Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Промысел заготовки лыка у башкир
Первые упоминания о лыке в русских источниках относятся к XII—XIII векам: «Лыко — волокнистая древесная ткань, отделяемая непосредственно от ствола». Дранье лыка у многих народов было распространенным ремеслом.
В традиционном хозяйстве башкир, особенно башкир-катайцев Инзерского бассейна, а также в Зианчуринском, Баймакском, Бурзянском, Туймазинском, Аургазинском, Белебеевском районах были свои мастера. Из лыка плели лапти, циновки, попоны, веревки разной толщины (арканы). Изготавливали разнообразную утварь, прокладки для седел, хомутов, седелки, чехлы для топоров, кисти для побелки, банные мочалки и мочалки для кухни. Разнообразие применения лыка объясняется тем, что дерево в тех краях было одним из основных материалов при хозяйственных постройках и служило сырьем для многих ремесленных дел.
Дранье лыка — своеобразное ремесло. К сожалению, сегодня почти забытое. Издревле работа с лыком начиналась с наступлением весны. Сначала снимали липовую кору для мочала во время сокодвижения в деревьях — с конца мая по июнь. А для получения более качественного материала возвращались к этим заготовкам позжe — в июле. Эта работа всегда считалась сезонной. Процесс получения лыка у всех народов разный, но приемы практически одни и те же. Сначала тщательно выбирали дерево, затем валили его с помощью топора, отдирали длинные полосы коры с помощью того же топора или специального инструмента в виде длинной палки с острым концом. Также драли лыко и руками. Получали кору в виде трубок: одна толстая, другая более тонкая. После этого их надевали друг на дружку и погружали для замачивания в воду. Вода должна была быть теплая, спокойная — без течения, у берега. В Белорецком районе на пути к Инзеру часто встречались в мелких речках запруды с мокнущим лыком. Такое мочение продолжалось до конца лета, до самой осени. В августе-сентябре древесную ткань уже можно было отделить от ствола. Теперь мастера привозили вымоченное и тщательно промытое от слизи и ила лыко в деревню, вешали под навесом для сушки. Бывало, что высушенную часть липовой коры связывали как пшеничные колосья. В итоге получали белое и желтое лыко. Белое, как правило, использовали для душистых мочалок, а желтое, попроще, — для хозяйственных нужд.
В этой работе участвовали в основном мужчины, так как она очень трудоемкая и требовала от мастера много сил. Во время войны и в послевоенные годы в некоторых отраслях лесозаготовки трудились женщины и подростки. Трудились круглый год: зимой рубили лес и вывозили к сплавным рекам, весной работали на сплаве, получали смолу, заготавливали лыко. Рубка и сплав леса, заготовка различного сырья, гонка смолы и дегтя, дранье лыка, углежжение многие годы были главными промыслами башкир-катайцев.
Рассказывает Ринат Шайбаков, историк-краевед из Белорецкого района:
«В Белорецком районе все деревни устья реки Инзер занимались лесоразработкой и лесопромышленным ремеслом. Одно из них — дранье лыка, своеобразное ремесло многих народов. По берегам реки Инзер и с западной стороны горы Зильмердак растет много липы. Отсюда и липовый мед. Лыко всегда являлось востребованным товаром. Его продавали или обменивали в близлежащих городах или в больших населенных пунктах: Верхнеуральске, Катав-Ивановске, на Аскинском рынке. Продавали или обменивали на картофель, чай, сахар. Русские промышленники: Куликов, Колотов, Некрасов — держали малые предприятия. Заводские сообщества также не отворачивались от такого прибыльного дела. В 1905 году во время кризиса Лемезинский завод (в народе называемый “французский", потому что контрольный пакет акций был в Парижском банке) для того чтобы обеспечить людей работой, полностью перешел на лесозаготовку. Одна из контор находилась в деревне Зуяково. Там историки обнаружили интереснейший документ: "Когда в Зуяковской конторе произошел пожар, и сгорело все лыко, то ущерб, нанесенный предприятию, выплатило страховое общество «Саламандра‎»“, — говорилось в нём».
Драньем лыка активно занимались все лесные хозяйства Инзера. А один из крупнейших трестов со времен СССР «Союзплодтара» имел свое подразделение на Архангельском лесотарном заводе. Небольшой филиал его находился в деревне Габдюково Белорецкого района. Хозяйство занималось драньем лыка, пилением досок, изготовлением лотков, всевозможной тары. Жители маленькой деревни отправляли свою продукцию вплоть до Украины. После развала Советского Союза лыко стало менее востребованным. Оставались, конечно, предприятия, которые занимались этим ремеслом, но масштаб был уже не тот, что в советское время. Сегодня приезжие иногда интересуются экологически чистой продукцией — банной мочалкой. Недавно народный театр попросил найти лыко для декорации. Когда нашли, очень обрадовались. Лучше, конечно, будет не драть лыко, а сохранять липовые леса для башкирского меда.
Ринат Шайбаков, историк-краевед из Белорецкого района
К слову, с конца XIX и до начала XX века лесозаготовительные предприятия русских промышленников были в деревнях Белорецкого района.
Байтулла Фаткуллин, журналист, родом из деревни Габдюково, с детства помнит ремесло своих односельчан:
«Население Белорецкого района из-за обилия лесов особо не могло заниматься земледелием. Поэтому активно развивали лесозаготовку и ремесленное дело. Помню, жители нашей деревни изготавливали хлебные тары для всего Советского Союза. Отец на лесозаготовках работал с 12 лет, потому что другой работы не было. Все мужское население деревья валило, лыко драло, хлебные лотки, тару делало».
Из лыка плели разные предметы. В первую очередь, необходимую для хозяйства утварь. А незаменимые лапти считались главным атрибутом одежды крестьян. Лапти носили не только деревенские жители, но и горожане. Лапотное дело было развито во многих провинциях России.
Лапти
Лаптеплетением занимались в Белорецком, Аургазинском, Туймазинском, Белебеевском районах — там, где лыко драли в промышленных масштабах. В конце XIX века в одной только Уфимской губернии 737 хозяйств занимались плетением лаптей (информация Историко-краеведческого музея г. Белебея). Башкиры и татары, как и русское, финно-угорское население, носили лапти. Берегли сапоги, сарыки (изготовленные из шкурок животных). А лаптей изнашивали аж по 5-6 пар за год! Как рассказывает старшее поколение, чтобы лапти не промокали, подошву их заливали березовым дегтем или прибивали к ней деревянные брусочки. Также для прочности подошву подплетали лыком, веревкой, подшивали кожей. Почти забытое ремесло сегодня возрождают старейшие жители Аургазинского района. Здесь еще можно встретить мастеров-лапотников. Один из них — Петр Тимофеевич Семенов. По его словам, если раньше вязать лыко считалось самой простой работой, то теперь это почти забытое искусство. И по сегодняшним меркам — трудозатратное. Потому что на один лапоть уходит почти целый день.
Мои лапти по всей России, везде. В Москве три пары, в Барнауле, в Уфе…
Петр Семенов, ветеран труда
Своего рода «лапти» плели и лошадям. Что удивительно, такую «плетеную обувь» еще можно встретить в музеях Башкортостана. Зачем лошади лапти, если у нее есть подковы? Дело в том, что ранней весной лошадь могла поранить ноги о плотный наст, а лапти оберегали животное от этого.
Подобную «обувь» плели круглой формы с помощью деревянного кочедыка. Плетеные предметы и кочедык хранятся в с. Ассы в Музее Арслана Мубарякова и в Зуяковском школьном историческом музее.
Хозяйственная утварь
Башкиры также занимались изготовлением утвари из лыка. При этом использовали не только липовое, но и березовое, вязовое, черемуховое лыко. Делали короба, корзины, кузова, котомки. Изготавливали высокие лыковые сумки для бутылей — для бузы, айрана, воды, а также для переноски и хранения продуктов. Обычно лыковый короб с провизией привязывали к седлу во время летних сенокосов. Изготавливали и кнуты для лошадей, и чехлы для топоров.
Изготовление циновки, попоны
Плетением циновок (подстилка, попона — накидка, септә — на башк. яз.) занимались как мужчины, так и женщины. Применение их было весьма разнообразным. Самое главное преимущество циновок — натуральный материал. Поэтому в отдаленных башкирских деревнях их до сих пор используют как подстилку под ноги, как седелку для бани, а попону – для укрытия лошадей от холода. Для плетения использовали специальное устройство, состоящее из досок с зарубками из 12 и 13 пар деревянных чурок. Во время работы такое приспособление с чурками с помощью веревки прикрепляли к потолку, после этого приступали к плетению. Сначала по краю доски раскладывались волокна мочала, а затем чурки перекидывались с одной стороны на другую. Плели до тех пор, пока не получали попону желаемого размера. Эти станки сегодня можно увидеть не только в музеях, они встречаются и у некоторых деревенских мастеров лыка дома. Работа на этом станке ручная, трудоемкая.
Булат Тлявсин — единственный мастер лыка из деревни Бурзян-Елга Баймакского района. В былые времена этим ремеслом занимались его отец и еще несколько мастеров деревни. Бурзян-Елга граничит с одной стороны с лесным Зилаирским, с другой — с Бурзянским районами. В этом регионе тоже еще есть мастера лыка.
От отца мне досталось это устройство. Оно раритетное. Отец всю жизнь лесом занимался, лыко драл, седла для лошадей, сани делал. Был мастером. Продукция из лыка экологичная, прочная. Вью веревки, седелки для бани, ковры-рогожи для чулана, седла, попоны для лошадей, мочалки для бани делаю. Конечно, хотелось бы это сделать источником дохода. Но наша деревня отдаленная, с продажей проблематично, сюда никто специально не приедет...
— Булат Тлявсин, мастер лыка из деревни Бурзян-Елга Баймакского района.
Витье веревок, арканов
Витье веревок получило распространение в горных и горно-лесных районах Башкортостана. Арканы(толстые веревки из лыка) остаются востребованными благодаря их исключительной долговечности и прочности. Но сегодня они есть не во всех хозяйствах. Раньше их часто использовали на охоте, в рыболовстве, на сенокосе, в различных хозяйственных работах. Для витья веревок старались заготовить как можно более длинное лыко. Выбирали желтоватую, более прочную полоску. Различных инструментов и механизмов для выполнения этой работы было много. Но суть заключалась в следующем: сначала волокно скручивали в пряди в одну сторону, а потом, уже из этих прядей, вращением свивали веревку, закручивая ее при этом в противоположном направлении.
У башкир много плетеного было и дома: и крышу крыли, и заборы; мосты делали, загоны для скота. Всюду находилось применение плетению. Деревенским детям даже игрушки плели. Тельце куклы делали из дерева, а волосы и лапти — обязательно из лыка. Башкиры-катайцы вплоть до конца XX века продолжали изготавливать лыко традиционным способом. Ремесло было развито практически во всех населенных пунктах Белорецкого района. Когда-то столь необходимые в хозяйстве предметы из лыка сегодня в основном хранятся в музеях, но нередко их все же можно увидеть и в обиходе. Во многих деревенских домах они и в наши дни пользуются спросом. Художественные промыслы — важный элемент культуры и быта народов. Потому и сегодня они находят отражение в репертуаре фольклорных коллективов тех районов, где было развито то или иное ремесло. Ведь народное творчество испокон веков сроднилось именно с привычными занятиями людей: земледелием, скотоводством, охотой, рыбалкой. Таков традиционный путь многих видов ремесел нашей огромной страны.
Материалы:
Фотографии: Музей Арслана Мубарякова, с. Ассы, Белорецкий районы РБ. Автор: Ямиля Салимьянова, заведующая СДК.
Интервью краеведа из Белорецкого района Р. Шайбакова.
Видео: д. Бурзян-Елга, Баймакский район РБ. Автор:
Г. Ишбулатова, оператор Х. Кумушбаев.
Сюжет о лапотниках. ГТРК «‎Башкортостан».
Фольклорный обряд «‎Мастера Белоречья» Ассинского сельсовета Белорецкого района РБ.
Верстка: Рустем Тухбетов
© Ишбулатова Г. А., автор-составитель, 2021