Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Башкирская короткая песня – кыска-кюй
Когда хочется пуститься в пляс

В противоположность озон-кюй, кыска-кюй − это быстрые ритмичные танцевальные мелодии.
В культуре башкир не всегда преобладали меланхолические настроения. И развлекаться тоже иногда хотелось. Бытование кыска-кюя в Башкортостане
и на сопредельных территориях, где исторически проживают башкиры, не прекращалось никогда. Большое развитие кыска-кюй получил в советское время, в основном в форме такмаков. В это же время наблюдается перевес в сторону кыска-кюя относительно озон-кюя. Причиной стали глубокие процессы, происходившие с народом в конце XIX − начале XX века.
Про что поют?
В середине XIX века распространение получили приблизительные
аналоги русских частушек – такмаки.
Это четверостишия, исполняемые под быструю музыку и отражавшие темы на злобу дня. Кроме этого, это могли быть обрядовые и игровые такмаки, а также танцевальные. Зачастую кыска-кюй нес в себе
сугубо развлекательную цель без особой морали.
Асгат Хаернуров. Село Серменево Белорецкого р-на РБ, род Катай
Аккомпанирование
Кыска-кюй и такмаки исполняются либо одним певцом, либо хором.
Часто эти песни пели, постукивая о предметы быта, такие как ведра, тазики, скамейки и так далее. Иногда для аккомпанирования использовали народные инструменты, такие как курай, кубыз, скрипка и гармонь.
КАК СТРОИТСЯ КЫСКА-КЮЙ
Строение песни
Особенность жанра — квадратность мелодической и метроритмической структуры, периодичность и равномерное чередование ритмических долей. Кыска-кюй исполняется в быстром темпе. Стихи складываются из восьми или семи слогов, которые делятся на полустишия (4+4, 4+3 слога). Основным принципом мелодического развития в короткой песне является периодичность,
т.е. повторяемость мелодических фраз.
Кыска-кюй "Песня Джигиту кураисту". Поет Гали Хамзин
Известные песни
1893 г.

С. Г. Рыбаковым в деревне Ташбулатово Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии были записаны разные варианты песни «Алты егет». Тексты и ноты песни были записаны в книге «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта».

Рыбаков С.Г.
Этнограф, фольклорист. Внёс вклад в развитие историографии, краеведения, фольклористики и музыкальной этнографии.
Текст песни — шуточный диалог между свояченицей и снохой, повествующий о шести джигитах, сватающих девушку. Мелодия имеет танцевальный характер с квадратной структурой.
Современность кыска-кюй
В наше время кыска-кюй представлен в двух сферах: народно-самодеятельной и профессиональной вокальной. Кроме этого, исследователями в экспедициях фиксируются новые песни и их варианты, что говорит о том, что процесс
сложения песен в народе хоть и замедлился, но не остановился. Темы
на злобу дня не только не уменьшаются, наоборот увеличиваются,
и в таких условиях кыска-кюй проходит очередной этап развития.

- Алты егет бергә килгән,
Инһендәрме, еңгәкәй?
Яусыларға килгән микән,
Береһе бигерәк бәләкәй.
- Алтыһы алмаҫ, береһе алыр,
Бәләкәйен керетмә.
Бишеһенән береһен һайла,
Ҡалған дүртен йөрөтмә.
- Байғужаның бисәһе бар,
Һайлап торма уныһын.
Сурағолда бисә тормай,
Һайлаһаң — хур булырһың.

- Сәлихъянын һайлар инем,
Аты ла юҡ йөрөргә.
Киске кейәүем тимәһәң,
Төҫө лә юҡ күрергә!
Иштуғаны иш була алмай;
Күңелем төшмәй Хәйҙәргә.
Инде, еңгәм, нишләйем һуң,
Берәү ҙә юҡ һайларға!
- Берәүһен дә оҡшатмаһам,
Һайла шул бәләкәйен.
Үҙең ҡарап үҫтерерһең
Туп кеүтек кейәүкәйең!
КАК ПОСЛУШАТЬ?
Популярные исполнители кыска-кюй
Использованная литература:
1. Сулейманов Р.С. Жемчужины народного творчества Урала. Уфа: Китап, 1995.
2. Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. Москва, 1965.
3. Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб., 1897.
4. Рыбаков С. Г. О народных песнях татар, башкир и тептярей. Живая старина. СПб., 1894.
5. 400 башкирских народных песен /Сост.: Ф.Камаев, Н. Шункаров. – Уфа, 2011.

© Газизов Р.Ф., автор-составитель лонгрида, 2019 г.