Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Прядение нитей из льна:
лён и к телу, и к сердцу льнёт

«Кукушка закуковала — пора сеять лён», — так говорили на Руси в старину, когда возделывание льна было занятием повсеместным. Использование льна для производства белья и одежды уходит корнями в глубокую древность. Льняные волокна относятся к одним из старейших прядильных культур в мире. Они мягкие, гибкие, блестящие, а ткань изо льна отличается прочностью и прекрасными эстетическими и гигиеническими свойствами. Не зря его называют северным шелком.
На территории сегодняшней России всегда с особым почтением относились к этой культуре, белая льняная одежда была символом нравственной чистоты. В XIX–начале XX века Россия была крупнейшим мировым производителем и экспортером продукции изо льна. Наша страна поставляла на внешний рынок до 80 процентов всего производимого в мире льна.

В прежние времена посевы льна занимали большие территории не только в северных и центральных областях страны, но и на просторах республик Поволжья и Урала. Несмотря на трудоемкость производства пряжи изо льна, она была основным сырьем для изготовления домотканых холстов, из которых наши предки шили себе одежду, прежде всего нательную, делали полотенца, покрывала и многое другое.

Возделывание льна в Башкирии
Башкиры с давних пор освоили все навыки и умения, необходимые для возделывания льна. Сеяли лён в основном на северных, равнинных территориях Башкирии, где погодно-климатические условия способствовали росту и всем этапам производства из стеблей качественного льняного волокна. Процесс этот очень сложный и длительный.

Вот что пишет в своей книге «Башкиры» известный уфимский этнограф Сергей Руденко: «Обработка волокнистых веществ (крапивы, конопли, льна) у башкир везде производилась одним и тем же способом. Стебли вымачивались в воде, затем просушивались и для отделения волокон от стержней толклись в больших деревянных ступах (киле) деревянными же пестами (төйгөс). Только кое-где в западной Башкирии для этих целей употребляли мялки (талҡы)».
Интересно проследить весь процесс выращивания льна и его уборки, который описан во многих источниках. Сеяли лён в мае — начале июня, когда земля уже достаточно прогревалась. Время цветения льна у всех вызывало приятные эмоции. Об этом написано немало стихов и песен. Некогда была популярной песня «Синий лён» («Ходят волны на просторе,/ То ли поле, то ли море/ Синий лён»). Цветки льна имеют нежный синий цвет, отчего и вправду напоминают море. В начале сентября приступали к уборке урожая.

Этот этап назывался «теребление»: подсохшие стебли с семенами выдергивали из земли с корнями и связывали в небольшие снопы. Затем сушили на жердях и непосредственно на поле обивали семена льна специальными палками с утолщением на конце. Потом просушенные снопы снова расстилали на полях. Наилучшим условием для собранного льна было чередование дождя и хорошей погоды. Работу на поле старались завершить до первых морозов, иначе льняная нить могла стать не такой прочной.
Нередко снопы льна оставляливымокать в реке, озере или в любом другом водоеме. Чтобы не унесло течением, снопы прижимали надежным гнетом. В зависимости от погодылёжка и вымачивание льна продолжались от недели до месяца. Оготовности льна судили по тому, насколько легко отходит костра (твердая часть стебля). Перед тем как мять лён в мялке, его прополаскивали, слегка отжимали воду и в свободном помещении вывешивали на просушку. Обычно сушка занимала 10−12 часов, реже сутки. Важно было не пересушить сырье: пересушенный лён превращался в паклю. Заметим, всё это делалось вручную.
Технология получения пряжи изо льна
Далее процесс подготовки стеблей льна к получению пряжи продолжался. Лён усиленно мяли и трепали, а после расчесывали специальным гребнем. Та часть волокна, которая оставалась на гребне, была самого низкого качества. Затем волокно расчесывали щеткой – металлической или из грубой щетины. Полученное сырье шло на изготовление мешковины. Лучший сорт волокна получался после неоднократного чесания щеткой.
Дальше уже можно было приступать к прядению − непосредственному изготовлению нити путем скручивания волокон. Для этого лён взлохмачивался, чуть-чуть смачивался и привязывался к прялке. Небольшая часть волокон вытягивается в виде рыхлого клока. Этот комок левой рукой зажимается у основания, чтобы не оторвался от кудели. Правой рукой вращается веретено, скручивая волокна в нить. При этом необходимо следить, чтобы кручение не переходило на основную кудель и толщина нити не менялась.

В детстве многим деревенским жителям приходилось наблюдать, как их мамы и бабушки часами сидели за прялкой. Пряли в основном овечью шерсть, а потом из полученных ниток вязали носки и рукавицы. Принцип получения пряжи изо льна тот же.

Издревле прядением занимались только женщины. У мужчин было много других обязанностей. Инструменты для пряхи — прялка и веретено. Прялка была не только орудием труда, но и оберегом. Часто ее украшали резьбой или росписью. Без прялки не обходилась ни одна семья. Хотя основа конструкции у прялок одинакова, в разных регионах России они имели свои особенности: отличались и формой, и способами украшения. Долгие зимние вечера при неярком свете лучины женщины проводили за прялкой, скрашивая свой монотонный труд негромким пением.

Опытная мастерица с утра до ночи могла напрясть всего 300 метров пряжи. В старину пряли все от мала до велика: девочки должны были напрясть к замужеству столько, чтобы хватило на пошив приданого к свадьбе.

Выпряденные льняные нити мастерицы сортировали. Самую добротную, ровную и крепкую нить оставляли для шитья. А ближе к весне крестьянки начинали ткать холсты. Но сначала нужно было окрасить нити в разные цвета.
Окрашивание ниток
Деревенские мастерицы, чтобы придать ткани тот или иной оттенок, издавна использовали естественные красители. Красящими свойствами обладали древесная кора, корни и листья растений, сажа, цветные глины, даже луковая шелуха. К примеру, пропаренная в отваре ольховой коры ткань приобретала коричневый цвет. Из толстых корней марены получалась красная краска. Листья подорожника, крапивы давали разные оттенки зеленого цвета. Секреты использования природных красителей передавали из поколения в поколение.

Как пишет в своей книге «Башкирская народная одежда» Светлана Шитова, узорное ткачество получило развитие в северных районах Башкирии. «Нарядное полотно шло на пошив женских платьев, мужских рубах, штанов, головных покрывал. На северо-востоке преобладала тамбурная вышивка и цветная перевить, в Зауралье — счетная гладь», — пишет автор книги.

У нее же узнаем, что башкирские женщины изготавливали нескольких сортов льняных тканей, в том числе гладкий и белый холст, клетчатый и полосатый, а также пестрядь. Из этих тканей шили одежду, домашние занавески, покрывала. Из самого тонкого полотна старались пошить праздничные женские и мужские рубашки, не забывали оставить часть высококачественной ткани на обрядовые полотенца. Самое грубое и толстое полотно шло на пошив будничных мужских штанов.
В национальных костюмах башкирорнамент обычно имеет ступенчатый переход цвета. В результате получается неяркая цветовая гамма. Когда же появились фабричные красители, башкирские костюмы засияли яркими красками. Но, как утверждают специалисты, даже сейчас старинные способы окрашивания ниток и готовых тканей не забыты.

Изготовление льняных полотен
Но вернемся к процессу изготовления самого полотна. Прядильный сезон продолжался всю зиму, в общей сложности долгие пять месяцев. В избах устанавливали кросна станок для ткачества, представлявший собой П-образную перекладину, к ней крепили нити основы. Домашний ткацкий станок у башкир был традиционной рамной конструкции и очень похож на те станки, за которыми работали русские мастерицы.

Ручное прядение и ткачество вообще очень долгий и кропотливый процесс. На изготовление одного квадратного метра готового полотна уходило до четырех дней. Но мало было просто соткать полотно, нужно было его отбелить, ведь естественный цвет льняных нитей грязновато-серый. Еще до того, как начать ткать, пряжу отбеливали в мотках. Потом белили уже вытканный холст — новину. Для этого использовали золу. Отбеленный холст тщательно стирали и расстилали — ранней весной по снежному насту, летом на траве. Так холст лежал несколько дней, а после его отбивали вальками. На этом процесс отбеливания не заканчивался: ткань еще раз пересыпали золой, но уже в емкости. Раньше это делали в деревянной кадке, теперь используют и другие емкости, только не металлические. Через два-три дня льняное полотно можно было хорошенько выстирать и просушить. Холсты становились белыми и эластичными, пригодными для того, чтобы шить из них белье и одежду.
Домотканая одежда
Домотканая одежда составляла основу национального костюма башкир. Льняное полотно было гораздо тоньше и совершеннее по сравнению с тканью из конопли. Из этого растения получаются хорошие канаты и веревки, а одежда из конопли выходила грубоватой.

Башкирские женщины умели выполнять различные ткаческие техники. Например, закладное ткачество — когда уток не один, а несколько, и все с разноцветными нитями. Исследователь башкирской народной одежды Светлана Шитова подметила такую особенность: у всех народов, живущих рядом с башкирами, преобладают красно-белые узоры, а у башкир орнамент больше напоминает тюркский. Цветной узор выполнялся на красном, желтом или коричневом поле, что требовало особого мастерства.

В Башкирии женские платья и нижнюю одежду повсеместно шили из домашних тканей. В одежде, сшитой из льняной ткани, зачастую сохранялся естественный цвет. В юго-восточных горных и степных районах холщовые платья окрашивали разноцветными растительными красками или нашивали две-три узкие цветные ленты. У северо-восточных (приуральских), челябинских и курганских (зауральских) башкирок по краю платья обязательно шла вышивка, использовалась и аппликация. Концы рукавов и ворот тоже были с орнаментом. Нередко воротник выкраивался из ткани другого цвета.

Из домотканого полотна шили также женские и мужские фартуки, другие предметы обихода. Очень разнообразной и символичной была отделка полотенец.
Проблемы и перспективы выращивания льна
Льняное волокно служит людям с незапамятных времен и, безусловно, будет служить еще многие годы. Расцвет льняной промышленности в России пришелся на XIX век. Хотя российский лён составлял тогда львиную долю мирового производства, по выработке ткани на душу населения наша страна значительно отставала от других стран. Долгое время недостающие потребности населения в тканой продукции восполнялись за счет кустарного производства.

И сейчас проблема увеличения объема производства льняного волокна и готовой ткани изо льна стоит довольно остро. Как следует из документа, разработанного Минсельхозом по поручению Правительства РФ, в России планируется увеличить объем производства льна к 2020 году почти в четыре раза.

А как обстоят дела с производством льна в Башкирии? Крестьянско-фермерские хозяйства, которые бы хотели заниматься таким производством, столкнулись с непреодолимыми трудностями. В настоящее время практически полностью отсутствует рынок сбыта волокна, а продавать его ниже себестоимости предпринимателям невыгодно. Спасти ситуацию поможет только реализация сельхозпродукции на бирже, как это делается за рубежом.
Возрождение традиций прошлого
В деревне Орловка Архангельского района Башкирии живет рукодельница Фаниса Сайфутдинова. Она работает в сельском доме культуры и является руководителем народного клуба декоративно-прикладного искусства «Мозаика».

В 2006 году мастерица решила научиться ткачеству. При сельском доме культуры она хотела открыть музей, и когда искала для него экспонаты, обнаружила старинный ткацкий станок — деревянный. Она поставила себе цель научиться на нем работать и обратилась за помощью к жительнице соседнего села Красный Зилим Марии Ивановне Антипиной — хранительнице древних традиций (совсем недавно она скончалась на 93-м году жизни). Чтобы научиться ткацкому мастерству, Фаниса Сайфутдинова договорилась с Марией Ивановной, привезла ее к себе домой на три дня, наблюдала, как она работает, пробовала сама, слушала советы и наставления. Теперь Фаниса Фаритовна уже сама обучает мастериц.

Лён для своих изделий Фаниса Сайфутдинова приобретает в магазине. Она говорит, что сейчас уже практически не осталось мастериц, которые сами прядут нити из льна, полностью соблюдая древнюю технологию.
«Слышала, что в Бирске есть рукодельницы, которые занимаются прядением, но лён они выращивают не сами, покупают уже готовую паклю и прядут нити из нее. Именно льняная пакля, которая на строительство идет, сорта же разные бывают этой льняной пакли. Есть мягкие, вот они подходят для прядения. Зато мастериц, которые прядут из шерсти, многих знаю, овец многие в деревнях сейчас держат», — рассказала Фаниса Фаритовна.

Мастерица призналась, что ей бы очень хотелось попробовать самой вырастить лён, изготовить из него пряжу и потом из нее что-нибудь соткать, но весь процесс очень трудоемкий и займет много времени.

«Такое изделие будет стоить очень дорого, так как трудозатраты большие. Но за дорого его никто не купит. Поэтому гораздо проще мастерам сейчас использовать фабричные нити», — отмечает рукодельница.

Фаниса Сайфутдинова уже стала мастером своего дела. За все время она успела провести четыре республиканских семинара. Ее ученики разъехались по всей Башкирии. Фаниса Фаритовна уже со счета сбилась, скольких мастериц обучила традиционному башкирскому ремеслу. Благодаря таким мастерицам есть надежда на возрождение традиций прошлого.

Подготовила:
Елена Колоколова

Фото:
Мирон Доровских, Елена Колоколова,
www.depositphotos.com

Дата:
03.12.19