Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Камзол как символ верности
КАМЗОЛ (камзул) – традиционная верхняя короткая, приталенная одежда на подкладке. Камзолы бывают мужские и женские. Его носили поверх платья нараспашку или застегивали каптырмой. Традиционно камзол являлся элементом повседневного, праздничного (свадебного) костюма, входил в состав калыма. Был распространен в одежде татар, казахов и башкир (источник – Башкирская энциклопедия).
Как отмечается в книге «С.И. Руденко и башкиры – сборник докладов», народный костюм был наделен определенной смысловой нагрузкой и показывал статус владельца, соответствовал идеалам красоты, принятым в конкретной среде.

Язык одежды указывал на этническую принадлежность, пол, возраст, семейное и социальное положение, также отнесенность к определенному поколению, периоду жизни.

Цвет, крой, орнамент и украшения передавали представления башкир о Вселенной, показывали религиозную принадлежность, а любая деталь была обоснована исторически, мифологически, с бытовой и практической стороны. Эта особенность особенно ярко проявлялась в женских нарядах.
Яркие цвета и разнообразные украшения носили молодые девушки и женщины детородного возраста. Сдержанная цветовая гамма, меньшее количество украшений были в одежде женщин старшего поколения.

В традиционном обществе к выбору одежды относились очень внимательно, так как несоответствие вызывало осуждение, а иногда и насмешку.

Обращение с элементами одежды было тесно связано с древними верованиями, представлениями народа о жизненной силе, счастье, благополучии, поэтому удачливую одежду не дарили, а мужскую одежду не использовали для хозяйственных нужд.

Одежду авторитетных пожилых людей использовали для передачи их силы, долголетия, здоровья последующему поколению.
Одним словом, в традиционном обществе костюм служил источником получения информации, позволял безошибочно определять пол, возраст, семейное положение и социальный статус, географическую и родоплеменную принадлежность, род хозяйственной деятельности.

Это подтверждает и Марьям Расулева, уроженка Уфы, внучка Ишан-хазрата Зайнуллы Расулева, дочь муфтия первой Соборной мечети в Уфе Габдрахмана Расулева.

Она хранит камзол своей бабушки – он выполнен из бархата бордового цвета, украшен по краю золотым позументом, а застегивается на декоративную застежку с красным камнем.
«Вероятнее всего, ткань (бархат высокого качества) для камзола купили у купцов Великого шелкового пути, а шили его местные мастерицы – видно, что швы выполнены вручную. Отличная сохранность также говорит о дорогостоящем элементе одежды. Кстати, по его внешнему виду можно было определить, к какому сословию относится его хозяйка. Из дорогих тканей и щедро украшенные камзолы носили, разумеется, девушки и женщины из состоятельных семей. Камзол, который у меня – хорошо сохранился, даже ворсинки бархата еще угадываются, а ведь ему точно больше 150 лет. Он также перешел по наследству моей маме – она его носила очень бережно, только по праздникам, по особым случаям. Камзолы «на каждый день» шились попроще», – рассказала Марьям Габдрахмановна.
Родом из Франции
Прототипом башкирского камзола, возможно, был… французский сюртук!

Такое предположение сделала кандидат технических наук А. С. Камалиева в книге «Башкирский костюм». Она отмечает, что принцип кроя камзолов (спереди безрукавка прямого силуэта, сзади полуприлегающего, со значительным расширением по низу) встречается в образцах исторической одежды – а именно во французском жюстокоре, бытовавшем в XVII–XVIII веках во Франции.

«Ведь башкирские воины – «северные амуры», принимали активное участие в Отечественной войне 1812 года и дошли до Парижа. Можно предположить, что привезенные трофеи дали начало подобному крою безрукавок», – пишет исследователь.
Свой/чужой
Все знаковые функции одежды были ориентирами, критерием для определения «мы/они», отмечает в статье «Знаковые функции народной одежды в традиционной культуре башкир» Розалия Баязитова, к.и.н, доцент кафедры башкирской литературы и культуры БГПУ.

Она там же отмечает, что традиционный башкирский костюм не повторяет одежду других народов, является уникальным объектом материальной культуры. Кроме того, одежда отдельных групп башкир имеет свои особенности, обусловленные этнической историей родов и племен.
С.И. Шитова, например, выявила юго-восточный, юго-западный (демский), самаро-иргизский, центральный (инзерский), северо-западный, северо-восточный, восточный (зауральский) костюмные комплексы. Они различаются в пошиве, украшении, способе ношения.

Эти различия связаны, прежде всего, с этнической историей и ареалом расселения племен и родов, особенностями хозяйственной деятельности (охотники, кочевники), а также взаимодействием с другими этносами.

Ученые-этнографы исследовали одежду народов западных районов Башкирии – здесь издавна в тесном соседстве и многовековых связях живут близкие по культуре башкиры и татары.

Татары начали мигрировать в эти районы давно: с XVIII века на башкирских вотчинных землях поселяются припущенники (тептяры, ясачные татары, мишари).

Совместная жизнь, смешанные браки нивелировали особенности культуры этих двух народов, что привело к образованию своеобразного костюмного комплекса, включающего в себя определенный набор тканей, однотипный покрой верхней и нижней одежды, наличие набора обязательных украшений.
Бархат vs сукно
На рубеже XIX и XX веков основным материалом для изготовления одежды башкир и татар была домотканина из растительных волокон: конопли и льна.

Широко использовалась и шерстяная пряжа – для сукна на верхнюю одежду.

Татары больше использовали покупную ткань – ситец, сатин, кашемир, рэс, бархат и шелк.

Верхняя одежда кроилась из сукна домашнего производства, а зимняя одежда была меховая.
Длина камзолов была разной. Короткие носила молодежь, а женщины и мужчины старшего возраста одевались в камзолы подлиннее, подол их доходил до бедра.

К началу XX века модными были камзолы с расширенными книзу полами. Достигалось это путем добавления у талии нескольких клиньев или при помощи заложенных складок посередине спинки и у подмышечных вкладок. Носили и прямые, и короткие камзолы. Воротника обычно не было, а если и был, – то низкий, переходящий в полы. Последние были неширокими, редко запахивались. Застежка или вовсе отсутствовала, или к полам пришивались несколько металлических крючков.

С правой стороны делался прорезной карман. Камзолы обычно носили без рукавов, по вороту, подолу и краю прорезного кармана камзол был украшен либо позументом, либо декоративной машинной строчкой.

Материал применялся самый разнообразный – от домотканого полотна, крашенного в черный цвет, до дорогого бархата. Внутри делался подклад из хлопчатобумажной ткани.

До сих пор у башкир и татар камзол как повседневная одежда носится всеми женщинами пожилого возраста. Обычно камзол слегка притален за счет подкройных бочков на спинке или вытачек. Башкирские модницы для шитья камзола обычно использовали темный однотонный плюш.

Современный камзол не запахивается, а застегивается на мелкие пуговицы и пришитые воздушные петли из шнура, реже на кнопки. С одной стороны на камзоле может быть накладной карман.

Мужской камзол всегда шился в талию. За счет вырезок на уровне талии он плотно обхватывал фигуру.

Длина камзола была обычно ниже бедер. Одевался поверх рубашки, которую носили на выпуск.
Стиль кочевника
Как сообщается в книге «Руденко и башкиры», стиль башкирского костюма длительное время определяли особенности, типичные для общества кочевников-скотоводов.

Камзолы были повседневной и праздничной одеждой весь год. Их украшению уделялось большое внимание. Костюм людей молодого и среднего возраста отличался яркостью. Отдавали предпочтение красному цвету в сочетании с зеленым и желтым. Реже использовался синий. В старинной белой одежде красной была отделка – вышивка, аппликации.
Для верхней одежды, в особенности для пожилых, использовалась черная ткань. На камзол нашивали кораллы, раковины-каури, перламутр, бисер, серебряные бляхи, монеты.

На крой, способ украшения, цвет большое влияние оказали влившиеся в состав башкир древние и средневековые племена.
Мы все такие разные
Своеобразие костюма проявлялось в декоративном оформлении одежды и в характере орнамента. Например, для жителей горной и зауральской Башкирии была характерна нарядная верхняя одежда, обшитая сукном и цветным позументом.

Некоторые детали женской одежды сменялись с изменением статуса. Например, на невестку надевали приталенные безрукавки (восточные районы Башкирии).

Отметим, что, по данным С.Н. Шитовой, камзолы носили не везде, тем не менее во второй половине XIX века они уже входили в состав народной одежды почти повсеместно.

Сейчас большая редкость увидеть пожилых женщин в одном платье – почти всегда они дополняют его безрукавкой-камзолом.
Шелковый тотем
Шерстью и шелком выполнялись узоры «солнце», роговидные мотивы, треугольники-амулеты. В углах подола и на спинке украшались монетами.

В настоящее время национальный башкирский костюм сохранился в несколько измененном виде в тех районах, где развиваются фольклорные традиции.

Чаще традиционную одежду можно встретить только в музеях, а также в собраниях Будапешта, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Оренбурга, Казани.

Цвет камзола – темно-синий, темно-зеленый и бордовый, также были камзолы черного цвета.
Синий оттенок обозначал связь с тюркским миром и является символом воды, которая занимает значительную территорию. Также, по мнению мастериц, он символизирует женскую природу.

Черный цвет символизировал нижний мир, и этот цвет укреплял связь с предками. Как правило, камзолы такого цвета шили для повседневной носки.

Иногда одежду из черного бархата могли надевать на праздники и стремились украсить тесьмой, позументом и серебряными монетами.

Камзолы курганских башкирок, например, были очень нарядны благодаря богатой отделке машинной строчкой. Узоры были многоцветны. Для них выбирались шелковые нити, которые эффектно контрастировали с глубоким тоном бархатной или атласной основы. Например, на камзоле из черного бархата мастерицы могли пустить строчки бледно-зеленой и бледно-желтой шелковой нитью, а на камзоле из голубого бархата –строчки оранжевого, зеленого и малинового шелка.

Узорными строчками обшивался дугообразный врезной карман, подмышечная вставка, проймы.

Элементы таких узоров часто имели свои названия. Как пишет С.А. Авижанская, по краю кармана идут пересекающиеся волнистые линии – это «ишмэкэй» (витая линия), от них отходят различные лапочки и трилистники – «тауыгаяк» (гусиная или куриная лапа), иногда встречается узор «кускар» (рога барана), обычно характерный для вышивки или аппликации.

Были и другие названия. Например, цепочка из пересекающихся волнообразных строчек могла называться «дугай». На камзолах и другой верхней одежде восточных районов Башкортостана (Бурзянский, Баймакский) строчка также использовалась в отделке, но ее орнамент был скромнее.
Традиция украшать машинной строчкой была не только при изготовлении башкирских камзолов. Строчки встречаются и на безрукавках казахских и каракалпакских женщин. Выходит, что орнамент машинных строчек в искусстве башкир, как и соседних народов, возник не на пустом месте, он наследует формы предшествующих ему ручных строчевых швов. Более того, существовала традиция украшать подобным образом определенные предметы одежды. Стоит отметить, что это носило не только декоративную, но и утилитарную функцию.

Так как строчки располагались по подолу, на краях рукавов, пройм, карманов, полочек, на воротниках, они призваны были не только украсить предмет, но и укрепить края, наиболее изнашиваемые участки.

Для одежды из тонких фабричных тканей, которые стали наиболее распространены в XX веке, это было особенно актуально. Уплотняя строчкой края, выбирали рисунок, который покрывает украшаемый участок равномерно: волна, зигзаг, цепочка.
Камзол как элемент традиционной одежды башкир более позднее явление, но, несмотря на это, во второй половине XIX века заменил праздничный елян, включился в состав свадебной одежды.

Для расширения верхней одежды ниже линии талии использовали клинья, в зависимости от количества клиньев различали: «биш билде камзул» – камзол приталенный, «енхез камзул» – камзол без рукавов, «токор енде камзул» – камзол с короткими рукавами.

Конструктивно камзол состоит: из спинки цельной, без горизонтальных швов и бортов; спинки цельной, с отрезным по линии талии и присборенными бочками; спинки отрезной по линии талии, с бочками. В XIX веке технологические узлы выполнялись исключительно ручными стежками.

Женский камзол с одинаковым приталенным покроем распространен на всей местности проживания башкир, отличается лишь отделкой.
Свадебные камзолы
Вышитые комплекты готовили к свадьбе. Во всех башкирских деревнях шили нарядную одежду для жениха и невесты, имелись мастерицы, выполнявшие заказы сельчан.

После свадебного торжества такая одежда становилась праздничной.

Традиционно у народов Волго-Уральского региона в комплект входил камзол – приталенная безрукавка, или кафтан, просторный халат. Южные башкиры нередко надевали несколько верхних одежд, каждая из последующих была длиннее и свободнее предыдущих, ниспадающие полы позволяли продемонстрировать разнообразие и нарядный вид одежд.
В будни надевали камзол или казакин. Нередко, выходя из дома, набрасывали чекмень или тканевый халат (елян, бешмет), а зимой шубу или тулуп.
Символ верности и покорности
Е.М. Тощакова пишет, что камзол был обязательным элементом костюма замужней женщины. Его надевали в день свадьбы и не снимали, пока муж был жив.

Согласно легенде, распространенной у тюркоязычных и монголоязычных народов Сибири, камзол символизирует верность и покорность мужу. А измена женщины, носящей его, подобна смерти.

В последние годы наблюдается рост интереса к народной одежде, проводятся мероприятия, направленные на сохранение уникального наследия.

Народный костюм подвержен изменениям, но, как отмечают эксперты-этнографы, наиболее значимые, знаковые особенности предметов одежды должны учитываться при реконструкции и использовании в повседневной жизни, обрядовой и праздничной культуре.
Подготовила
Розалия Валеева

Фото
Розалия Валеева

Дата
03.12.19 г.