Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

Башкирский эпос

«Кунгыр-буга»

«Кунгыр-буга» – памятник башкирского народного творчества, эпос, кубаир, легенда, народная песня.
О происхождении одной из самых древних уральских дорог из уст уважаемого аксакала Мухамета Усмановича Тулебаева, повествующего о путешествии его героини по Уральскому хребту
в поисках пропавшего стада коров.
Произведение «Кунгыр-буга» включают в цикл башкирских сказаний о животных («Акхак-кола», «Кара-юрга»).
С Уральскими горами связаны множество башкирских легенд, преданий, песен, а также история, быт и обычаи башкир. Эпическое сказание «Кунгыр-буга» повествует о путешествии Тандысы по хребту Уральских гор. Всего зафиксировано свыше 10 вариантов эпоса, записанных в Башкортостане, Самарской и Оренбургской областях. Они хранятся в Научном архиве УФИЦ РАН. «Кунгыр-буга» впервые записан и опубликован в 1865 году Р. Г. Игнатьевым в «Оренбургских губернских ведомостях».



Известный кураист, сказитель Мухамет Усманович Тулебаев
родился в деревне Нижне-Серменево Белорецкого района,
которая находится в живописнейшем месте Башкортостана,
у подножия Уральских гор. В детстве мать рассказывала ему,
что по хребту Уральских гор проходит дорога Кунгыр-буга.
По версии М. Тулебаева, события в легенде связаны с
нападением на южных башкир вражеских полчищ –
хуннских тюрков.
Территория южных башкир простиралась до Черного моря. На них часто нападали хунны. Южные башкиры обратились к северным башкирам, а те отправили к ним в помощь войско во главе с Миней-батыром. Победив врага, южные башкиры в знак благодарности выдают замуж за Минея красавицу Тандыса – дочь Ухабики. Тандыса отправляется на север, в степные края, на родину своего супруга Минея. Дорога пролегала по хребту Уральских гор. Когда девушку выдавали
замуж, ей по давней башкирской традиции дали в приданое корову, с которой она и отправилась в дом мужа. Там от буренки рождается бурый теленок – Кунгыр-буга. Однажды он вместе с остальными телятами пропадает. Тандыса пускается в поиски стада и настигает его на большой дороге. Вскоре животные приводят девушку к дому родителей. Тандыса возвращается на родину после ее 63-летнего пребывания вдали от дома. Героиня эпоса, следуя за стадом,

окликала его песней «Кунгыр-буга» (башкирская народная песня, халмак- кюй). Песня эта о величественной природе Урала и деяниях башкирских батыров. Пение периодически прерывалось призывными звуками, обращенными к Кунгыр-буга: «Ҡуңыр буға, һәу - һәу».
Таким образом, бык, появившийся на чужой земле, по зову крови возвращается к отчему дому своей хозяйки. В древние времена считалось, что если рождается теленок бурой масти, то он приносит счастье и благополучие.
Уникальной особенностью является то, что в мире существует две караванные дороги – Великий шелковый путь и дорога Кунгыр-буга. Дорога Кунгыр-буга проходит по Уральскому водораздельному хребту, и путники, идущие по ней, не встречают больших водных преград. По данным информаторов, дорога Кунгыр-буга проходит по Баймакскому, Абзелиловскому, Белорецкому, Учалинскому районам Республики Башкортостан, затем по Челябинской области и далее до города Екатеринбурга.
Таким образом, дорога Кунгыр-буга, протянувшись
с юга на север, соединяла южных башкир с их северными сородичами и имела для башкирского народа стратегическое значение. Об этом говорится и в башкирском фольклоре.
В частности, в эпосе «Кунгыр-буга» говорится, что этой
дорогой северные башкиры пришли на помощь
южным башкирам, когда на последних
напали враги.
Считается, что в древности данная дорога использовалась для передвижения войск
в случае вторжения врагов на башкирские земли. Уникальная ценность эпоса «Кунгыр-буга» заключена в том, что в нем отражены древние связи предков башкир с гуннами,
т. е. события начала II тысячелетия, проходившие на территории от Приаралья до
Уральских гор; показаны древние караванные пути с севера на юг и обратно.
Показана высокая роль женщины в древнем башкирском обществе, ее способность принимать волевые решения и идти наперекор общественному мнению, ее преданность родной земле. В эпосе прослеживается доисламский пласт мировоззрения башкир, тотемистические представления. Хорошо показаны астрономические знания древних башкир.
Движение гуннов в Европу нашло отражение в башкирском фольклоре. Например, некоторые башкирские сказания перекликаются с гуннскими легендами
об обретении родины, записанными византийскими авторами.
Созомен (V в.), впервые изложивший эту легенду в «Церковных историях», говорит: однажды «преследуемый оводом бык перешел через озеро, и за ним последовал пастух; увидев противоположную землю, он сообщил о ней соплеменникам. Другие говорят, что перебежавшая лань показала охотившимся уннам эту дорогу, слегка прикрытую сверху водою. В этот раз они возвратились назад, с удивлением осмотрев страну, более умеренную по климату и удобную для земледелия, и доложили правителю, что они видели. Сначала они с небольшими силами попробовали бороться с готами, а потом совершили нашествие с огромными полчищами, победили готов в бою и захватили
всю их землю».

Латышев, 1900.


Созомен (V в.)
Впервые изложил эту легенду в «Церковных историях». Источник фото

Из приведенной легенды следует, что бык вывел гуннов
на земли Готского королевства в Северном Причерноморье. Большинство ученых считает, что речь идет о переходе гуннов
через занесенный илом Керченский пролив в Крым. Аттила, даже
по прошествии целого столетия, в своей речи перед битвой на Каталаунском поле вспоминал о пути гуннов в Европу через
Меотиду (Азовское море). «Кто же, наконец, – восклицал Аттила, – открыл предкам нашим путь к Меотидам, столько веков пребывавший замкнутым и сокровенным?» [Иордан, 1960. С. 107].
А. Бернштам считал, что бык был тотемом царского рода хуннов [Бернштам, 1946. С. 84]. Если это так, то данное предание нужно понимать не буквально, а в смысле покровительства
гуннам их предков в образе тотема-быка.
Сюжет об открытии быком пути является лейтмотивом башкирского эпического сказания «Кунгыр-буга» («Бурый бычок»). Сходство мотивов гуннской легенды и башкирского сказания очевидно. Показательно, что последнее начинается с рассказа о том, что северные башкиры пришли на помощь южным, на которых напали «хуннские турки». Таким образом, башкирский эпос не только донес до наших дней память о хуннах, но и сам, по сути дела, является искаженной версией их легенд.
В эпосе хранятся знания и представления о мире, мировоззренческие установки, нравственно-этические

ориентации и эстетические ценности народа, нормы поведения, предпочтения и приоритеты, сложившиеся в народном сознании башкир. Отражены древние тотемические представления башкир, их связи с другими народами Евразии. Центральным персонажем эпоса является женщина, которая, доверившись животному, наперекор жизненным обстоятельствам ищет дорогу на родину.

Язык эпоса рассматривается как средство познания и объяснения мира.
К художественным и изобразительным средствам языка относятся узколокальные черты – фонетические, лексические, морфологические, также особые образно-экспрессивные составляющие, создающие такие
коммуникативные качества речи, как образность, эмоциональность, богатство. Пословично-поговорочный склад языка обеспечивает высокую художественную ценность, делая его образцом народной речи. Эмоциональность и образность эпической речи достигается при помощи
специальных художественных приемов,
изобразительных и выразительных средств языка – тропов и фигур – сравнений, метафор, антитез, эпитетов, повторов. Богатство речи эпоса обеспечивается при помощи пословиц, поговорок, фразеологических выражений, синонимов и антонимов.

Һай, Урал арҡаһынан һыҙылып үткән

Нәҙек, таҡыр, һыуһыҙ юл буйлап

Быҙау менән һыйыр ҡайтып киткән,

Тормағандар улар күп уйлап.

Аяғымды талдырып,

Төн йоҡомдо ҡалдырып,

Һелтәй-һелтәй ҡулдарҙы,

Эҙләп киттем шуларҙы,

һай, ҡуңыр буға, һәү - һәү,

Ҡуңыр буға, һәү - һәү - һәү - һәү - һәү.

Ҡуңыр буға, һәү - һәү,

Ҡуңыр буға, һәү - һәү - һәү - һәү - һәү.


Урал арҡаһынан уя баҫып,

Елә-саба киткән малдарым.

Улар һалған эҙҙән ҡыя баҫып,

Барам ҡыҙырып Урал тауҙарын.

Баҫҡан юлым таш ҡына,

Йөрәккәйем ашҡына,

Ҡасан ҡыуып етермен,

Талды аяҡ иттәрем, һай, ҡуңыр буға, һәү...

Ҡуңыр буға, һәү - һәү - һәү - һәү - һәү,

Ҡуңыр буға, һәү - һәү,

Ҡуңыр буға, һәү - һәү - һәү - һәү - һәү.


Особенностью эпоса «Кунгыр-буга» является то,
что одним из лейтмотивных элементов становится одноименная песня-напев, исполняемая в манере халмак-кюй. Часто в аудитории, знакомой с эпосом, исполнялась только песня.
Источники сведений:
1. Аминев З. Г. Дороги Южного Урала и их роль в этногенезе башкир. Феномен евразийства в материальной и духовной культуре, этнологии и антропологии башкирского народа: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2009.
2. Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. Л.: ЛГУ, 1951.
3. Валеев Д. Ж. Особенности отражения действительности в башкирском эпосе «Акбузат» . Фольклор народов РСФСР. Вып. 1. Уфа, 1974.
4. Галин С. А. Башкирский народный эпос. Уфа, 2004.
5. Галин С. А. Башкирский мифологический эпос. Уфа, 1999.
6. Иордан. О происхождении и деяниях гетов / Пер. и комм. Е. Ч. Скржинской. М.: Издательство восточной литературы, 1960.
7. Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. 1. Вып. 1. СПб., 1893.
8. Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. 1. Вып. 3. СПб., 1900.
9. Хамидуллин С. И. Исторические гунны и их потомки. Ватандаш. № 10. 2011. С. 3 –14.
10. Мирасов С.Г. Башкирские шежере. Башкорт аймагы. № 4. Уфа, 1927.
11. Шакуров Р. З. Кунгыр-буга. Башкирская энциклопедия. Уфа, 1996.
12. Эпос «Кунгыр-буга» бытовал в стихотворно-прозаической и песенной форме. Другие варианты эпоса были записаны М. А. Бурангуловым, К. Мэргэном, Г. Салямом и другими. В 1969 году Р. З. Шакуровым была записана версия данного произведения от сэсэна-сказителя М. Мирхайдарова из села Аскарово Абзелиловского района
13. Башкирское народное творчество / Сост. Ф. А. Надршина. Т.2. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987.
© Газизов Р.Ф., автор-составитель лонгрида, 2020