Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Кашмау
это национальный головной убор замужних башкирских женщин, состоящий из шапочки-шлема с отверстием на макушке, плотно обтягивающей голову, и спускавшейся на спину неширокой ленты-наспинника, покрытого кораллами и монетами.
Слово кашмау образовано путем сложения основ ҡаш 'бровь' и бау 'веревка' и означает 'налобная повязка'.
Кашмау в этнографических работах
Одним из ранних источников, где упоминается кашмау, является работа немецкого ученого, этнографа, энциклопедиста П. Палласа, датируемая XVIII веком. В ней автор рассматривает ҡашмау под понятием чашбау, украшенный мелкими серебряными монетами. По описанию ученого, этот головной убор надевают поверх покрывала, именуемого таҫтар, под бородой подвязывая предназначенным специально ремешком.
Башкирские женщины одеты в нагрудный покров и головной убор кашмау. Из материалов путешествий П. Палласа в 1770 - 1771 гг.
Кашмау как женский головной убор, только в форме кашпау, также упоминается и в трудах известного русского ученого И. Лепехина.
«Головной убор так же, как и у татарок, называется кашпау; и вся разность состоит в том, что в кашпау надевается еще вершок, фигуру конуса имеющий, которой можно складывать. От кашпау сзади попускается лопасть, унизанная серебряными копейками».
И. Лепехин,
учёный-энциклопедист, путешественник, лексикограф, академик Петербургской академии наук
Фото из книги французского путешественника Поля Лаббе «По дорогам России от Волги до Урала» 1905 г. Фото 1897 – 1899 гг.

Богатый материал о кашмау приводится в фундаментальном труде историка-этнографа С.И. Руденко «Башкиры». В нем дается подробное описание структуры данного головного убора.

По записям С.И. Руденко можно понять, что в начале XX века ҡашмау использовали не все башкиры, об этом он писал так: «В настоящее время кашмау носят в южной половине башкирского края, в частности минцы, табынцы, юрматынцы, инзер-катайцы, тамьян-тангаурцы, бурзяне и кипчаки. Два десятилетия тому назад его носили усергане, тамьянцы, кубеляк-телевцы, а несколько раньше кара-барын-табынцы, айлинцы, кудейцы и канлинцы».

Кашмау в музеях
Наряду с некоторыми другими видами старинного башкирского головного убора, который издревле носили башкирские женщины, кашмау в настоящее время можно увидеть в российских этнографических музеях.
Портрет в традиционном уборе. Башкиры (1908). Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. Фото: Круковский М. А.
Женщины (две жены) в традиционных костюмах. Башкиры (1908). Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. Фото: Круковский М. А.
Портрет замужней башкирки в традиционном уборе. Башкиры (1908). Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. Фото: Круковскй М. А.
Экспонат из Российского энографического музея, г. Санкт-Петербург
Экспонат из Музея археологии и этнографии Института этнологических исследований УФИЦ РАН, г. Уфа
Экспонат из Национального музея Республики Башкортостан, г. Уфа
Изготовление кашмау
Кашмау состоит из двух частей: шапки и хвоста (в некоторых регионах его называют олон 'ствол'). Шапка имеет шлемовидную форму, сзади к ее нижней части пришивается узкая длинная полость, так называемый «хвост».Строение этого головного убора было подробно описано известным этнографом С.И. Руденко.

"Кашмау состоит из собственно кашмау. Шапка шьется из холста и покрывается красной материей, причем она закрывает только часть головы и затылок, темя же остается открытым. На макушке вокруг отвестия на материю нашиваются кораллы и ряда два мелких серебряных монет, от которых спускается бахрома из нитей кораллов с рядом серебряных монеток на конце; кораллы закрывают всю матерчатую часть кашмау.

К нижним концам бахромы прикрепляются сулпы, а посередине и по бокам на нее нашивают три, пять серебряных подвесок (суҡ) из листовидных пластинок, соединенных между собой колечками. Сзади кашмау, на затылке, кораллов не бывает, а на материю нашиваются крупные серебряные монеты или металлические узорчатые бляхи (ҡаш).

Куйрук чаще всего делается из шерстяной ткани домашней работы или из сукна, окрашенных в красный цвет мареной (ҡыҙыл буяҡ), всегда на подкладке, чаще всего холщевой. Иногда он шьется из холста, выкрашенного в красный цвет, а то и просто из красной базарной материи. Ширина куйрук небольшая (15 см.); по краям сверху до низу нашиты два непрерывных ряда ракушек, а вся средняя часть зашивается разноцветным бисером, расположенным в виде определенных геометрических фигур (квадатов, ромбов, треугольников) с раковинками между ними или внутри их. Заканчивается куйрук бахромой из разноцветных шерстяных ниток. Надевается кашмау непосредственно поверх волос и застегивается под подбородком при помощи особой пряжки (ҡаптырма)".

С.И. Руденко,
этнограф, историк, археолог, автор научных работ по этнографии и верованиям башкир (1885 - 1969)
Чем отличается современный кашмау от традиционного?
В настоящее время мастерицы для изготовления кашмау выбирают ткань, устойчивую для прикрепления бисера и монет. Ткань эту обматывают красным ситцем или шелком. И шапка, и хвост кашмау украшаются орнаментом. Поверх орнамента нашиваются бисер и монеты, также прикрепляют завязку под названием налобник. В области обоих висков подвешивают цепные сережки, длинные накосники. Основные особенности изготовления кашмау большей частью сохранились. Мастерицы стараются не нарушать, сохранять традиции шитья данного головного убора. Небольшие преобразования наблюдаются лишь в орнаменте.

К примеру, в некоторых случаях геометрические фигуры, упомянутые С.И. Руденко, заменяются другими. Ныне можно встретить кашмау и с закрытой макушкой. Существуют различные мнения ученых по вопросу предназначения отверстия в теменной части кашмау.

Отличительной особенностью нынешних кашмау является и то, что вместе с традиционными красными кораллами (бусинами) сейчас используют и белые жемчужины. Мастериц по изготовлению кашмау на сегодняшний день, к сожалению, немного. Изготовление кашмау – очень деликатная работа, которая требует большого умения и мастерства. Особенного внимания требует нанесение узоров.

Как сшить кашмау?
В одной из передач «Орнамент» телеканала «БСТ» рассказывается о пошиве кашмау по древним традициям.

Видеоматериалы из личного архива Сарвар Суриной.
Кашмау как атрибут свадебной церемонии
Кашмау был не просто головным убором замужних женщин, он являлся главным атрибутом свадебной церемонии. Именно кораллово-красная шапка с орнаментированным длинным наспинником являлась символом самого ответственного и поворотного момента в судьбе башкирок, когда свекровь снимала с головы молодой невестки ее такыя (девичью шапку) и вместо нее надевала красочный и в то же время довольно тяжелый кашмау.

Этот головной убор, в котором, как верно подметила исследователь Р.А. Султангареева, материализовано девичество, играл значимую роль в свадебном фольклоре башкирского народа. Даже в самых мельчайших деталях башкирские мастерицы умели подчеркивать статус молодой женщины в браке. К примеру, в ромбообразной бисерной вышивке на наспиннике символически отображалось нечто целое, в частности единство таких противоположностей, как «мужчина-женщина», «небо-земля», «солнце-луна».
Фотографии из личного альбома Фатимы Янбаевой.
Кашмау как оберег

Древние башкиры верили в обережную силу кашмау. Считалось, что каждая из разновидностей драгоценных камней, используемых при украшении этого головного убора, выполняет определенную охранительную функцию.

К примеру, коралл, по мнению башкир, способен лечить сердечные болезни. Хвост кашмау охранял женщину от дурного глаза, а звон монет отпугивал злых духов.
Кашмау в башкирских народных песнях
В башкирских народных песнях часто описывается не только внешняя красота и стройность девушек, но и характерная для башкир традиционная одежда, которая опрятна и хорошо сидит по фигуре.
Зарифа
(Башкирская народная песня)

Сватайте молодому парню его любимую,
Которая носит золотое кольцо, двойной браслет,
Нагрудник из красных кораллов и серебряных монет,
Головной убор с наспинником,
Украшенный кораллами и серебряными монетами.


Саз-река
(Башкирская народная песня)

Сравнения не найти для этих мест,
Зимовки предков всюду здесь окрест.
Монетным серебром, ой, серебром
Звенит кашмау молодых невест.

Так – негоже
(Башкирская народная песня)

Так – негоже,
Этак – тоже.
Хороши кашмау и перстни,
И наряды все твои.
Ой, не сватайте красивых -
Сватать лучше по любви...

Вы сосватайте джигиту
Ту, что может полюбить,
Может перстни золотые
И сельтяр с кашмау носить.



Судьба кашмау в советскую эпоху
По рассказам пожилых людей, в советский период, особенно в годы коллективизации, башкирские женщины отдавали свои кашмау и хакалы (нагрудники), а также другие серебряные украшения ради покупки трактора для колхоза. Некоторую часть этих ценных вещей женщины сдавали во время Великой Отечественной войны в качестве помощи фронту.
Кашмау в современности
В популяризации кашмау сегодня большую работу проделывают члены общественной организации «Ағинәй», надевая этот головной убор на различных мероприятиях и рассказывая о способах его изготовления молодому поколению.
Видео с сайта ГТРК Башкортостан. Корреспондент - Маргарита Гафарова
В настоящее время пошивом и возрождением национального костюма занимается и творческое объединение «Кашмау».
Наш современник Гульгина Баймурзина, главный специалист по фольклору Республиканского центра народного творчества, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан проводит семинары, мастер-классы по изучению и пошиву женской национальной одежды, в том числе и кашмау.
Гульгина Баймурзина
"При пошиве кашмау обязательно соблюдение старины. Не надо увлекаться стилизацией".
Ныне кашмау можно встретить также в костюмах участников различных фольклорных коллективов. Вообще, возрождению башкирского национального костюма, в том числе и кашмау, в настоящее время уделяется много внимания.
Использованная литература:
1. Башкирское народное творчество: Песни и наигрыши/ Сост., вступ. ст. и коммент. P. C. Сулейманова. Уфа: Башкнигоиздат, 1983.
2. Лаббе П. По дорогам России от Волги до Урала. Париж, 1905.
3. Лепёхин И. И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства в 1768 и 1769 году. Часть 1. СПб., 1771.
4. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского Государства. СПб. 1773-1788.
5. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. Уфа, 2006.
6. Султангареева Р.А. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор. Уфа, 1994.
© Сулейманова Р. А., автор-составитель, 2020