Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Кошмоделие
(кейеҙ баҫыу)
Кошмоделие (кейеҙ баҫыу), валяние шерсти, изготовление войлока и шерстяных катаных изделий является древнейшим занятием башкир. На протяжении многих веков кошмоделие у башкир, как и многих других кочевых народов, было жизнеопределяющим. Люди рождались и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали войлоком коней, покрывали им юрты, застилали пол. Со временем войлоковаляние утратило своё древнее утилитарное назначение, перестало быть для народа жизненно значимым ремеслом. Сейчас интерес и тяга к самобытному, этническому своеобразию у башкир возрастает. В Башкортостане делается многое для возрождения практически исчезающего ремесла.
История войлоковаляния
История войлоковаляния уходит далеко вглубь веков. Существует легенда о том, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и сбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер.

Как пишет в своей книге «Войлоки, ковры и ткани у южных башкир» С. Шитова, кошмоделие скотоводов Центральной Азии и евразийской степи на рубеже XIX–XX веков сохраняло практическое значение там, где в культурный ареал входили киргизы, казахи, каракалпаки, калмыки, а также южные и восточные башкиры. Изготовлением кошем занималось не только полукочевое, но и оседлое овцеводческое население.
У башкир широкое распространение получили войлочные ковры (кошмы). Войлоком покрывали стены и купол юрты: он не только утеплял жилище степняка, но и защищал от палящего солнца, ливневых потоков, ветров и ураганов. Также кошмами застилали пол и нары в домах. Из войлока изготавливали молитвенные коврики, чепраки, чехлы, переметные сумы. Узорные кошмы вместе с одеялами и подушками, сложенными в стопки, размещались на расписных деревянных подставках или сундуках, внося особый уют в жилище башкир. Использовали войлок и в изготовлении одежды, головных уборов.
Снаряжение свадебного коня (д. Аскарово, Альменевский район, Курганская область). Фото М. Г. Муллагулова. 1972
Особое место отводилось войлочным изделиям при совершении обрядов. Украшенные кошмы башкиры стелили на нары (һике) во время праздников.

Красотой и нарядностью отличались обрядовые и праздничные изделия, в первую очередь свадебные. В состав приданого в южных и восточных аулах Башкортостана традиционно включали однотонные и узорные войлоки. Под седло нарядно убранной лошади стелили свадебный чепрак на войлочной основе (серге, сергетыш), а через седло перебрасывали коврик (ҡыҙыл түшәк).

Красочным войлоком покрывали сундук с вещами невесты. У башкир, как и у других кочевников-скотоводов Евразии, предпочтение отдавалось белому войлоку. В некоторых районах Башкортостана до наших дней сохранился древний обычай стелить белый войлок под ноги невесты в момент прибытия ее в дом жениха. По прибытии невесты свекровь приглашала ее пройти в комнату и сесть на нары, застеленные (белым) войлоком.
По мнению исследователей, эти действия уходят вглубь веков и объясняются магической силой войлока: «Сидение на войлоке невесты гарантировало прежде всего благополучное достижение непосредственной цели создания семьи – продолжения рода». Войлок, по некоторым сведениям, даже служил «памперсом» для малышей. Подгузники из войлока были гипоаллергенными, теплыми и быстро сохли.
С давних пор известны целебные свойства шерсти. Как показывают результаты иглотерапии и акупунктуры, воздействуя на биоактивные точки, войлок может не только производить массаж, но и вырабатывать статическое электричество.

Примечательно, что в боевые походы башкиры брали с собой белье из сукна или войлока. Если кто-нибудь погибал или умирал от ран, его хоронили в этом одеянии на месте и шли дальше.
Изготовление войлока
Изготовление войлочного ковра – очень трудоемкий древний способ обработки шерсти. Традиции изготовления войлока у башкир имеют общие корни с народами Средней Азии и Кавказа, прежде всего с казахами и киргизами.

Изготовлению кошем предшествовали два трудоемких производственных процесса: стрижка овец и «битье» шерсти. Как и у других скотоводческих народов, у башкир овец стригли дважды за сезон, получая разные по качеству сорта шерсти – весеннюю и осеннюю. Первый раз стрижкой занимались в мае, непосредственно перед выходом на кочевку, или обосновавшись на первой, весенней стоянке. Затем шерсть снимали в конце августа – начале сентября, примерно за два месяца до зимних холодов.
На войлоки, предназначенные для покрытия юрт и изготовления постилочных кошем, использовали прежде всего осеннюю шерсть: она хорошо уплотнялась и легче скатывалась. На постилочные многослойные кошмы использовали также шерсть верблюдов. Для небольших узорных кошем и свадебных чепраков употребляли однородную мягкую шерсть с блестящими шелковистыми волокнами.

Процесс изготовления войлока обычно организовывался на берегу реки, за околицей деревни или на летовке.
Башкиры на кочевке
Справка
Принцип войлоковаляния основан на свойствах шерсти. Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой – кутикулу. Благодаря ему волокна под воздействием горячей воды и пара могут сцепляться друг с другом, спутываться и переплетаться. Различают техники валяния – сухую и мокрую.

Сухое валяние шерсти – когда шерсть уплотняется (сваливается, спутывается) с помощью игл.

Мокрое валяние: шерсть сваливается с помощью мыла, либо жидкости, а также механического воздействия. Это классический способ, позволяющий получать шерстяное полотно – войлок.
Традиционным способом изготовления войлока у башкир было мокрое валяние.

Шерсть раскладывали на рогоже или шкурах, вручную очищали от сора, комочков грязи, мусора и пыли (йөн тетеү).
Теребили инструментом в виде лучка или разбивали с помощью черемуховых и тальниковых прутьев (йөн сабыу, сыбыклау), т. е. разрыхляли волокнистую массу, распушали ее. Обработанную шерсть раскладывали равномерным слоем на циновке или паласе. Размеры подстилки должны были перекрывать размеры будущего войлока, так как шерсть дает значительную (до трети) усадку. По некоторым данным, на кошму размером 5,6 х 1,8 м требуется шерсти не менее чем с 25 овец. Для юрты требовалось 7–8 кошем.

Разложенную шерсть поливали кипятком, заворачивали в рулон, обвязывали и катали в течение нескольких часов. Здесь требовались опыт и особая сноровка.
В зависимости от ширины кошмы, одновременно в процессе катания участвовало от 3 до 5 человек. Для получения равномерной усадки периодически развязывали рулон, шерсть увлажняли и закатывали с другой стороны. Применялись различные способы катания войлока (кейеҙ тәгәрәтеү): перекатывание и топтание ногами на утрамбованной земле, сдавливание руками, стоя на коленях.
Видимо, схему именно этого процесса описывал немецкий путешественник и этнограф Иоганн Готлиб Георги: «Разложив толщиною в большой палец перещипанную шерсть на простыне или рогоже, вспрыскивают горячею водою, потом катают вместе с рогожею... и опять вспрыскивают, катают и топчут изо всей силы до тех пор, пока шерсть очень крепко сляжется».
При изготовлении больших кошм циновку с шерстью наматывали на деревянный вал, оставляя веревочные петли на концах. В петли впрягали лошадь и катали заготовку по земле. Археолог и этнограф Сергей Руденко наблюдал этот процесс в башкирских кочевьях в начале XX века и описал его впоследствии в книге «Башкиры».

«При этом способе сбитая уже шерсть раскладывалась на большой камышовой циновке, которая вместе с шерстью накручивалась на специальный вал с веревочными петлями на концах. В вал впрягалась лошадь, которая и возила его по степи, благодаря чему войлок очень хорошо сваливался».


Практиковалось также «перетягивание» (кейеҙ тартыу): рулон обматывали веревкой в нескольких местах, оставляя по обе стороны концы, взяв за которые ритмично тянули из одной стороны в другую. Готовый войлок несли для промывки к реке, затем расстилали на воде и, ударяя длинными палками, промывали его и сушили.
Узорные войлоки обычно изготавливали женщины, собравшись на коллективную помощь (омә). Валяние войлока было делом трудоемким, сопровождалось песнями, плясками – для подбадривания мастериц.

Во время работы хозяйка угощала женщин кумысом (напиток из кислого кобыльего молока).
До последнего времени у башкир сохранились древние традиции кошмоделия.
Орнаменты на кошмах
Наиболее естественным способом орнаментации кошмы было сочетание темной и светлой шерсти. Для этого шерсть, предназначенную для орнамента, в виде полос или прядей вваливали в разложенный основной слой. Разметка орнамента производилась на глаз. Хотя и предусматривалось симметричное построение узора, при уплотнении волокон отдельные элементы слегка смещались, полосы теряли жесткую линейность, создавая тем самым рисунок с размытыми контурами, напоминающими акварельные переливы.
Украшали геометрическими фигурами: зигзагами, зубчатыми полосами, ромбами, треугольниками, квадратами, кругами, S-образными фигурами, рогообразными узорами «кускар», солярными знаками, сердечками. Встречались цветочно-растительные узоры.
Распространенным способом украшения готовых кошм на юге Башкортостана и в восточном Зауралье было покрытие их вышитой тканью, лоскутной мозаикой, сукном с аппликацией (тышлы кейеҙ).
Вырезанные из сукна или фабричной ткани геометрические или роговидные фигуры натягивались на фоновую (обычно красную или зеленую) полосу, которая затем прикреплялась к кошме. Такие покрышки часто были нашиты на войлочные постилки (түр юрған), разложенные у трапезного места. Декоративными полосами могли украшать войлок на куполе и стенах юрты. Нарядный сергетыш украшали и разноцветными шерстяными кисточками по краям.
В отдельных селениях на юго-востоке республики часто вместо узора в центре изделия выкладывали крупными цифрами или буквами дату изготовления, имя мастерицы, иногда изображали мусульманские символы. Для художественных работ по войлоку пользовались специальной большой иглой (ҙур йыуан энә, кейеҙ энәhе). Ею пришивали и простегивали тканевые покрышки.

Во второй половине XIX века распространились многоцветные войлоки. Для башкирского коврового декора характерна теплая гамма в сочетании коричневых, красных, оранжевых, зеленых тонов. Для окрашивания шерсти использовали природные красители: кору дуба, луковую шелуху, траву зверобоя, крапивы. Позже стали применять анилиновые красители.

В Абзелиловском историко-краеведческом музее хранится войлок, которому более 100 лет.
Его размер 150 на 90 см, это многослойный войлок из белой и черной шерсти, изготовленный примерно в 1850–1860 годах. В центре его изображен один из самых древних и широко распространенных графических символов мира – свастика – крест с загнутыми концами, направленными по часовой стрелке. Этот солярный знак обозначал для древних людей движение солнца. Свастика использовалась многими народами.
Бывает «правильная» (концы загнуты по часовой стрелке) и обратная (против часовой) свастика. Свастика противоположного направления символизировала тьму, разрушение. В древности применялись обе свастики и это имело глубокий смысл: день сменяет ночь, свет сменяет тьму, новое рождение сменяет смерть — это естественный порядок вещей во Вселенной. Поэтому не было «плохих» и «хороших» свастик — они воспринимались в единстве.
В XX веке свастика начала использоваться как символ нацизма и гитлеровской Германии и стала устойчиво ассоциироваться именно с гитлеровским режимом и идеологией.

Особенно удивительно, как сохранился этот старинный войлок с солярным знаком, так как в XX веке предметы, несшие на себе якобы стигму нацизма, изымались и уничтожались властями.

Все элементы орнамента имели смысловое значение: кускар ¥ - это символ завитых бараньих рогов и символ трав, обозначал богатство, плодородие, сердечко ♥ — гостеприимство.

Причем знак сердце (некоторые мастерицы называют его бөйрәкәй) присутствовал на белом войлоке невесты, в середине узора обязательно должен был быть один маленький завиток, как оберег и знак продолжения рода.

Нарядными, яркими были женские чепраки и обувь, при изготовлении которых чаще применялся белый войлок. Они оформлялись аппликацией и вышивкой кускарными узорами.
В обуви особое внимание уделялось декорированию пятки и высокого голенища, где узор составлял пышную композицию; чепраки оформлялись лаконичными узорами, дополнявшимися цветными кисточками по углам и бахромой по краям.

Со временем войлок утратил свое древнее утилитарное назначение — перестал быть утеплителем жилища и распространенным материалом для изготовления бытовых изделий. По самым разнообразным причинам были утеряны рисунки и этническая суть войлочных изделий. Ремесло оказалось предано забвению.
Кошмоделие, войлоковаляние в современности
Интерес к войлоковалянию начал возрождаться в конце XX века, когда художники-профессионалы стали использовать шерсть в декоративно-прикладном искусстве: в панно и инсталляциях. Мастера пробовали новые приемы и сочетания, обращались и к традиционным мотивам декора древних войлоков.

Толчком к популяризации и развитию этой древней народной традиции войлочного валяния в современном мире послужило желание мастеров Республиканского центра народного творчества узнать больше об этой технике и вернуть ей многогранную художественность.
С 2003 года в республике реализуется проект художественного войлока «Тамга» под руководством Каримы Шарифовны Кайдаловой.

С 1990 года при Башкирском государственном педагогическом университете имени Мифтахетдина Акмуллы организована лаборатория войлока, а затем и Центр художественного войлока, руководит которым декан художественно-графического факультета Талгат Хасанович Масалимов. Центр является действительной школой подготовки профессиональных мастеров и педагогов. Был разработан спецкурс «Художественный войлок», вышло одноименное учебное пособие с рабочим материалом, накопленным за годы экспериментально-творческой и учебно-методической работы.
В рамках совместной работы РЦНТ и БГПУ было реализовано много успешных проектов по популяризации и развитию войлока. Любителей и желающих освоить старинное ремесло становилось больше, мастера стали усложнять технологии, пробовать другие возможности войлока, сочетать с другими тканями и материалами, экспериментировать с декором, использовать фигуративные мотивы.

В 2002 году в селе Бурангул Абзелиловского района прошел республиканский конкурс-праздник «Ступая на белый войлок», где на войлоке писали картину по эскизам.
Затем стали создавать из войлока этническую одежду. В 2012 году мастера начали работать над костюмами основных персонажей эпоса «Урал-батыр» – легендарных прародителей Янбирде и Янбики, братьев Урала и Шульгена, сестер Айхылыу и Хумай и других. Спустя два года коллекция по мотивам эпоса стала победителем II Евразийского конкурса высокой моды национального костюма «Этно-Эрато».
В 2015 году был реализован творческий проект «Кышлау» («Зимнее кочевье»). Для главных новогодних персонажей Кыш бабай и Кархылыу художники-преподаватели со всей республики создали костюмы в технике художественного войлока с использованием шелка и индийского шифона.
Коллекция в особенном национальном колорите завоевала Гран-при на Международном конкурсе высокой моды в Москве.

В 2016 году мастера художественного войлока представили коллекцию в современной стилистике «Кушъяулык». Изюминкой костюмов стали летящие, воздушные головные платки.
Были предложены французский платок, северо-восточные мотивы, жостово и гжель.

В 2018 году мастера войлока создали проект праздничного внутреннего декора башкирской юрты из семи тематических панно на тему курая (размеры 170 х 140 см).
С 2019 года проект «Тамга» работает над коллекцией костюмов северо-западных башкир, одежда которых значительно отличалась, в ней присутствовал геометрический орнамент.

Войлок – это удивительный, пластичный и универсальный материал. Несмотря на то, что у него древнейшее происхождение, он в то же время и современный материал. Своей красотой и мягкостью, пользой и прочностью войлок привлекает к себе все больше почитателей.
Навыки по обработке шерсти становятся доступны не только молодым мастерам из народа, но и профессиональным художникам, работающим на возрождение древнего ремесла. Активным пропагандистом традиционных техник войлочного валяния является руководитель Центра художественного войлока при БГПУ Талгат Масалимов. Его интерес к войлоку пришел из детства.
Талгат Масалимов
руководитель Центра художественного войлока при БГПУ
«Я помню, как работали с войлоком соседские женщины на полу нашего деревенского дома. Белая шерсть такая… Я лежу между стеной и печкой, чтобы не мешать, наблюдаю, что они делают с шерстью, как пишут потом буквы, песни напевают, как обедают потом. Для меня это очень дорого. Я получаю радость от соприкосновения с подлинным, историческим и очень родным материалом».
Творчество художника классифицируется как этнический авангард – направление, возникшее в национальных республиках Поволжья, Эстонии и Финляндии на рубеже 1980 – 1990-х годов и выразившееся в синтезе древней, архаической образности и современного визуального языка. Сегодня это мощное и яркое явление в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Башкортостана.

Выпускники худграфа БГПУ успешно используют компетенции, полученные в центре, при работе с детьми, организовывая курсы и студии. В их числе Ляйсан Гильманова — художник-прикладник, обучает своему мастерству детей в художественной школе.
Ляйсан Гильманова
художник-прикладник
«С войлоком я знакома с детства. Мы сидели и распивали чай на тахте, покрытой войлоками, а поверх них лежали лоскутные одеяла. Как валяют войлок, я впервые увидела в университете. Любовь моя к этому материалу выросла из того, что из него можно сотворить что угодно: и панно, и одежду, бижутерию и игрушки. Работа с художественным войлоком для меня предоставляет безграничные возможности. Этот материал необычаен, он завораживает и притягивает своей мягкостью и теплотой. Им легко и просто выложить композицию, вовремя исправить ошибки, добавить недостающие элементы. В своих работах я сочетаю мокрое и сухое валяние, делаю плоские, рельефные и объемные формы, также совмещаю шерсть с другими материалами: шифоном, шелком, вискозой. Войлок, ведь он живой, животворящий, "исцеляющий", когда работаешь с войлоком, хочется открывать неизведанное в этом материале, пробовать новые техники и приемы. Окуная руки в теплую мыльную водицу, «лепишь» из шерсти, и не знаешь, каков будет результат – это-то и завораживает. И вот по четко продуманному эскизу кусочки войлока и волокна шерсти превращаются в единое целое».
Признанной мастерицей войлоковаляния в Сибае является руководитель местной школы сэсэнов, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан Асия Гайнуллина.
Досконально изучив все тонкости кошмоделия от старых рукодельниц-искусниц, она начала сама проводить мастер-классы, конкурсы по валянию войлока и прядению овечьей шерсти. Асия также воссоздает старинные женские украшения и обучает ремеслу участников студии декоративно-прикладного искусства и красоты «Ете кыз» («Семь девушек»).
«Радует, что молодежь стала больше интересоваться своим происхождением, задаваться вопросами: Кто я? Кто мои предки? Начинают узнавать и соблюдать традиции народа. К примеру, девушки из студии этнографии и красоты «Ете кыз», поначалу с нежеланием относившиеся к занятиям войлоковалянием из-за специфического запаха шерсти, со временем полюбили это ремесло, и на удивление и радость своих бабушек валяли молельные коврики (намаҙлыҡ) и вышивали старинные нагрудники (һаҡал, селтәр)».
«Когда мы возим войлок наших художников на выставки за границу, то иностранные зрители бывают не просто в восторге, а даже в некотором замешательстве — настолько красивы эти произведения и по-домашнему теплы, уютны, — говорит директор галереи «Урал» Карима Кайдалова. — Знание искусства своего народа — это как знание родного языка. Без этих навыков невозможно говорить о сохранении истории и культуры нашего народа».
Основными центрами развития техники войлочного валяния в Башкортостане сейчас являются города Белорецк, Кумертау, Нефтекамск, Октябрьский, Сибай, Стерлитамак, Уфа, село Иглино Иглинского района. Большой интерес к войлоковалянию отмечается в Абзелиловском, Баймакском, Белокатайском, Гафурийском, Нуримановском и Стерлибашевском районах республики.

Войлоковаляние в наше время переживает «второе рождение», во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения. Сегодня художники по войлоку пользуются всеми известными приемами изготовления войлоков и изобретают новые. В моду входят войлочные аксессуары и украшения из войлока, одежда, войлочные картины, игрушки, светильники и предметы интерьера.
Использованы материалы из книг и работ:
- С.Шитова «Войлоки ковры и ткани у южных башкир»;
- З.М. Давлетшина «Изготовление войлока у юго-восточных бащкир (история и современность)»;
- Е. Рябова «Узорные войлоки башкир»;
- Единый портал башкирской культуры;
- видео из архива телерадиокомпании «Башкортостан».
Автор
  • © Акулова Г., автор-составитель, 2019