Библиотека объектов нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Башкирская народная песня «Ҡара тауыҡ» в интерпретации танца

Танец черной курицы
Удивительные жанры порой создает народное искусство.
Вот и черная курица оказалась юмористической танцевальной пьесой, несущей определенную мораль. Пьеса «Кара тауык» (баш. «Ҡара тауыҡ») так же, как и предваряющий ее сказ, полна живого народного, и в то же
время жизненно поучительного юмора.
О чем этот танец
История, можно сказать, стара как мир.
О больших надеждах и об их крахе.
Один бедняк приобрел каким-то путем курицу и размечтался о том, как быстро и легко сможет он теперь поправить свое скверное материальное положение. «Курица снесет мне полсотни яиц, — думал бедняк, — из которых вылупятся цыплята, среди которых будет, по меньшей мере, 30 куриц; каждая из них, в свою очередь, опять снесет полсотни яиц, следовательно, каждая даст опять по 30 куриц» и так далее. Бедняку уже мерещились золотые замки. Придя домой, он сразу же посадил нестись свою драгоценную курицу. Однако через несколько минут его слух поразил петушиный крик. Оказывается, это запела петухом его черная курица. Ожидать яиц и цыплят от курицы, поющей петухом, — безнадежно, и черная курица была отправлена в кухонную кастрюлю. Золотые замки бедняка мгновенно рассыпались.

Автор книги:
Лев Никола́евич Лебеди́нский (1904—1992) — советский музыковед, фольклорист
Пьесу «Кара тауык» открывает бодрый танцевальный напев. Это как бы мечта бедняка о тысячах цыплят. Неожиданно танец прерывается петушиным пением, звучащим резким диссонансом. Это крах всех иллюзий бедняка.
Однако существует и другая
интерпретация этой пьесы
Янгали Вахитов, который ставил эту хореографическую миниатюру для талантливого
исполнителя народных танцев Явдата Бикбердина в 1976 году, считал, что смысл этой пьесы несколько искажен. В своей работе Янгали Вахитов всегда придерживался принципов сохранения первозданности народного танца, сохранял принцип "природоподражательности" башкирских народных
танцев. Многие элементы танцев характеризуют природу и окружающую среду. Он изучал историю, искал смысл, вникал в образ произведения. Постановщик считал, что «главный герой» произведения в танце – не бедняк, а сам петух.
ИЗ НАРОДА БЕРУ − В НАРОД ОБРАТНО ОТДАЮ
Янгали Вахитов
Явдат Бикбердин
Рафкат Юнысов
Мэр города Дрездена, пораженный танцем «Кара тауык» («Черная курица») в исполнении Явдата Бикбердина во время его гастролей по Германии в составе ансамбля танца имени Файзи Гаскарова, подарил ему целый чемодан подарков.
Нагаева Л.И.
Кандидат исторических наук
Интересны танцы, передающие образы птиц. Они в какой-то степени содержат элементы домусульманских верований. Их могли исполнять и мужчины, и женщины. Содержание некоторых танцев соотносится со скифо-сарматской идеологией, влияние которой на башкирское искусство еще мало исследовано. Так, со скифской традицией связан развитый культ коня, известный кочевникам евразийских степей со II тыс. до н. э. Бог коня среди 12 божеств у древних башкир упоминается Ибн-Фадланом. Он же отметил особое отношение башкир к журавлям, другим птицам, от которых башкирские рода вели свое происхождение. С тотемическим культом птиц связывают исследователи башкирской этнографии и фольклора названия башкирских родов.
В танцах птицы изображались такими, какими человек видел их в природе: передавались характерные черты птиц, повадки, голос. Но как и в легендах, сказках, они наделены волшебными свойствами: побеждать зло («Аҡҡош» — «Лебедь»), предсказывать («Кәкүк» — «Кукушка»), помогать, успокаивать («Сыңрау торна» — «Звенящие журавли»). Голубь и кукушка, в которых превращаются девушки в башкирских сказках, часто помогают герою, опекают и оберегают его. Ворона «посылает» на землю дождь. Из птичьих танцев наиболее известны «Кәкүк» — «Кукушка», «Ҡара тауыҡ» — «Черная курица»…

Со слов Явдата Бикбердина, Янгали Арсланович при постановке танца ставил акцент не на копировании движений птицы, а на элементах танца, которые характеризуют достойное
поведение «героя» произведения в образовавшейся ситуации, изучении обстановки, в познании. Глубокий смысл танца, по его мнению, отражает определенные моменты из жизни людей: когда люди, всю жизнь прожившие в определенном месте, вдруг резко оказывались в другой
обстановке, где приходилось выстраивать новые
отношения, быт, вести себя достойно.
О чем поет черная курица?
Текст песни незатейлив, наивен, но в то же время он
отражает некий народный юмор и самоиронию.
Слова песни на башкирском и русском языках:
Дуҫым саҡырҙы ҡунаҡҡа,
Тауыҡ бирҙе бүләккә,
Һайлап алдым оҡшағанын,
Үҙем менеп төнәккә.
Ҡара тауыҡ бүләк тиеп,
Кешеләргә маҡтандым.
Әтәс булып ҡысҡырғас,
Керер урын тапманым.
Был вчера в гостях у друга –
Подарил он курицу.
Сам я курицу ту выбрал,
С ней пошел по улице.
Встречным людям похвалился
Своей черной курицей.
Вдруг она как кукарекнет!
Позор на всю улицу.
Ноты песни "Кара тауык"
Как танцевали "Кара тауык"?
По поводу того, в каком виде должен выступать танцовщик,
мнения тоже разделились.
Со слов Рафката Юнысова, Янгали Вахитов говорил, что танец исполняется строго в башкирском национальном мужском костюме, а не в костюме петуха. Однако в интернете вы можете найти видео, где этот танец исполняется именно в костюме петуха. Во всем остальном танец совершенно заслуженно можно назвать башкирским. В нем присутствуют все элементы, которые характеризуют танцевальное искусство башкир. И мы очень рекомендуем посмотреть этот танец.
Использованная литература:
1. Лебединский Л.Н. «Башкирские народные песни и наигрыши».
2. Л.И. Нагаева «Танцы восточных башкир».
3. Башкирская энциклопедия. http://башкирская-энциклопедия.рф/elektronnaya-versiya/2-statya/15071-miniatyura-khoreograficheskaya.html

© Газизов Р.Ф., автор-составитель лонгрида, 2019 г.