Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

Колода для водопоя скота у башкир

Колода для водопоя скота (ялғаш, улаҡ, кәмәшәү) – открытая продолговатая емкость с закругленными или плоскими стенками, которая относится к разновидностям корыта – деревянной посуды, предназначенной для разных бытовых нужд. Размеры ее колебались от 30 сантиметров до 2 метров в длину и от 15 до 50 сантиметров в ширину.

Широкое распространение имела колода, целиком выдолбленная из дерева. Ее изготавливали из половинки расколотого бревна, выдалбливая внутренность с плоской стороны. Позднее эту деревянную тару начали делать из досок, сколачивая дно и борта гвоздями.

Экологически чистая, простая в изготовлении посуда была помощницей не только в уходе за скотом, но и при стирке белья и приготовлении пищи. Ее можно было найти практически в каждом башкирском дворе на протяжении всего прошлого века.


А. Н. Курманаев. Фрагмент акварельного этюда. 2016.
Корыто для кормления скота. Башкиры. Фото М. А. Круковского. 1908.

Необходимость в специальной деревянной утвари для домашних животных среди башкирских племен появилась довольно поздно. Примерно в первой половине I тысячелетия до н. э. население Южного Урала перешло к кочевому скотоводству с пребыванием скота на подножном корму в течение круглого года. В таких условиях многочисленные табуны не нуждались в особом уходе. Хотя российский и советский археолог, антрополог, этнолог, гидролог С. И. Руденко, долгое время исследовавший тюркские народы, предполагал, что башкиры нигде не были чистыми кочевниками и даже в степных районах вели полукочевую жизнь.

С. И. Руденко
(1885 – 1969)
А. Н. Курманаев. Этюд. Акварель. 2017.
Большие пространства земли с пышными лугами и сытными пастбищами благоприятствовали скотоводству. Каждая башкирская семья держала как минимум с десяток живности, являвшейся если не основным, то одним из основных элементов их хозяйства, а в степных районах и основным. Крупного рогатого скота выезжавшие на кочевки имели в разы меньше, чем лошадей, а большинство держало всего одну дойную корову на семью.

При значительном количестве скота, нередко в несколько сот голов, одному семейству, даже при нескольких работниках в семье, не было возможности заготовить столько корма, чтобы зимой содержать скот в деревне. Большое количество скота можно было иметь только при условии перекочевок с места на место не только летом, но и зимой, с тем, чтобы держать скот на подножном корму.

А.Н. Курманаев. Фрагмент акварельного этюда. 2016.
Птицеводство нигде у башкир не достигало сколько-нибудь значительных размеров, да и разводили они только гусей и кур. Неизвестно, как давно башкиры начали заниматься птицеводством. Однако во второй половине XVIII в. они уже держали и гусей, и кур. О северо-западных башкирах И. И. Лепехин писал, что при откочевке из деревни некоторые из них, имеющие кур и гусей, всегда покидали их в своих зимовках на собственное пропитание, а осенью довольствовались тем, что находили по возвращении.
Лишь в конце XIX — начале XX в., когда кочевые племена башкир начали переходить на оседлый образ жизни, долбленые корыта были заимствованы ими у русских, как и многая другая утварь, необходимая в хозяйстве. Ранее употреблявшиеся кожаные сосуды вышли из быта, вместо них начинается производство деревянной посуды.

Среди большого разнообразия деревянной утвари, в числе которой и такой уникальный вид, как кумысница, башкирские водопойные корыта и колоды также выделялись своим исполнением и вариантами форм. Этим они определенно заслужили право считаться исторической и этнологической ценностью.

А. Н. Курманаев. Задний двор. Этюд. 2020.

Как делали водопойную колоду?
Создание деревянной утвари начиналось с выбора рабочего материала. Башкиры использовали практически все породы деревьев, растущих в регионе. Тем не менее, для каждой разновидности тары были свои предпочтения. Для изготовления водопойной колоды башкиры использовали стволы широколиственных деревьев. Чаще всего при изготовлении посуды для скотины использовали березу и клен. Липу для таких целей выбирали реже, так как в процессе ежедневной эксплуатации сделанное из мягкого дерева корыто быстро изнашивалась. Осина своими смолами портила содержимое посуды. Дуб был слишком тяжел в обработке.



Исследователь С. Н. Шитова, классифицируя башкирскую деревянную посуду, разделила ее на три типа по способу изготовления: цельнодолбленая, долбленая со вставным дном и клепаная. Поилки могли изготавливаться любым из этих способов. Тем не менее, цельнодолбленая сельскохозяйственная утварь была предпочтительнее, так как у нее отсутствовали щели, и жидкости неоткуда было протечь. Но варианты, сделанные из нескольких деталей, встречались довольно часто (иллюстрации автора).

Сделать водопойную колоду было весьма не просто, требовалось мастерство, терпение и физическая сила, поэтому этим занимались в основном мужчины. Производство деревянной утвари как промысел, наряду с другими занятиями по деревообработке, обычно переходило от отца к сыновьям, но встречались и мастера-самоучки.

Несмотря на то, что развитие торговли и технологий привело к уменьшению значимости традиционных деревянных изделий в домашнего хозяйстве, их надежность, дешевизна, простота и экологичность способствовали длительному сохранению их в быту. И в наше время башкиры Аургазинского района хорошо помнят и применяют многие методы обработки дерева, в том числе при изготовлении деревянной утвари. К сожалению, эти слова правдивы по отношению к старшему поколению. Молодежь не знает о традиционной деревянной утвари и не заинтересована использовать ее в быту.


С. Н. Шитова
(1936)
А. Н. Курманаев. Лошадь. Холст. Масло. 2010.
Мастера по производству деревянной утвари были распространены по всей Башкирии. К примеру, в д. Исмагилово Аургазинского района, на родине башкир племени мин, был известный мастер Залилов Сарвар Шарафутдинович (1885 – 1977), который не только изготавливал деревянную посуду, но и выполнял другую тонкую работу по дереву: вырезал наличники, изготавливал оригинальную мебель, орудия труда. Образцы его работ сегодня хранятся в частной коллекции другого аургазинского мастера, художника, керамиста Заки Исмагиловича Нагаева.

Откровения мастера
Заки Исмагилович Нагаев
Аургазинский мастер, художник, педагог и предприниматель.
Заки Исмагилович несколько лет назад открыл в селе Толбазы студию художественной керамики «Кирач», где воссоздал все этапы производства глиняных изделий. В 2020 году совместно с архитектором и художницей Раушанией Габидуллиной он открыл при студии первый в республике частный музей керамики, культуры и быта.

Кроме глиняных изделий в музее много старинных вещей, которые несут сюда односельчане. Здесь и коромысла, и ухваты, и чугунные утюги, и щипцы для углей, а также небольшие кухонные колоды и корыта для приготовления пищи. В них хозяйки башкирских усадеб шинковали с помощью специального топора-сечки морковку, капусту, лук, подготавливали овощи к засолке, просеивали муку и замешивали тесто. Мастер отмечает, что принцип изготовления деревянной кухонной утвари такой же, как и при изготовлении ёмкостей для водопоя скота.

По словам Заки Исмагиловича, заготовка материалов для посуды производилась весной. Чем меньше сучков имело выбранное и спиленное дерево, тем больше ценился материал.

С помощью клина и молотка бревно расщепляли на две половины. Скобелем счищали кору с наружной части бревна. Инструменты, которыми обрабатывали емкость — долота с короткой и длинной ручками. Первые были слегка загнутыми вперед, а вторые – прямые со слегка вогнутым лезвием. (На фото)


Старинные инструменты из частной коллекции З. И. Нагаева
Столяр начинал долбить заготовку в центре и постепенно продвигался к краям. Так с каждым снятым слоем увеличивалась область долбления по радиусу, пока боковые стенки и дно не достигали желаемой толщины.

С детства помню, как мой отец изготавливал подобным образом корыта. Повзрослев, я тоже научился делать кормушки для скотины. Правда, мои изделия уже делались из досок,

— поделился Заки Исмагилович.
Цельнодолбленая посуда из частной коллекции З. И. Нагаева
Клепаные корыта изготавливали из трех длинных досок и двух коротких. На дно-основание с помощью гвоздей прибивали борта. Колода не протекала, если щели замазывали пчелиным воском. Также, чтобы помешать скотине проливать или высыпать содержимое, сверху колоды иногда прибивали поперечные жерди.

В колоду клали свеклу, фураж, картошку. Конечно, для водопоя такую тару использовали редко. Чаще скотину поили просто из ведра,

– вспомнил в процессе беседы Заки Исмагилович.

Куда делись колоды для водопоя?
Развитие металлургии привело к тому, что на смену деревянным ёмкостям стали приходить железные. Их распространение сдерживали коррозия и цена. Но в 1742 году французский химик Поль Жак Малуэн впервые применил метод горячего цинкования стали. Такой металл почти не был подвержен коррозии, хотя дорого стоил. Поэтому цинковые корыта даже в первой половине XX века в башкирских сёлах встречались нечасто.

Зато после Великой Отечественной войны, в условиях развивающейся советской промышленности и металлургии в том числе, было изготовлено столько железных корыт, что их стали использовать повсеместно: и на фермах, и в личных хозяйствах.


Поль Жак Малуэн
(1701—1778)
Несмотря на это, деревянные колоды для водопоя и кормления скота не утрачивают своей актуальности. Простая в изготовлении, дешевая, быстро собираемая из подручных материалов с помощью пилы, молотка и гвоздей деревянная посуда есть в каждом дворе Башкирии, где водятся птица, лошади, свиньи, крупный и мелкий рогатый скот.