Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Башкирский мужской пояс кэмэр
Башкирская национальная одежда отличается своей нарядностью и удобством. Праздничные рубахи вышиты традиционными узорами, в которые обязательно вкладывался глубокий смысл – память, оберег, что очень часто несут в себе национальные костюмы народов. Башкиры не исключение. В мужском национальном костюме поверх рубахи надевался камзол или казакин (на башкирском языке – кәзәкей). Верхней одеждой был суконный сэкмэн (на башкирском языке – сәкмән) и меховая шуба, они обязательно подпоясывались.
Украшениями мужской одежды были пояса: билбау, каптырга (на башкирском языке – ҡаптырға) и кэмэр (на башкирском языке – ҡәмәр). С помощью билбау башкиры подпоясывали свою верхнюю одежду. Этот пояс изготовлялся самими башкирами, ткался он из ниток темных цветов и оканчивался бахромой.

Каптырга — это узкий (всего 2 – 3 см шириной) ременный пояс, сравнительно короткий (1,2—1,3 м),
с вытисненным на его наружной поверхности узором, с крючкообразной пряжкой на одном конце и дырочками на другом. У правого бока на этом ремне всегда была привешена большая прямоугольная кожаная сума (на башкирском языке – ҡалта),
а с левого бока – нож в деревянных, обшитых кожей ножнах и ременный футляр для оселка. Иногда на ремне с на­ружной стороны бывали еще набиты металлические бляхи с серебряным чеканным узором. Сумка всегда была с крышкой из тисненой кожи, с очень красивым орнаментом, в пониженных частях орнамента травленная медным купоросом.
В сумке носили кресало, кремень, трут и другие мелкие вещи. В начале XX в. район распространения ҡаптырға был очень ограничен. Пояс этот встречался кое-где за Уралом, преимущественно на юге, но очень редко. Между тем в кон­це XIX в. его можно было найти во всей полукочевой, южной, горной и центральной Башкирии до широты г. Уфы и даже немного севернее.

«Отсутствие ҡаптырға в северной и северо-западной половине башкирского края, ее бесспорное тождество с подобным же поясом казахов и целый ряд других соображений склоняет меня к заключению о восточном ее происхождении.

Не только на ҡаптырға, но и вообще на всяком поясе башкиры почти всегда, особенно в дороге, носили ножи (на башкирском языке – бы­саҡ) в ножнах
(на башкирском языке – бысаҡ ҡыны).

Башкирские ножи не представляли собой ничего оригинального – это были обыкновенные ножи типа наших кухонных или небольшие русские косари, которые покупались на базарах. Гораздо интереснее и разнообразнее были ножны», – пишет известный исследователь дореволюционного и постреволюционного быта башкирского народа, выдающийся этнограф Сергей Руденко в своем фундаментальном труде «Башкиры. Историко-этнографические очерки».

Исключительно мужская деталь в башкирской национальной одежде – кэмэр – традиционный широкий и длинный пояс с ювелирной пряжкой (на башкирском языке – ҡаптырма) с чеканкой и вставками из разноцветных обработанных камней.

Для изготовления кэмэра шли сукно, шелк, бархат. Кэмэр украшался позументом, вышивкой башкирских орнаментов, золотыми и серебряными ювелирными изделиями со вставками из жемчуга, сердолика, агата, бирюзы (на башкирском языке – ынйы, аҡыҡ, фирүзә).

Мужской пояс кэмэр был элементом праздничного или свадебного костюма. Он надевался поверх еляна (на башкирском языке – елән, верхняя одежда с длинными подолами, похожая на халат) или камзола. Длинные края спускались по бокам, демонстрируя богатство отделки.

«В большой моде у богатых башкир когда-то были ковровые щегольские кушаки, которые они называли кэмэр или кэмэр билбау, с сравнительно дорогими медными гравированными или даже серебряными пряжками, богато украшенные бляхами (ҡаш) с полудрагоценными камнями – агатом, сердоликом, бирюзой и прочими, – читаем у С. И. Руденко. – Нередко такие кушаки состояли из сплошного ряда серебряных пластинок, покрытых чеканным узором со вставками агатов и бирюзовой осыпью. В старину такие кушаки ценились очень дорого: за один такой кэмэр богачи давали хорошего аргамака или пару быков.

Кэмэр раньше носили повсеместно, по крайней мере во всей кочевой Башкирии, к началу же XX в. он сохранился как вещь старинная кое-где за Уралом и в степи (катайцы, кубеляк-телевцы, тамьян-тангаурцы, бурзяне, усергане и кипчаки), а отчасти и в центральной Башкирии (минцы и табынцы)».
Башкиры в Берлине. Художник К. Л. Хюбейль. 1813 г.
Колоссальные усилия в изучении этой темы приложил известный ученый, старший научный сотрудник Института истории, языка и литературы УНЦ РАН (ныне ИИЯЛ УФИЦ РАН) Светлана Николаевна Шитова.

«Этнографические и фольклорные источники дают основание заключить, что обычай опоясываться родился в глубине веков и был обусловлен не только практической необходимостью, но и мировоззрением древнетюркских племен», – пишет Светлана Шитова в своем объемном труде «Пояс в обычаях и мифологиях башкир» .

У башкир по древней традиции в экипировку воина и всадника входил поясной набор из ремня (ҡайыш, ҡайышбилбау) с сумкой (ҡалта), снабженного петлями и крючками для прикрепления оружия и других походных вещей. Будучи приписанными с конца XVIII в. к иррегулярному войску, башкиры часто являлись на службу в суконной домотканой одежде (сәкмән), глубоко запахнутой и стянутой ремнем.

Судя по гравюрам западноевропейских художников, в такой «форме» башкирские полки участвовали в Отечественной войне 1812 г. На картине художника Хюбейля изображен башкирский воин, показывающий жителям Берлина лук и стрелу. Он предстает в экзотическом островерхом меховом головном уборе и белом шерстяном одеянии до пят, при полной ременной амуниции. На его левом боку подвешены на ремнях сабля и удлиненные стреловидные футляры для походных принадлежностей. Чаще на поясе имелись крючки, а состав предметов в экипировке в зависимости от обстоятельств менялся. При верховой езде за пояс подбирали полы верхней одежды. Широкий пояс на войлочной основе или ремень, покрытые металлическими пластинками, предохраняли от травм и защищали от холода. В древности пояс дополнял кольчугу. На нем закрепляли колчан со стрелами и налучье.
Еще в 60 –70-е гг. XIX в. походный костюм был настолько привычен для повседневного быта башкир, что ученые и публицисты в этнографических работах представляли его как наиболее характерный вариант традиционного мужского костюма. Поясу в описаниях уделялось пристальное внимание: «На поясе у мужчин, – можно прочитать в очерке о башкирах-бурзянах
А. Игнатовича, – непременно висит с правого бока ҡалта, или сумка; она бывает, как и пояс, из тисненой кожи и украшается у богачей драгоценными камнями, впрочем, бывают также как тот, так и другая бархатные, и иные стоят с поясом до 1500 руб. ассигнациями; с левого же бока на том же поясе привешиваются два длинных мешочка, в виде стрелки, из коих в один вставляется ножик, а другой, иногда и третий, висят для симметрии» (Игнатович, 1863: 48).

Л. Бергхольц жил на Инзере среди башкир-катайцев в конце 1880-х гг., когда боевые походы остались в воспоминаниях. Однако в горах любое дело за пределами аула было сопряжено с верховой ездой, при этом пояс, как писал исследователь (Бергхольц, 1893: 81), носили постоянно. Летом опоясывали хлопчатобумажный халат, зимой – чекмень из овечьей или верблюжьей шерсти. На поясе висел нож в деревянных ножнах, обтянутых кожей и украшенных медными накладками. Отправляясь в дорогу, за опояску закладывали топорик с длинным топорищем. Топор за поясом – характерный штрих в облике деятельных и трудолюбивых персонажей башкирских сказок. У некоторых поясов были специальные петли для топора.

Среди повседневных поясов примечательны узкие охотничьи из сыромятного ремня с набором специфических предметов: пороховницей из коровьего рога, грушевидными кожаными сумочками для пистонов и дроби, меркой для пороха, чехлом для ножа.

В 1908 г. венгерский ученый Д. Месарош приобрел в Юго-Восточном Зауралье два обычных узких ремня с сумками «ҡаптырға» и украшениями в виде стреловидных подвесок – футляров (в одном случае) и полушаровидных коробочек с кистью (в другом). Различными были сумки: одна – жесткая прямоугольная с тиснением, другая – мягкая на войлочной подкладке с простеганным «втянутым» узором. Дополнением к этой коллекции стал кувшинообразный кожаный сосуд для дроби с характерным тисненым узором из трилистников.

Полумягкие пояса с ювелирными украшениями и нарядной бляхой считались престижными не только в военном, но и в цивильном праздничном костюме. В 1850 –1851 гг. возглавивший экспедицию Российского географического общества П. Небольсин повидал много башкирских кочевий в оренбургских степях и на Южном Урале. «Мужчины, разумеется, щеголяют бешметами и халатами, – осталась запись в путевом дневнике ученого, – ...бедные люди ходят в грубых белых шерстяных халатах. А у богачей они бывают из тонкого сукна, иногда белые атласные... Под верхним халатом, надеваемым нараспашку, блестит дорогая серебряная, убранная разноцветными камнями бляха бархатного бухарского пояса; на одном бедре "калта", на другом натруска и сумочки для узкого ножа и для дроби» (Небольсин, 1854: 277). Такие пояса стягивали кафтан кәзәкей или камзол. Сверху набрасывали просторный халат.

Среди праздничных поясов, украшенных ювелирными пряжками с драгоценными камнями (ҡәмәр билғау), выделялись ковровые. О том, что уже в средневековье кэмэр служил знаком, указывавшим на принадлежность его обладателя к особому социальному рангу, говорят эпические сказания «Кузыкурпяс и Маянхылу», «Заятуляк и Хыухылу», «Кара юрга» и др. (Башкирское народное творчество, 1987: 136,198, 251, 254). В предании о Салавате есть упоминание об украшенном монетами кэмэре, с которого герой срезал четыре монетки, чтобы одарить детей (Башкирские предания и легенды, 1985: 142).

Еще одним распространенным видом поясов являлись мягкие кушаки (билбау, билмау, билғау) из полосы кустарной или фабричной ткани длиной более 3 м. Они присутствовали и в повседневном, и в праздничном костюме. Обернув торс слегка свитым кушаком трижды, концы заправляли вовнутрь (в рабочем костюме) или оставляли висящими по бокам (в праздничном и обрядовом).

Жесткие и мягкие пояса до некоторой степени были взаимозаменяемы.
П. Назаров, описывая башкирский мужской костюм, кроме кожаного пояса «ҡаптырға» с ножом в футляре и сумкой «ҡалта», называет «кушак», который также служил для подпоясывания чекменя (Назаров, 1890: 180 –181). Тем не менее, улавливаются некоторые особенности употребления поясов в XIX в.: ремни казались более уместными в походах, мягкие кушаки – в мирной жизни.

Как и жесткие пояса, кушаки могли выполнять социально-знаковую функцию.
В фольклоре фигурируют шелковые билғау с кистями, в 7 или 12 слоев-обхватов (ҡат). Даже если учесть, что эти числа употреблялись как магические, сакральные, принадлежность подобных поясов к роскошному облачению не вызывает сомнений.

В южных уездах для подпоясывания шубы и чекменя в зимнее время использовали узкие (до 20 см) пояса, сотканные из овечьей пряжи. Изредка встречались вязаные кушаки.

Все виды поясов, принятые в быту башкир, манера подпоясывания находят большое число аналогий в культуре как современного, так и древнего населения юга Восточной Европы, Сибири, Центральной, Передней и Средней Азии, Ближнего Востока.
Башкирский мужской
национальный пояс кэмэр.
Абзелиловский
краеведческий музей
Ременные узкие и широкие пояса с пряжками и подременниками для хозяйственных предметов и оружия носили тюркоязычные и монголоязычные кочевники. С помощью ремня придерживали незастегивающиеся полы распашной одежды – чекменя, шубы. Ремнем подпоясывались, прежде всего, в условиях, требующих собранности: при выполнении физических работ или отправляясь в дорогу. Традиционный набор прикрепляемых к поясу вещей – это нож в ножнах, сумка для огнива, петли и крючки для топора и других походных предметов. У ряда народов (башкир, каракалпаков, части узбеков, сибирских татар, алтайцев) для обозначения поясов-ремней употреблялся одинаковый термин ҡайыш /ҡайыс (Этнография каракалпаков, 1980: 56– 57; Шаниязов, Исмаилов, 1981: 75; Томилов, 1980: 149; Потапов, 1951: 24).

Традиция широких твердых поясов с металлическими накладками имеет большую историю. Согласно археологическим и документальным источникам, кожаные пояса с пряжкой-застежкой и серебряными бляхами были принадлежностью костюма древних тюрков (Вайнштейн, Крюков, 1966: 186 – 187). Они изображены на петроглифах и каменных изваяниях Южной Сибири и Монголии (Окладникова, 1985: 85 – 88; Грач 1961: 64 – 65; Евтюхова, 1952: 108 – 110; и др.). Фрагменты поясов обнаружены в тюркских погребениях. Появившись в Сибири в таштыкскую эпоху, наборные пояса в последующее время распространились на большом пространстве от Центральной Азии до причерноморских степей (Степи Евразии, 1981).

В средневековье на Востоке богато украшенный пояс являлся свидетельством особого положения человека в обществе. Это подтверждают сюжетные росписи на зданиях Пенджикента, Афрасиаба и других городищ Средней Азии VI–VIII вв. (Бентович, 1980: 204 – 205; Лобачева 1979: 21 – 22). В XIII в. жесткий наборный пояс был одним из атрибутов джучидского парадного костюма и надолго остался в представлениях среднеазиатских и других тюркских народов как символ принадлежности к правящей и элитной верхушке. Поздним вариантом «элитных» поясов являлись кэмэры.

Распространенные в XIX в. (и раньше) в притаежной лесостепной полосе Сибири (у алтайцев, хакасов, тувинцев и других народов) характерные охотничьи пояса абсолютно идентичны башкирским. Повсюду в охотничий набор входили пороховница и мерка из рога, грушевидная сумочка для дроби, стерженек для проталкивания дробинок в ствол ружья.

О присутствии пояса как в мужском, так и женском старинном (если не сказать древнем) костюме, об особом отношении башкир (и родственных им народов) к этому предмету говорит анализ обрядовых ритуалов; часть обычаев и обрядов дошла до нас в фольклорных сюжетах.

Первостепенное значение придавалось поясу в обрядах, сопровождавших переход мальчика в разряд джигитов. На вопрос исследователей в экспедициях «С какого возраста начинали носить пояс? » пожилые люди отвечали однотипно: «Когда становились взрослыми». Однако взросление наступало по-разному. В легенде «Таштугай» об одном из главных персонажей Байгубаке сказано: «Он рано остался без отца, рос удальцом и, несмотря на свою молодость, входил в число лихих джигитов» (Башкирские предания и легенды, 1985: 212). Джигит (егет) показывал удальство в умении объезжать лошадей, в спортивных состязаниях, в прошлом – в барымте, в случае войны мог участвовать в походах. Однако между первым опоясыванием и посвящением в воины, как следует из фольклорных источников, проходил определенный интервал; облачение
в боевые доспехи обставлялось особенно торжественно. Изучая тюркский
и монгольский эпический фольклор, Р. С. Липец обратила внимание, что пояс занимал видное место в снаряжении батыра, при этом «при переходе юноши
в разряд взрослых воинов опоясывание боевым поясом, на котором носили оружие, было знаком воинской возмужалости. Боевой пояс – обязательная реалия обряда посвящения в воины, признак социального положения...»
(Липец, 1984: 67).

Нередко пояс вместе с седлом и необыкновенным по боевым качествам оружием (луком, секирой, саблей) переходили от отца-батыра к сыну, приумножая его силу. В эпосе «Заятуляк и Хыухылу» после того, как Заятуляк проявил свои способности на охоте, отец Самар-хан подарил ему пояс, украшенный драгоценными камнями (Башкирское народное творчество, 1987: 179). В одной из версий эпоса «Кузыкурпяс и Маянхылу» крылатый чудесный конь Куктулпар подсказал герою, где лежат седло, секира и пояс кэмэр, украшенный серебряными узорами, – вещи, некогда принадлежавшие его отцу (Там же: 251). С этим снаряжением он и отправился в опасный путь на поиски нареченной невесты.

Очевидно, поясу приписывалась не только магическая охранная, но и животворная сила, увеличивающая потенциальные возможности человека. Перед трудной дальней дорогой эпические герои ложились спать подпоясавшись. В свете сказанного становятся понятными слова Яик-батыра, поспешившего на помощь к отцу Урал-батыру: «Пояс потуже я повязал, что есть мочи к тебе прискакал» (Там же: 111).

Снять пояс – значит признать себя побежденным. Это правило действовало
и во время состязаний в национальной борьбе.

Важным атрибутом пояс выступал во многих общественных ритуалах. Мягким кушаком многократно опоясывались туй башы – главные распорядители
на джиинах, сабантуях, каргатуях.

Особенно выразительно использование пояса в свадебных обрядах. Согласно фольклорным источникам, опоясывание стана юноши девушкой или дарение пояса (в том числе кэмэра) ее отцом происходило «в знак сговора», как свидетельство взятых обязательств (Башкирское народное творчество, 1987: 198, 204; Башкирские предания и легенды, 1985: 230). Красный пояс, вышитый невестой, означал также переход юноши в класс женатых (занятых) мужчин.

Свадебные обряды были пронизаны разнообразными магическими действиями с охранным и усилительным подтекстом. К ним относилось завязывание
и развязывание узлов на поясе жениха.

Подпоясывание невесты было приурочено к концу первого цикла свадебных обрядов, проходившего в доме родителей девушки. В среднем Забелье невесту подпоясывали кэмэром будущего мужа.

Старинные башкирские пояса – кэмэры, в том числе и историческая память среди башкир, связанная с ношением поясов, дошли до наших дней. Об этом свидетельствует прекрасно сохраненный кэмэр, переданный в Абзелиловский историко-краеведческий музей в 1992 г. Зайтуной Якуповой , жительницой деревни Кулгана Бурзянского района.
Башкирский мужской кэмэр.
XIX век
Использованная литература и источники:

Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006.

Шитова С. Н. Пояс в обычаях и мифологии башкир. Этнографическое обозрение. 2006. №6.

Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г., Шитова С. Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979.

Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1964.

Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана. Уфа: Китап, 1995.

Сайт «Вконтакте», официальная страничка (группа) Абзелиловского историко-краеведческого музея Республики Башкортостан, https://vk.com/club194768576

Википедия – свободная энциклопедия.

© Ярмуллин С. Ш., автор-составитель, 2021
Старинные башкирские мужские пояса - кэмэры (tkani1.ru)