Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Лечи меня, знахарь
За много веков до хирургии, пенициллина и психосоматики люди так же болели.
И когда хворь одолевала, все шли к знахарю. Традиционный лечебный обряд у башкир, связанный с возвращением к человеку его жизненной силы «кот» (баш. ҡот), называется «ҡот ҡойоу». Обряд совершается таким образом: знахарка сажает больного на стул и накрывает его голову платком. Затем набирает воду в посуду и, держа ее над головой больного, вливает в нее расплавленное олово, свинец или воск.
Что такое «кот»?
Согласно древним поверьям башкир, от человека,
которому жить осталось мало, уходит «ҡот».
Многие знахари говорят, что умеют определять такое состояние человека, но никому об этом не сообщают. По их мнению, у обреченного на смерть исчезает энергия, глаза тускнеют, плечи опускаются. Во время сна «ҡот» может покидать человека, поэтому спящего человека нельзя резко будить, ибо душа / жизненная сила не успеет вернуться в тело.
Из-за сильного испуга человек также может потерять «ҡот», а эта утрата равносильна смерти.
Совершая негативные поступки, выказывая отрицательные эмоции, человек может потерять жизненную силу, энергию, поэтому отдельные правила поведения и сегодня направлены на сохранение «ҡот». Пожилые люди постоянно напоминают о необходимости соблюдения этих предписаний и запретов.
Кроме испуга, причиной вылета души «ҡот» может быть неисполненное желание, например, безответная любовь, неудовлетворенное желание будущей матери
и т. д. Башкиры считают, что неисполненное желание женщины может повредить душе будущего ребенка. Поэтому все желания беременной башкиры выполняются беспрекословно. Кроме того, угощая беременную женщину, обычно дают долю и для будущего ребенка. Иначе ребенок может быть ущербным, несчастливым, неудачливым,
с «поврежденным сердцем» − күңеле китек була.

По представлениям башкир, ҡот имеется и у неодушевленных предметов. Об этом свидетельствует существование представлений о несчастливых местах, домах и т. д. Много об этом историй, пословиц, поговорок...
«В печи огонь появился − в доме душа поселилась», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть,
а у безграмотного и души нет»,
«На цветы без меда пчела не садится, в бездетном дому души нет», «Сделанная работа − мужику
в душу, хорошо сделанная − стране в душу» и т. д.
Источник: bashinform.ru
Значение и происхождение слова "ҡот"
«Ҡот», являясь общетюркским словом, у башкир имеет следующие значения: жизненная сила человека и животных, душа, душа-зародыш,
судьба, доля, таинственная сила, амулет, сохраняющий скот, счастье,
пропитание, благодать, изобилие, благоденствие,
благословение.
В эпосах, пословицах и поговорках, благопожеланиях отразился многовековой опыт народа, касающийся сохранения, удержания, приумножения «ҡот» человека и животных. Вера в бытование «ҡот», характерная для многих народов, легла в основу традиционного этикета башкир.
Согласно материалам фольклора, «ҡот» дети получают от родителей. Например, в древнем эпическом сказании башкир «Урал-батыр» говорится, что девушка от отца получила «ҡот», а от матери − молоко:
«В девушке этой − отцовская кровь, От матери − молоко и любовь, Будет тебя достойна она». В данном отрывке ярко проиллюстрирован сакральный характер материнского молока. Этот эпизод также позволяет провести параллель с миропониманием других тюркских народов.
Предки башкир и древние тюрки первоначально под солнечными лучами имели в виду божество Хумай, которое, по поверьям многих тюркских народов, дает человеку «душу» / «ҡот».
В том же эпосе «Урал-батыр» есть строки о растущих на вершине Мировой горы деревьях, на которых находятся «души». В данном случае речь идет о получении ребенком души «ҡот» от дерева. В башкирской сказке «Килтәй Мәргән» тело умершего батыра по имени Килтяй Мэргэн сестра помещает в дупло дерева, и после этого батыр оживает, так как получает через дерево душу. В другой башкирской сказке «Икмакбай» старуха вылепила из теста фигуру мальчика и поместила её в пустую деревянную посуду, где мальчик получает душу и оживает. Тот же мотив возрождения умершего путем получения души через дерево можно увидеть и в сказке «Девушка-сирота и мулла».
Обряд
По поверьям, при сильном испуге душа покидает человека (ҡото оса).
С целью возвращения «ҡот»
знахарь накрывает платком или
покрывалом больного и, держа ковш
с холодной водой над его головой, вливает
в воду расплавленный свинец, олово или
воск. В Абзелиловском районе Ишбика
Папанина в чашу с водой кладет
две серебряные монеты.
Обряд сопровождается заговором, у которого существует несколько вариантов:
Ҡорайт, ҡотом, ҡорайт, ҡотом!
Ерҙән осһаң — ерҙән кил!
Һыуҙан осһаң — һыуҙан кил!
Ҡорайт, ҡотом, ҡорайт, ҡотом!
Корайт, душа, корайт, душа!
Если с земли улетела — с земли приди!
Если с воды улетела — с воды приди!
Корайт, душа, корайт, душа!
~
Есть вариант заговора, который произносится в форме вопроса и ответа:

— Что льешь?
— Душу лью.
— Что льешь?
— Душу лью.
— Что льешь?
— Сердце ищу. Причина от меня пусть будет, исцеление от Аллаха. Коф-коф-коф. Агузу бил-лахиминаш-шайтанир ражим, Бисмиллахир-рахманир-рахим.

По рассказам, знахарь, совершая обряд «ҡот ҡойоу», раскачивался из стороны в сторону, пригибался, выпрямлялся, наклонял голову вниз или поднимал кверху, т. е. сопровождал обряд примитивной пляской, призывая духов умерших предков. С этой целью он исполнял специальные песни, сопровождая их определенными телодвижениями.
Эти песни у башкир назывались
һар һарнау (харнау):
Ҡотом әмере буйынса,
Ҡорҡот әмере буйынса.
Ҡорҡот атай, ҡотоң бир.
Түлкә атай, ҡотоң бир.
Ҡотом ҡайҙа – мин шунда,
Ҡотом ҡайҙа – мин шунда.
По велению души,
По велению Всевышнего.
Отец Всевышний, душу дай.
Отец Тулкэ, душу дай.
Где душа моя − там и я.
Где душа моя − там и я.
Затем в чашу с холодной водой знахарь наливал расплавленный свинец. По отлившейся фигурке он определял причину испуга заболевшего. Он брал отлившийся предмет, три раза обходил больного, размахивая руками и приговаривая:
Ай ҙа ҡайтты, көн дә ҡайтты,
һин дә ҡайт!
Һөрәж, мәнғон, кит, мәнғон!
И луна вернулась, и день вернулся,
И ты вернись!
Хораж, мангон, уйди, мангон!
Движения лекаря были ритмизованы, поскольку они исполнялись в сопровождении песни или речитативных реплик, четверостиший. Жанр «һарнау» сочетал три вида искусства: слово, музыку и танец. Следовательно, танец в древности играл значительную роль в подобных обрядах.
При сильном испуге олово рассыпается мелкими кусочками в разные стороны, а по отлитым в воде фигурам определяется причина испуга. Обычно отливают 1, 3, 7 раз или же до тех пор, пока не появится отливка в форме сердечка или круга, которая называется «кот» или «йөрәк». Обшивают её кусочком ткани и пришивают к одежде больного в области сердца, чтобы он носил её до успокоения сердца. Воду, оставшуюся после отливания, некоторые знахари дают отпить больному, затем выливают ее через свое плечо у порога дома, а в Давлекановском районе Гульназ Мингалеева из д. Микяшево выливает воду под порог, выйдя за пределы дома, а куски свинца, которые отделились во время обряда от крупного куска, считающиеся «плохой энергией», необходимо закопать под дерево либо выкинуть в быстротечную воду со словами: «Бисмилләһир-рахмәнир-рахим! Откуда пришла, туда и уйди, с течением уплыви». В результате возвращения «кот» человек заново обретает силу, здоровье и свой жизненный потенциал.
Знахари из курганских башкир не считают себя целителями, называя целителем Аллаха, а себя — лишь причиной, ведущей к исцелению по воле Всевышнего. При лечении они произносят молитвенную формулу:
Сәбәп минән булһын, сихәт Алланан булһын (Пусть причиной буду я, исцеление от Аллаха будет).
Считается, что помощь в исцелении могут оказать мощи пророков и святых. В лечебных обрядах знахари передают свои молитвы Всевышнему и просят дать больному жизненную
силу (ҡеүәт).
© Газизов Р.Ф., автор-составитель, 2019