Ременные узкие и широкие пояса с пряжками и подременниками для хозяйственных предметов и оружия носили тюркоязычные и монголоязычные кочевники. С помощью ремня придерживали незастегивающиеся полы распашной одежды – чекменя, шубы. Ремнем подпоясывались, прежде всего, в условиях, требующих собранности: при выполнении физических работ или отправляясь в дорогу. Традиционный набор прикрепляемых к поясу вещей – это нож в ножнах, сумка для огнива, петли и крючки для топора и других походных предметов. У ряда народов (башкир, каракалпаков, части узбеков, сибирских татар, алтайцев) для обозначения поясов-ремней употреблялся одинаковый термин ҡайыш /ҡайыс (Этнография каракалпаков, 1980: 56– 57; Шаниязов, Исмаилов, 1981: 75; Томилов, 1980: 149; Потапов, 1951: 24).
Традиция широких твердых поясов с металлическими накладками имеет большую историю. Согласно археологическим и документальным источникам, кожаные пояса с пряжкой-застежкой и серебряными бляхами были принадлежностью костюма древних тюрков (Вайнштейн, Крюков, 1966: 186 – 187). Они изображены на петроглифах и каменных изваяниях Южной Сибири и Монголии (Окладникова, 1985: 85 – 88; Грач 1961: 64 – 65; Евтюхова, 1952: 108 – 110; и др.). Фрагменты поясов обнаружены в тюркских погребениях. Появившись в Сибири в таштыкскую эпоху, наборные пояса в последующее время распространились на большом пространстве от Центральной Азии до причерноморских степей (Степи Евразии, 1981).
В средневековье на Востоке богато украшенный пояс являлся свидетельством особого положения человека в обществе. Это подтверждают сюжетные росписи на зданиях Пенджикента, Афрасиаба и других городищ Средней Азии VI–VIII вв. (Бентович, 1980: 204 – 205; Лобачева 1979: 21 – 22). В XIII в. жесткий наборный пояс был одним из атрибутов джучидского парадного костюма и надолго остался в представлениях среднеазиатских и других тюркских народов как символ принадлежности к правящей и элитной верхушке. Поздним вариантом «элитных» поясов являлись кэмэры.
Распространенные в XIX в. (и раньше) в притаежной лесостепной полосе Сибири (у алтайцев, хакасов, тувинцев и других народов) характерные охотничьи пояса абсолютно идентичны башкирским. Повсюду в охотничий набор входили пороховница и мерка из рога, грушевидная сумочка для дроби, стерженек для проталкивания дробинок в ствол ружья.
О присутствии пояса как в мужском, так и женском старинном (если не сказать древнем) костюме, об особом отношении башкир (и родственных им народов) к этому предмету говорит анализ обрядовых ритуалов; часть обычаев и обрядов дошла до нас в фольклорных сюжетах.
Первостепенное значение придавалось поясу в обрядах, сопровождавших переход мальчика в разряд джигитов. На вопрос исследователей в экспедициях «С какого возраста начинали носить пояс? » пожилые люди отвечали однотипно: «Когда становились взрослыми». Однако взросление наступало по-разному. В легенде «Таштугай» об одном из главных персонажей Байгубаке сказано: «Он рано остался без отца, рос удальцом и, несмотря на свою молодость, входил в число лихих джигитов» (Башкирские предания и легенды, 1985: 212). Джигит (егет) показывал удальство в умении объезжать лошадей, в спортивных состязаниях, в прошлом – в барымте, в случае войны мог участвовать в походах. Однако между первым опоясыванием и посвящением в воины, как следует из фольклорных источников, проходил определенный интервал; облачение
в боевые доспехи обставлялось особенно торжественно. Изучая тюркский
и монгольский эпический фольклор, Р. С. Липец обратила внимание, что пояс занимал видное место в снаряжении батыра, при этом «при переходе юноши
в разряд взрослых воинов опоясывание боевым поясом, на котором носили оружие, было знаком воинской возмужалости. Боевой пояс – обязательная реалия обряда посвящения в воины, признак социального положения...»
(Липец, 1984: 67).
Нередко пояс вместе с седлом и необыкновенным по боевым качествам оружием (луком, секирой, саблей) переходили от отца-батыра к сыну, приумножая его силу. В эпосе «Заятуляк и Хыухылу» после того, как Заятуляк проявил свои способности на охоте, отец Самар-хан подарил ему пояс, украшенный драгоценными камнями (Башкирское народное творчество, 1987: 179). В одной из версий эпоса «Кузыкурпяс и Маянхылу» крылатый чудесный конь Куктулпар подсказал герою, где лежат седло, секира и пояс кэмэр, украшенный серебряными узорами, – вещи, некогда принадлежавшие его отцу (Там же: 251). С этим снаряжением он и отправился в опасный путь на поиски нареченной невесты.
Очевидно, поясу приписывалась не только магическая охранная, но и животворная сила, увеличивающая потенциальные возможности человека. Перед трудной дальней дорогой эпические герои ложились спать подпоясавшись. В свете сказанного становятся понятными слова Яик-батыра, поспешившего на помощь к отцу Урал-батыру: «Пояс потуже я повязал, что есть мочи к тебе прискакал» (Там же: 111).
Снять пояс – значит признать себя побежденным. Это правило действовало
и во время состязаний в национальной борьбе.
Важным атрибутом пояс выступал во многих общественных ритуалах. Мягким кушаком многократно опоясывались туй башы – главные распорядители
на джиинах, сабантуях, каргатуях.
Особенно выразительно использование пояса в свадебных обрядах. Согласно фольклорным источникам, опоясывание стана юноши девушкой или дарение пояса (в том числе кэмэра) ее отцом происходило «в знак сговора», как свидетельство взятых обязательств (Башкирское народное творчество, 1987: 198, 204; Башкирские предания и легенды, 1985: 230). Красный пояс, вышитый невестой, означал также переход юноши в класс женатых (занятых) мужчин.
Свадебные обряды были пронизаны разнообразными магическими действиями с охранным и усилительным подтекстом. К ним относилось завязывание
и развязывание узлов на поясе жениха.
Подпоясывание невесты было приурочено к концу первого цикла свадебных обрядов, проходившего в доме родителей девушки. В среднем Забелье невесту подпоясывали кэмэром будущего мужа.
Старинные башкирские пояса – кэмэры, в том числе и историческая память среди башкир, связанная с ношением поясов, дошли до наших дней. Об этом свидетельствует прекрасно сохраненный кэмэр, переданный в Абзелиловский историко-краеведческий музей в 1992 г. Зайтуной Якуповой , жительницой деревни Кулгана Бурзянского района.