угорские народы Башкортостана. Уфа: Гилем, 2010.
  22. Народы Среднего Поволжья и Приуралья. Ч. 1. Финно-угорские народы. Каталог-указатель этнографических коллекций. Л.: ГМЭ СССР, 1990.
  23. Национальный костюм марийцев Башкортостана. Фильм Кильмаматова Р.Р. https://www.youtube.com/watch?v=AA_62haSj-4&feature=emb_logo.
  24. Нечвалода Е. Е. Вышивка народов Башкортостана XVIII–XX вв. (эволюция и модернизация) // Традиционная культура народов Урало-Поволжья в условиях модернизации общества. Сб. статей. Уфа. 2011.
  25. Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. СПб., 1788. Т. 3. Ч. 2.
  26. Путешествия к удмуртам и марийцам. Письма Уно Хольмберга 1911 и 1913 гг. (Matkat udmurttien ja marien luo. Uno Holmbergin kirjeita vuosilta 1911 ja 1913) / под редакцией С. Лаллукки, Т. Г. Миннияхметовой, Р. Р. Садикова. Серия «Финляндия в России». СПб.: Европейский дом, 2014.
  27. Рычков Н. П. Журнал, или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 году. СПб., 1770. С. Рычков П. И. Топография Оренбургская. Ч.2. СПб., 1762.
  28. Садиков Р. Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография. Уфа: ООО «Первая типография», 2016.
  29. Садиков Р. Р. Этнография, фольклор и язык марийцев Башкортостана в исследованиях финских ученых // История академических исследований территории страны и создание региональных научных центров Российской академии наук (к 60-летию Уфимского научного центра РАН). Сборник работ участников Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2011.
  30. Сепеев Г. А. Восточные марийцы. Историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX – начало XX вв.). Йошкар-Ола, 1975.
  31. Сепеев Г. А. Финские ученые и традиционная этнография марийцев // Финские ученые о языке и культуре марийского народа. Материалы научной конференции. Йошкар-Ола, 2002.
  32. Смирнов И. Н. Черемисы. Историко-этнографический очерк. Казань, 1889.
  33. Филоненко В. Отчет о командировке в Бирский уезд к язычникам-инородцам // Адрес-календарь Уфимской губернии на 1914 год. Уфа. 1914.
  34. Филоненко В. У язычников-инородцев Уфимской губернии. Уфа, 1914.
  35. Черемшанский В. М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859.
  36. Шитова С. Н. Марийцы // Народы Башкортостана. Историко-этнографические очерки. Уфа. 2002.
  37. Этнография. Мордва и черемисы Оренбургской губернии // Оренбургские губернские ведомости. 1845, № 42.
  38. Этнокультурные процессы на Южном Урале в XX – начале XXI в. / Ф. Г. Галиева, Р. Р. Садиков, Е. Е. Нечвалода и др. СПб., 2015.
  39. Ягафова Е. А., Данилко Е. С., Корнишина Г. А., Молотова Т. Л., Садиков Р. Р. Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья. Самара. 2010.
  40. Ялкаев Я. Этнографическое изучение восточных марийцев // Советская этнография. 1932, № 2.
  41. Ямурзина Л. Обряды семейного цикла мари в контексте теории обрядов перехода (на примере восточных мари). Tartu, 2011.
  42. Яфаева Г. М. Похоронно-погребальная обрядность прибельской группы восточных марийцев // Вестник Челябинского государственного университета. Серия История. 2014. Вып. 60.
© Газизов Р.Ф., составитель лонгрида, 2020