Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

Свадебные обряды башкир. Калым

Калым ‒ выкуп, вносимый женихом родителям невесты.
Раньше башкиры женились рано: по достижении 15‒16 лет юношей женили на девушках 13‒14 лет.

Отец, желая женить сына, советовался с женой, спрашивал согласия на брак и у сына. Выбор невесты всегда принадлежал отцу.

Заручившись согласием, он отправлял сватов к родителям невесты. При согласии начинались переговоры о калыме. Величина калыма зависела от благосостояния родителей обоих брачующихся. Об этом пишут в книге «Башкиры» Фирдаус Хисаметдинова и Зиннур Ураксин.

В книге «Семейный быт башкир, XIX‒XX вв.» (авторы Н.В. Бикбулатов и Ф.Ф. Фатыхова) указывается, что в выборе невесты учитывались пожелания жениха и его симпатии. Близкое участие принимали родственники, свойственники, знакомые, каждый предлагал подходящую, на его взгляд, кандидатуру. Вопрос решался на большом семейном совете. На совет приглашались женатые сыновья, замужние дочери, братья и сестры родителей жениха, все те, мнение которых нужно было учитывать, кто мог принять участие в расходах, в проведении свадьбы.

Обсуждалась не только кандидатура невесты, но и финансовые вопросы: на какой калым согласиться, на какую поддержку со стороны каждого родственника можно рассчитывать и т. д.
Приезд жениха к невесте. 2001 г.
У зауральских башкир калым состоял из лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, двух-трех рубах, занавеси (шаршау), пары сапог, платка (у зажиточных — женского кораллового головного убора кашмау), халата из черной китайки, обшитого красным сукном и галуном (елэн), или простого суконного, или кармазинового.

Все это шло в пользу невесты (кроме лошадей, из которых одну получал отец девушки, а другая закалывалась на свадьбу). Жених также передавал материал на платье невесте и деньги на ее обеспечение – махр (мәhәр). Матери невесты жених дарил лисью шубу (инэ туны).

Невесте дарят обещанный махр (подарок жениха) - нагрудник, головной убор - кошмау и елян. 2017 г.
У северо-восточных башкир средней зажиточности калым состоял из 50‒150 рублей денег, ездовой лошади, кобылы с жеребенком, двух коров с теленком, двух-трех овец и разных материй рублей на 15‒20.

При сильно колеблющейся величине калыма размер его не падал ниже известной нормы, обусловленной обязательными со стороны жениха подарками: лошадь тестю, шуба теще, 15 рублей на расходы, лошадь, корова или другое животное для организации праздничного стола.
Занесение сундука с приданым в дом жениха. 2001 г.
В книге «Семейные обряды и обычаи башкир» (автор Ф.Г. Галиева) приводятся выводы исследования обрядности башкир Шарифа Сюнчелей.

Выдача девушек замуж в юном возрасте объяснялась страхом родителей потерять детей в условиях набегов соседствующих племен, а также желанием получить материальную выгоду в виде калыма.

Исследователь приводит примеры, когда девушек 10‒13 лет отдавали замуж за 50‒60-летних мужчин с целью получения большого калыма, а также сближения с влиятельными семьями из среды чиновничества и духовенства.

В традиционных обществах башкир сложились формы заключения брака по сватовству, по договоренности семей — с выплатой калыма или без него, с отработкой в хозяйстве тестя.

В качестве калыма во времена ведения натурального хозяйства использовался скот, продукты, одежда, наиболее ценные предметы быта. В XIX веке их вытеснили деньги.

В научной литературе калым называют куплей-продажей невесты.
Цена невесты
Как писал исследователь Ф. Лепле, у башкир размер калыма увеличивался пропорционального достатку семьи, физическим достоинствам невесты, недостаткам или преклонному возраста мужа, числу уже имеющихся у него жен.

Брачный договор подписывался в присутствии муллы и шести свидетелей.

Жених сразу уплачивал первый взнос калыма, но свадьбу не справляли и жену мужу не передавали до тех пор, пока калым не был выплачен в полном объеме. Обычно на это уходило три или четыре года.

К слову, в Узбекистане по-прежнему за невесту выплачивается значительный калым, и это одна из причин женитьбы узбеков на башкирских и татарских девушках, так как у татар и башкир в XXI веке калым практически не распространен.

Отмечается, что жених может отказаться от жены, когда ее увидит и может потребовать возвращения калыма.

Некоторые исследователи семейной обрядности башкир сообщают, что родители девушки передают небольшое количество домашнего скота, одежды и предметов домашней обстановки, невеста обязана по меньшей мере принести в семью занавес для своей кровати.

Лепле рассказывает о семье, где за первую жену в качестве калыма было отдано три кобылы, три коня, две коровы, четыре барана, и сумму равную 570 франкам.

В книге «Семейный быт башкир, XIX‒XX вв.» сообщается, что, когда обручали детей в младенческом возрасте, договаривались о размере калыма, подарках и расходах с той и другой стороны.

Часть калыма вносили сразу, к моменту помолвки, а после, по мере возможности, продолжали уплачивать частями. Порой родители невесты сами обращались с просьбой помочь в счет калыма деньгами, зерном, скотом, чтобы поправить материальное положение в случае неурожая, падежа скота или другого бедствия.
Показ источника невесте. 2001 г.
По достижению брачного возраста молодых женили. Никакого сватовства или других дополнительных церемоний сговора не требовалось. Назначали день свадьбы, начинали готовиться.

Однако нередко в соответствии со сложившейся ситуацией размер калыма менялся, изменялся и состав подарков, приданого.

Инициативу могла взять любая из сторон, которая к этому моменту имела то или иное преимущество. Авторы отмечают, что подобные сделки заключались лишь между зажиточными семьями, для которых соображения материальной выгоды были на первом месте.

Родители могли потребовать увеличения калыма, когда к девушке сватался другой, более состоятельный жених и обещал больший калым.

И наоборот, сторона жениха старалась уменьшить калым, если намечалась другая, более выгодная партия. Иногда переговоры заканчивались расстройством свадьбы, тогда полученный калым подлежал возврату, если родители жениха сами от него не отказывались.
Плата за независимость дочери
Размер приданого, как правило, значительно превышал размер калыма. Это обеспечивало невесте независимое положение. Нормы шариата позволяли забрать то имущество, с которым она пришла в дом мужа, и вновь выйти замуж.
В 1849 году в деревне Байгильдино Нуримановского района произошел случай — молодые решили пожениться. Отец потребовал калым: 400 рублей, в число которых входило «пять целковых, полфунта чаю, 10 фунтов меда, семь аршин ситцу, один бумажный платок, один камзол с подкладкой, одни галоши с чулками». Позднее жених передал «пять целковых, шесть пудов муки, на одну рубаху ситцу, два фунта красной бумаги, 24 фунта меда, заплатил за краску 9 рублей 70 копеек».

По сообщению отца жениха, после сговора он передал «4,5 целковых, 1,25 фунта чаю, семь аршинов ситцу на камзол с подкладкой, ичиги, одну козу, полпуда меда».

Когда пришел мулла и свидетели, отец невесты потребовал за воспитание невесты мед, а имама отправил домой. Свадьба не состоялась.
Весьма примечателен обряд умыкания невесты у куйбышевских башкир. После бракосочетания и трех четырех посещений, жених, будучи не в состоянии уплатить калым, или сочтя его обременительным, увозил невесту к себе тайком от родителей, насильно. Поскольку такой поступок считался соответствующим обычаю, то мать невесты пристально следила за зятем во время его визитов, а также тщательно прятала сбрую его коня.

Часто молодому мужу с помощью своих местных друзей и женщины-помощницы удавалось выкрасть жену и избежать расходов на калым (Давлетшин Г., «Бугэсэу башкортоттарында»).
Калын
После сватовства, сговора сначала праздновали свадьбу на стороне невесты.

Играли туй в несколько дней, затем, через некоторое время, повторяли гуляния на стороне жениха. Это называлось калын.

Мероприятие связано с полной выплатой калыма.

Только при этом условии муж обретал право перевезти жену к себе с ее приданым. Ни никах, ни свадьба не являлись достаточным основанием для того, чтобы невеста покинула отцовский дом и переехала в дом родителей мужа.

Калын, предшествующий свадьбе, наблюдавшийся в восточных районах Башкирии, знаменовал экономическую эволюцию размеров калыма.

Если в прошлом это было определенное поголовье скота, порою весьма значительное, представляющее главное достояние и богатство любой башкирской семьи, то с XVIII века большую часть выкупа составляли деньги и предметы одежды, бытового обихода.

Калым слился с махром, нередко утратив свое название.

Шариат требовал, чтобы только половина махра вносилась до свадьбы, а оставшаяся часть только объявлялась и выплачивалась только при разводе по инициативе мужа.

В связи с этим калын как обряд, реализующий выплату калыма или махра, переносится на досвадебный период, или исчезает вовсе, как это случилось на севере и северо-западе Башкирии.

В сознании архаичного башкирского общества вступление в брак и переезд женщины в аул мужа — не одномоментные явления. Для девушки выйти замуж не означало переехать к мужу, и джигит, вступив в брак, становился ее мужем, но не обретал жены в полном смысле этого слова.

Только калым, полностью компенсирующий приданое невесты и ее самое, давал жениху право перевезти жену к себе, в дом отца или свой собственный.

Исследователи семейных башкирских обрядов так описывают калын.

В последний, третий день около полудня, перед отъездом домой, гости до единого собираются в доме жениха, садятся на нары и среди общего разговора мельком напоминают хозяину о калыме.

Тот будто не обращает внимания, и приказывает одному из парней умыть гостям руки. Затем выносят блюда с бишбармаком, гости угощаются, пьют бульон.
По окончанию угощения отец жениха или другое лицо, заступающее на его место, идет с гостями туда, где стоит его скотина, и указывает присутствующим, что именно он дает в уплату договоренного за невесту калыма.

Отец невесты или другие родственники тут же принимают выданную скотину — лошадей или рогатый скот, и готовятся к отходу домой.

Передача скота сопряжена с рядом ритуальных действий, которые до недавнего времени продолжали бытовать в южных районах Башкирии.

В ряде мест приезжие сваты, родственники невесты должны были сами поймать необходимое количество скота, прежде всего лошадей.

Взяв длинный шест с петлей (ҡороҡ), к которому привязывали кусок красной ткани или полотенце, они шли в загон и по указанию отца жениха, а больше следуя указаниям своих сородичей, ловили нужное количество скота.

При этом отец жениха старался сбыть скотину похуже, тогда как приезжие пытались поймать лучшую. Расчетливые хозяева отгоняли отборное поголовье в надежное место. Иные хозяева, пренебрегая обычаем, отделяли калымный скот в отдельном сарае.

После получения скота гостям чинилось еще одно препятствие ‒ они оказывались перед закрытыми дверьми. Выход предлагалось выкупать за каждую голову.

Затем гости снова садились за угощения, однако в виде игры хозяева поднимали их с мест и садились на их место сами. Гостям ничего не оставалось, как начать ухаживать за ними ‒ подавать чай, танцевать, петь.

Сюнчелей пишет, что нередко гости должны были выкупать свои места.
Гости на никахе. 2017 г.
У иргизо-камиликских башкир торг велся и за уменьшение махра — денежной выплаты в пользу невесты.

В настоящее время значение слова калын как выкуп за невесту почти забыто. Под этим словом подразумевается лишь обряд торжества у родителей жениха.

В северо-западной, и отчасти центральной Башкирии бытует еще одно название выкупа, платы за невесту — «тартыу», «тартыу аҡсаһы». В этих районах не встречается слово «ҡалын». Оно заменено словом «ҡаршы туй».

Ученые считают, что несмотря на различные формы бытования, калым в своей основе имеет те же истоки, что и на Западе: с его помощью, через значимость, придаваемую важнейшему акту общественной жизни, мужчину стараются приучать быть экономным и расчетливым.

Был и обменный брак, когда калым не выплачивался — жених нанимался на восемь лет батраком к отцу невесты за получение права жениться.

Если у жениха не было денег на калым, в прошлом невесту умыкали. Ночью жених похищал ее, увозил в соседнюю деревню к родственникам, а через неделю высылал сватов с калымом в 2‒3 раза меньше, чем при обычном сватовстве.

Исследователь обрядности народов Сибири Л.Я. Штернберг считает, что институт калыма, как и институт сватовства, сформировался поздно, в результате изменений социально-экономических условий, расширения торговли.
Понятие «калым» в наши дни
В современном мире браки заключаются по обоюдному решению молодых, без экономических условий — калыма, отработки, кражи или умыкания невесты.

В наши дни понятия «калым» и «махр» практически слились. Уже не дарят за невесту лошадей и коров. Чаще всего родители жениха помогают семье невесты деньгами для организации торжества во время никаха.

Женихи дарят невестам золотые украшения, а родители невесты готовят в приданое тюль, шторы, полотенца, скатерти и постельное белье. В Стерлитамакском районе родители невесты обязательно готовят в приданое две подушки, постельное белье, одеяла. В середине XX века в их числе были и вышитые полотенца, наволочки, отрезы на платья.
В настоящее время в нашем регионе калым сохраняется как часть свадебного ритуала и не носит обязательного характера. Зачастую стороны договариваются между собой об этой форме платы за невесту, плата носит чисто символический характер и зависит от благосостояния обеих сторон. Но при этом обычно всегда жених обеспечивает невесту деньгами для покупки свадебного наряда.
Использованная литература:

1. Янгузин Р.З., Хисамитдинова Ф.Г. Коренные народы России. Башкиры. Уфа: Китап, 2018.
2. Бикбулатов Н.В. Башкирский аул: Очерк обществ. и культурной жизни. Уфа: Башкнигоиздат, 1969.
3. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир, XIX‒XX вв. М., 1991.
4. Руденко С.И. Башкиры: историко-этнографические очерки Уфа: Китап, 2006.
5. Абдулатипов Р. Г. Мой башкирский народ. Уфа: Китап, 2007.


Фото из личного архива Петра Грабаря

© Валеева Р.Т., автор-составитель, 2020