Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Башкирская народная историческая песня


«ЛЮБИЗАР»



Популярная
башкирская народная песня
об Отечественной войне
1812 года.

Поэтический текст песни «Любизар»
впервые был записан Ф. К. Туйкиным
в 10-е годы 20 века (использован в его
пьесе "Ватан ҡаһармандары" - "Герои Отчизны" и опубликован в одноименной книге в 1912 году).

Ф. К. Туйкин
Советский поэт

З. С. Игдавлетов
Актёр Башкирского академического театра драмы. Народный артист БАССР.

Вариант песни, записанный
М. М. Валеевым в 1946 году со слов
З. С. Игдавлетова, народного музыканта, артиста Башкирского государственного
театра драмы им. Мажита Гафури,
опубликован в сборнике «Башҡорт
халыҡ йырҙары».
Возникновение песни «Любизар» связано с событиями Отечественной войны 1812 года и заграничными походами русской армии в 1813–1814 годы, когда башкирские полки участвовали в изгнании наполеоновских войск из России и прославились настолько, что французы прозвали их «северными амурами» за их скорость передвижения и больно жалящие стрелы.

Из мемуаров французского генерала Марбо:

«
Во время нашего пребывания на высотах у Пильница неприятель, в особенности русские, получили многочисленные подкрепления, из которых главное под начальством Беннигсена, состояло не менее как из 60 тыс. человек.

Это подкрепление было приведено из-за Москвы и заключало в себе очень большое количество татар и башкир, вооруженных одними луками и стрелами. Наши солдаты за их луки и стрелы прозвали башкир «северными амурами».

Источник изображения: zen.yandex.ru
Эти новички, еще совсем не знавшие французов, были так воодушевлены своими предводителями, что, ожидая обратить нас в бегство при первой встрече, в самый день своего появления в виду наших войск кинулись на них бесчисленными толпами, но, встреченные залпами из ружей и мушкетов, башкиры вынуждены были отступить,
оставив на месте битвы значительное число убитых.
Эти потери вместо того чтобы охладить их наступление, казалось, только его подогрели. И, так как они двигались без всякого построения и никакая дорога их не затрудняла,
то они носились вокруг наших войск, точно рои ос, прокрадываясь всюду. Настигнуть их было очень трудно, атаки этих варваров постоянно повторялись и русские поддерживали их отрядами гусаров, чтобы воспользоваться тем беспорядком, который башкиры могли произвести в том или другом месте нашей линии.
Варвары громкими криками окружили наши эскадроны, пуская в них тучи своих стрел…
Один из самых храбрых моих унтер-офицеров Меляэн, кавалер ордена Почетного Легиона, был ранен навылет стрелою, которая, вошедши в грудь, вышла через спину… В моем полку было несколько людей и лошадей раненных, да и сам я был легко ранен в ногу этим забавным снарядом.

»
Отмечая патриотический подъем среди башкир и других нерусских народов, участник войны 1812 года С. Н. Глинка писал, что «не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою и образом жизни, народы кочующие – и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую. Мордва, тептяри, мещеряки, черемисы ревностно и охотно шли на службу; башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали у правительства, не нужны ли их полки».

С. Н. Глинка
Русский писатель, публицист, историк
Начиная с 1798 года башкиры несли казацкую службу, подчиняясь военному ведомству.
Из их среды появились командные кадры, имеющие военные заслуги
и служившие продолжительное время. Они получали чины иррегулярных
войск: зауряд-хорунжего, есаула, зауряд-сотника и т. д. К началу Отечественной войны башкиры уже имели опыт боевых действий против французов.
Они участвовали в войне 1805–1807 гг. с наполеоновской Францией.
Имеются указания о том, в 1806–1807 годах
во время войны с Францией было сформировано 20 пятисотенных башкирских полков.
Полк состоял из 500 рядовых
и командного состава
в количестве 30 человек
(командир полка, старшина,
5 есаулов, 5 сотников,
5 хорунжих, 1 квартирмейстер,
1 мулла, 1-2 писаря
и 10 пятидесятников).
Командирами полков
назначались офицеры
русских казачьих войск
и башкиры, каждый полк
имел двух командиров,
башкирские находились
в подчинении
русских командиров.
Каждый кантон, в зависимости
от численности служащих,
выставлял от одного до трех полков, которые по мере формирования отправлялись на запад. В общей сложности в 1811–1813 годах башкирские кантоны направили
в армию 28 полков.
По преданию, после одного
из крупных сражений фельдмаршал
М. И. Кутузов вызвал к себе командира башкирского полка Кахым-турю
(Кахыма Мурзашева), похвалил за храбрость в бою
и сказал: «Любезные вы мои
башкирцы, молодцы!»

Портрет М. И. Кутузова.
Автор: Р. М. Волков

Вернулся Кахым-туря
к своим, и они начали
его расспрашивать,
о чем говорил с ним Кутузов.
Кахым-туря не смог выговорить по-русски все, что говорил ему Кутузов,
и передал своим конникам, что он сказал ему: «Любезники башкирцы,
любизар, молодец, молодец!». Башкирские воины подхватили эти слова и, переделав на свой лад, сочинили песню танцевально-маршевого характера.
Уходили на войну,
Покидали мать, жену.
А как с битвы возвратились —
Слава нам на всю страну.
Любезники, любизар,
Маладис, маладис!

Под Москвою враг стоял
И в Москву пожаловал.
Мы его потом прижали —
В чисто поле побежал.
Любезники, любизар,
Маладис, маладис!
Зря решил Наполеон
На Руси воздвигнуть трон,
Зря в Москву он заявился:
Был умен, теперь — учен.
Любезники, любизар,
Маладис, маладис!

Враг Россию взять не смог,
Получил он здесь урок:
Русский и башкир прижали —
Побежал, не чуя ног.
Любезники, любизар,
Маладис, маладис!
И в Москве бывали мы,
И Париж видали мы,
И захватчика-француза
Хорошо бивали мы.
Любезники, любизар,
Маладис, маладис!

Улицы булыжные
У французов — здорово!
Эх, навоевал француз
На свою же голову.
Любезники, любизар,
Маладис, маладис!
Башкирское народное творчество. Т. 8:
Песни (дооктябрьский период). – Уфа, 1995.
Любизар
Беҙ һуғышҡа ингәндә
Бәхилләштек барыбыҙ.
Беҙ һуғыштан сыҡҡанда
Алдан сыҡты даныбыҙ.
Любезники, любизар,
Маладис, маладис!

Француздар килеп ингән,
Мәскәү тигән ҡалаға.
Беҙҙең ғәскәр ҡыҫып алғас
Сығып ҡасты далаға.
Любезники, любизар,
Маладис, маладис!
Наполеонға тәхет кәрәк,
Үҙ еренә һыймаған.
Мәскәүҙәргә килеп ингәс,
Ул да үҙен һынаған.
Любезники, любизар,
Маладис, маладис!

Француздар танынылар,
Эрәсәйҙә үҙҙәрен.
Урыҫ, башҡорт ҡыҫмаҡлағас,
Таба алмайҙар эҙҙәрен.
Любезники, любизар,
Маладис, маладис!
Мәскәүгә лә керҙек беҙ,
Парижды ла күрҙек беҙ.
Француздарҙы еңгәндә,
Ер емертеп йөрөнөк беҙ.
Любезники, любизар,
Маладис, маладис!

Француздың ҡалалары,
Урамдары таш ҡына.
Француздар етте инде
Үҙҙәренең башына.
Любезники, любизар,
Маладис, маладис!
В. Г. Шайхетдинов. Северные амуры. 2011 г. Холст, масло
В Отечественной войне 1812 года ярко
проявилось братское содружество народов, выступивших на защиту своей Родины.
Выполняя свой патриотический долг,
в боевых операциях русской армии приняли участие многочисленные башкирские полки.
Население края своими добровольными пожертвованиями оказало значительную материальную помощь армии и населению освобожденных от французских захватчиков районов России. Башкиры всегда гордились своим массовым участием в Отечественной войне 1812 года, где, по их словам, «доказали преданность и усердие Отечеству».
Среди исполнителей песни:
Р. С. Ишбаев, фольклорно-эстрадная группа «Караван-сарай», фолькорный
ансамбль «Ядкар». Обработки «Любизар» осуществлены Г. П. Маркоровым для эстрадного оркестра, Р. А. Муртазиным для хора и фортепиано, А. И. Кубагушевым для ансамбля кураистов,
Г. З. Сулеймановым для курая. Мелодия песни использована в опере «Кахым-туря»,
танце «Любезники, любизар», поставленном Х. А. Ишбердиным.
Песня «Любизар» в исполнении группы «Аргымак».
Источник видео: Канал "Bashkir Video".
Литература:

1. Башкирское народное творчество. Т. 8: Песни (дооктябрьский период). – Уфа, 1995.
2. Усманов А.Н. Башкирский народ в Отечественной войне 1812 года. – Уфа, 1964.
3. Асфатуллин С.Г. Северные амуры в Отечественной войне 1812 года. – Уфа, 2000.
4. Кубагушев А. М. Песни Северных Амуров. – Уфа, 2015