Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
КАЛЯБАШ
Башкирский женский головной убор
Калябаш (кəлəпүш, гәләбәш, башкейем) — это шлемообразный головной убор с высокой тульей и широкой наспинной полостью, состоящий из кораллов и серебра. Статусный головной убор калябаш носили жены ханов, тарханов.
Являясь логическим завершением костюма, головной убор нес на себе особую смысловую нагрузку. Он информировал об имущественном, семейном и возрастном положении человека. За головным убором закреплялась охранная функция: роль оберега играли нашитые на убор монеты, определенной формы ювелирные поделки, сердолик, раковины, перламутр, кораллы, птичьи пушки, когти и другие необычные предметы.

ЛЕГЕНДА ГЛАСИТ
В Хайбуллинском районе Башкортостана вдоль реки Сакмары есть гора под названием Гәләбәш түңе. По словам местной мастерицы, сказительницы Асмы Усмановой, существует легенда, объясняющая происхождение названия горы:

«У одного бая была дочь, которую он очень любил. Однажды он купил своей дочери гәләбәш, который стоил столько же, сколько стоит хорошая лошадь. Девушки выходили на эту гору играть и веселиться, эта девушка решила похвастаться перед подругами и надела гәләбәш, но в процессе игры она сняла его, так как он был тяжелым, и повесила на дерево. После игры она ушла домой, забыв про гәләбәш. А когда она вернулась, его уже не было».

ИСТОРИЯ ГОЛОВНОГО УБОРА
Калябаш своим происхождением связан с культурами древних сакских племен, населявших степи Казахстана и Средней Азии. Принципы декорирования (использование кораллов, сердолика, перламутра, раковин, серебряных пластин) и пристрастие к среднеазиатским тканям связывают башкир со странами Востока.
В повседневной жизни башкир важной функцией одежды было отображение перехода из одного возрастного статуса в другой. Особенно были заметны возрастные отличия в женской одежде. Одежда девушек отличалась цветовой насыщенностью, обилием вышивки и включением дополнительных элементов как собственно одежды, так и украшений. Костюм зрелой женщины существенным образом отличался от одежды девушек, а также бабушек. Это не случайно, так как именно в фертильном возрасте женщина ассоциировалась с образом хранительницы очага и продолжательницы рода. Девушки ходили с непокрытой головой, или у богатых встречались шапочки с острой верхушкой таkыя, унизанные монетами. Замужние башкирки надевали на голову тастар, кашмау или калябаш, пожилые женщины покрывали голову длинным узким платком, чаще всего белого цвета. Причем смена головного убора девушки на головной убор замужней женщины происходила во время свадебного обряда, что означало смену социального и возрастного статуса.
Светлана Шитова в своей книге «Башкирская народная одежда» отмечает, что «этническая и художественная специфика костюма наиболее выразительно проявлялась в женских головных уборах. Путешественники и ученые прошлого столетия, характеризуя башкирский костюм, обращали внимание на яркие головные уборы из кораллов и серебра, поражавшие воображение европейского наблюдателя необычной формой, богатством нашивок. Чаще других в литературе упоминаются кашмау (кашбов, кашпау) и кəлəпүш (калябаш). В деревнях Башкирии в XIX веке кашмау встречался относительно часто, особенно в южных районах; о кəлəпүш помнили только в восточном Зауралье. Это убор из кораллов и серебра — с высокой тульей и широкой наспинной полостью. Именно он упоминается в некоторых дореволюционных работах под названием «калябаш». Люди старшего поколения в башкирских деревнях Челябинской области вспоминали его в 1950−60-е годы, называя башкейем (досл. — одежда для головы). Это название упоминалось в начале века в материалах С. И. Руденко.
Изображение кəлəпүш (РЭМ)
Величественный башкейем (он же кəлəпүш) представляет собой возвышающуюся над головой округлую шапочку и прикрепленную к ней полость, закрывающую не только затылок и уши, но и верх спины. Тулья высотой 15 см покрыта чешуеобразно монетами, донышко — концентрическими рядами кораллов. Спереди имеется ниспадающая на глаза сеточка-налобник. Верхняя часть полости покрыта рядами монет, ниже группы монет обрамлены кораллами; заканчивается композиция сеткой из кораллов и бахромой. На затылке среди монет выделяется крупная бляха со вставками из сердолика и бирюзы. Очевидно, башкейем имел в виду И.И. Лепехин, когда писал, что у кашмау существовал «вершок, фигуру конуса имеющий», который «по произволению» можно накладывать, прикрывая отверстие шлема. Всякий, видевший кашмау, знает, что отверстие его, приходящееся на затылок, прикрыть «конусом» невозможно. Важно вспомнить, что И. И. Лепехин упоминал и другую особенность убора — «во всю спину широкую лопасть, унизанную серебряными копейками».
Изображение башкирки в иллюстрациях к сочинению И.Г. Георги
Среди рисунков, иллюстрирующих труды П.С. Палласа и И.Г. Георги, есть изображение женщины-башкирки в конусовидном головном уборе, боковые части которого прикрывают уши и шею, а задняя широкая полоса спускается почти до края одежды. В передней части убор имеет по нижнему краю декоративную отделку из кораллов, по бокам спускаются вниз недлинные зашитые кораллами полоски. Подобные детали можно видеть на изображениях башкирок в XVIII веке.

Елена Нечвалода в своем исследовании отмечает, что на гравюрах П. С. Палласа и И. Г. Георги «вероятно, изображен сложный головной убор, состоящий из кашмау и надетого на него сверху кəлəпүш. Нижняя часть изображенного убора − это видимая часть кашмау, а нижний край надетого сверху кәләпүш (его коралловую кромку) на гравюрах отмечает, очевидно, расположенная высоко надо лбом полоска».

Черемшанский В.М. о калябаше пишет так: «Щегольской головной убор башкирок есть калябаш или таляпуш; он состоит из шлемообразной чешуйчатой шапки с длинным и широким хвостом (булун или улун), сплошь унизывается серебряными монетами, а хвост раковинами, разноцветным бисером и разного рода монетами».

Никольский Д.П. подчеркивает дороговизну головного убора: «Калябаш — шлемообразная чешуйчатая шапка, сзади которой спускается длинный хвост, сплошь унизанный серебряными монетами разного достоинства, общая стоимость которых доходит иногда до 500−1000 рублей».
К началу ХХ века калябаш практически вышел из употребления.
Сохранился единственный экземпляр этого головного убора.
Он попал в Москву на этнографическую выставку (1867), а после нее был оставлен в фондах Румянцевского музея. Сейчас он хранится в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге (РЭМ).

«Этот экспонат соответствует существующим описаниям и изображениям кәләпүш. Высокая часть кәләпүш, хранимого в РЭМ, столь мала в диаметре, что могла бы держаться лишь на макушке. В передней части убор имеет по нижнему краю декоративную отделку из кораллов — своеобразный «козырек». По бокам от него спускаются вниз недлинные декоративные полоски», − пишет исследователь Елена Нечвалода.
ЧАСТИ ЦЕЛОГО
Сергей Руденко в труде «Башкиры: Историко-этнографические очерки» подробно перечисляет составные части калябаш.

Так, головной убор состоит из двух частей: колпакообразной шапочки, сантиметров около 15 высотой, и широкой, во всю ширину спины, полосы, наглухо пришитой к шапочке. На макушке шапки нашиты три концентрических кружка кораллов, внутри которых, по аналогии с таkыя, была, по-видимому, металлическая шишечка с подвеской, ныне утерянная. Остальная поверхность шапочки сплошь зашита старинными серебряными копеечками. Спереди и с боков шапочки между копеечками вшиты от верхушки до нижнего края три ряда агатовых шаровидных пуговиц и серебряных шаровидных фигурок или в виде бубенчиков, иногда другой формы, подобной тем фигуркам, которые нашивались по краю нагрудного украшения hаkал. Часть убора, спускающаяся от шапочки и закрывающая шею и спину, состоит как бы из двух частей.

Верхняя часть из красной материи на холщовой подкладке по краю обшита такими же, как и шапочка, пуговицами и серебряными украшениями вместе с двумя нитями кораллов, нашитых параллельно краю; вся же остальная поверхность сплошь зашита серебряными копеечками, а посредине прикреплены металлические сплошные и ажурные бляхи со штампованным узором, стеклянными вставками, осыпанными мелкими камешками (несколько из этих блях утеряно).

Нижняя часть этого убора сшита из того же материала, что и верхняя, и составляет ее продолжение, но копеечками зашита только по бокам, остальное же пространство ее расшито кораллами и круглыми металлическими бляхами, заменившими, по всей вероятности, нашивавшиеся раньше серебряные рубли. Внизу, под коралловой сеткой, подшита двойная шелковая бахрома.
«По словам башкир центральной Башкирии (табынцы), которым я показывал фотографию этого головного убора, весь этот убор у них назывался кəлəпүш, а собственно шапочка — түбə. Северо-восточные же башкиры, которым принадлежал описанный экземпляр, называли мне его башкейем, прибавляя, что это только часть былого убора, а самую шапочку называли kартма. Весьма вероятно, что это та «во всю спину широкая лопасть, унизанная также серебряными копейками и бисером с многими подвязками», которую, по словам И. И. Лепехина, башкирки Сибирской дороги носили на спине, кроме «kашпау койроk», которую он называл амьян, и которая есть не что иное, как только что описанная часть кəлəпүш», − пишет Сергей Руденко.

В описании коллекции Румянцевского музея, составленном В. Ф. Миллером, головной убор из кораллов описывается как род чепца (kашбау) с убором поверх него вроде шлема (түбə), обшитый мелкими монетами и кораллами, с длинным наспинником красного сукна, также обшитым монетами (кəлəпүш).
КАЛЯБАШ СЕГОДНЯ
В 2014 году для танцоров Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова реконструировали и сшили калябаш по сохранившемуся в РЭМ экземпляру.
Жительница Хайбуллинского района, мастерица Асма Усманова рассказывает о калябаш.
С 2017 года раз в два года отдел культуры Хайбуллинского района проводит Межрегиональный конкурс башкирского национального костюма «Гәләбәш түңе буйында» на приз Асмы Усмановой.

В 2020 году состоялся Международный конкурс мастеров башкирского национального костюма «Тамга», где была представлена реконструкция калябаш по образу и подобию экземпляра в РЭМ. Работа мастера из Салаватского района Гульдар Шабиевой заняла первое место в номинации «Аксессуары башкирского традиционного костюма».

В городах и районах Башкортостана проводятся мастер-классы по изготовлению головного убора калябаш. Первый мастер-класс состоялся в феврале 2021 года в рамках выставки лучших работ конкурса «Тамга».
В 2021 году общественно-политическая и литературно-художественная еженедельная газета «Киске Өфө», издающаяся в Уфе на башкирском языке, выпустила календарь на 2022 год с изображением калябаш и кашмау, отдавая, таким образом, дань уважения старинным головным уборам.
НОСИТЕЛИ ТРАДИЦИЙ
Связь с прошлым
Мастерица из Салаватского района Башкортостана, лауреат I степени в номинации «Аксессуары башкирского традиционного костюма» Международного конкурса мастеров башкирского национального костюма «Тамга» Гульдар Шабиева за полтора месяца воссоздала калябаш по образцу сохранившегося экземпляра в РЭМ.


«Я сама по профессии бухгалтер, около 15 лет проработала в Месягутовской сельской администрации Дуванского района. Потом с семьей переехали в Салаватский район, и у меня появилось больше времени заниматься своим любимым делом. А дел у меня немало: люблю вязать спицами и крючком, увлекаюсь валянием и декупажем. У меня всегда был интерес к старинным вещам: я их восстанавливала и применяла в дизайне интерьера. Года три назад увидела в интернете работы талантливого уфимского художника, ведущего дизайнера башкирского предприятия «Агидель» Ильдара Гатауллина — стало интересно, и я тоже начала изучать старинные национальные костюмы, познакомилась с ним поближе, приобрела у него старинные сулпы и выкройки. Также посетила мастер-класс Сарвар Аслаевой, познакомилась там со многими мастерицами. Далее познакомилась с реконструктором старинной одежды из Челябинска Александром Акуловым, и у него научилась секретам реконструкции. Наконец, сшила первый свой кашмау и дёмский сакал. За ними последовали северо-восточные муйынса и яга.

Участвовала в конкурсе нагрудников, организованном Ильдаром Гатауллиным совместно с предприятием ГУП «Агидель» и заняла первое место, изготовив реплику нагрудника башкир начала ХVIII века — сакому. Осенью 2020 года объявили о конкурсе «Тамга», и я решила изготовить головной убор калябаш. Этот головной убор для меня был интересен и тем, что его носили у нас на северо-востоке, только называли его по-другому — башкейем», − рассказывает Гульдар Шабиева.
Мастерица в течение полутора месяцев делала головной убор, работа занимала у нее все свободное время.
«Краевед Альберт Махмудов обеспечил меня всей необходимой литературой, а также предоставил размеры и фотографии оригинального калябаш из РЭМ. Он все время интересовался ходом работы, иногда делал замечания. Я же со своей стороны старалась применять материалы, приближенные к оригиналу, некоторые недостающие детали пришлось заказывать у ювелиров. Вот только я не думала, что за очень короткое время мне придется изготовить заново кашмау, так как в местах соединения с калябаш мой первый кашмау не подходил», — поясняет мастерица.
Гульдар Шабиева считает, что, скорее всего, калябаш носили жены тарханов, чтобы выделяться и соответствовать своему статусу. Такой головной убор не все могли себе позволить.
«Мне доставляет большое удовольствие наблюдать со стороны, когда калябаш надевают молодые девушки, видеть, как они преображаются на глазах: меняется осанка, появляется искорка в глазах, словно появляется связь с нашими предками. Думаю, молодежь должна видеть, примерять и чувствовать настоящие исторические вещи, а не сценические или так называемые стилизованные. Только изучив свои традиции и культуру можно сделать правильный шаг в будущее», — говорит она.
Мастерица планирует открыть у себя в деревне этно-дом. В нем будут созданы зоны для фотосессий, где можно будет запечатлеть на снимках любые предметы башкирского быта. Калябаш и другие изделия Гульдар Шабиевой найдут достойное место в этом своего рода доме-музее.
«Когда работаешь над таким серьезным изделием, получаешь ответы на свои внутренние вопросы, чувствуешь связь с прошлым. Начинаешь задумываться: «А что ты сделал в этой жизни? Какой след после себя оставишь?» Порой мы больше берем и просим, и чего-то ждем от жизни. Сами мы тоже должны приложить усилия, оставить после себя память», − подчеркивает Гульдар Шабиева.
Калябаш, возрожденный в танце
В сентябре 2014 года Государственный академический ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова продемонстрировал свой новый танец под названием «Тарханы». Творческую композицию для популярного коллектива поставил народный артист Башкортостана, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева балетмейстер-постановщик ансамбля Риф Габитов.
«Раньше в традиционной хореографии Башкирии главным образом выступали различные фигуры охотников, а также косарей или кумысниц. Но для того, чтобы любой народ развивался и жил, необходима элита, которая оберегает, защищает и в верном направлении ведёт свой народ. Тарханство начало даваться от имени царя, когда Башкирия присоединилась к России, — рассказывает известный хореограф. — В поставленном танце уже нет сюжета, как это было раньше, теперь он представляет образ. Пожалуй, это уже далеко не традиционная пляска, а словно ода, полная поэтики башкирского народа, всей нации. Образ наполняется хореографией, костюмом и музыкой, так он раскрывается. Характер танца — гордый, предельно величественный. Вся танцевальная композиция предусматривает участие 16 пар и 4 солистов».
Для новой постановки на Башкирском производственном комбинате Всероссийского музыкального общества сшили 40 красочных костюмов, разработала их художник из Уфы Наталья Степанова.
«С Натальей Анатольевной у нас совпадают взгляды на творчество, мы с ней давно работаем. Именно к ней я обратился за созданием костюмов для танца «Тарханы». Она скрупулёзно относится к поставленной задаче, у нее каждый элемент башкирского костюма должен быть оправдан, откуда-то взят, хотя и пропущен через фантазию художника — это естественно и нормально. Началось визуальное создание образов, разработка эскизов», — говорит Риф Габитов.
У тарханов были свои гербы, изображение которых используется в костюмах в виде рунических символов. У женщин присутствует головной убор калябаш. Он величественен, сделан по образцу оригинального калябаш, который находится в этнографическом музее Санкт-Петербурга.
«Насколько я знаю, еще один экземпляр калябаш хранится в Венгерском этнографическом музее, но туда пока у меня доступа нет. Также этот головной убор хорошо расписан в труде «Башкиры» С. Руденко. Калябаш не наденешь куда попало, должен быть соответствующий образ. Этот головной убор богатый, показывает статус женщины из обеспеченного рода. Не все могли иметь такую роскошь. Под стать такой женщине были тарханы — башкирские князья. Скорее всего, из-за дороговизны этот головной убор не сохранился в большом количестве, по этой причине он не мог быть в каждом доме. К тому же, много вещей в советское время уходило на переплавку», — рассказывает балетмейстер.
В 2020 году произошла обменная постановка с адыгейским ансамблем «Нальмэс». Риф Габитов поехал в Адыгею с образцами костюмов танца «Тарханы», с эскизами и мерками.
«У них нет таких традиций с монетами, как у нас. Сразу возник вопрос, а где взять монеты, сколько их нужно на один головной убор. Меня удивило количество — на одном костюме, в том числе и головном уборе, более 1500 монет. Зато калябаш, весом около 1,5 кг, дает осанку — держаться в нем нужно гордо, прямо, статно. Калябаш в 2016 году «побывал» в Мексике на Всемирной Фольклориаде — на дефиле, фотосессиях, сцене. Летом 2021 года — на открытии Всемирной Фольклориады в Уфе», — говорит он.
По словам заведующей по костюмам ансамбля Эльвиры Ахтарьяновой, «танцевальный» калябаш создан из легких материалов: алюминиевых изделий, имитирующих монеты, на которые вбивался орнамент, а также из бисера. Все это пришивалось на бархат — калябаш представляет собой моноизделие. Хранятся 18 головных уборов в специальном контейнере в свернутом виде.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
(на примере реплики калябаш Гульдар Шабиевой)
Материалы для изготовления калябаш
Ткань-основа
За основу взята старинная льняная домоткань.
Войлок.
Поверхностная ткань
Здесь необходима однотонная ткань красного цвета — сатин.
Нитки
№ 35 или № 40 красного цвета, то есть строго в тон поверхностной ткани.
Воск для их обработки.
Украшения для «шлема»
421 штука старинных крупных чешуек, 22 штуки бусин из сердолика и 13 штук металлических бубенцов-пуговиц. Специально отлитый из серебра конус с башкирскими узорами.
Украшения для «хвоста»
140 штук старинных крупных чешуек, 20 штук кумбазов среднего размера, 7 штук царских монет номиналом 5 копеек и 10 штук царских монет номиналом 15 копеек, старинные и современные кораллы.
Украшения для «спинки»
650 штук старинных мелких чешуек, 233 штуки царских монет номиналом 5 копеек, 53 штуки сердоликовых бусин на серебряной проволоке, 20 штук металлических бусин, 9 штук старинных кумбазов.
Старинная бахрома.
Если ее нет, можно связать крючком из шелковых ниток.
Иглы, ножницы
Этапы работы
1
1. Изучение литературы, документальных материалов
2
2. Подготовка рабочего места, проверка наличия материалов и инструментов
3
3. Заготовка деталей калябаш из ткани-основы
4
4. Заготовка деталей из поверхностной ткани
5
5. Работа над «хвостом»: обшивка кумбазами по рядам и кораллами, бахромой снизу

«Чтобы старинные и мелкие кораллы не ломались, пользуемся ниткой, обработанной воском (так нитки не спутываются и дольше прослужат). Обработанной воском нитью легко нанизывать кораллы. Параллельно другую нить нанизываем на иголку и пришиваем поперек, прикрепляя тем самым каждую бусинку. За счет этого они держатся плотно, не болтаются. Но между кораллами должно оставаться пространство, чтобы изделие «дышало». Стараемся узелки прятать: отрезаем нить, выводя иголку дальше. Части между собой сшиваем потайным стежком. Калябаш полностью изготавливается вручную», − поясняет мастерица.
1
6. Работа над «шлемом»

«Колпакообразная шапочка состоит из четырех клиньев, каждый клин соединяем, пришиваем к нему чешуйки, бубенчики. Обшиваем края сеточкой из кораллов. Изготавливаем застежку, которая будет скрепляться под подбородком. В самом конце пришиваем серебряный конус», — рассказывает создательница реплики.
2
7. Работа над «спинкой»
пришиваются монетки, между ними чешуйки, края обшиваются бубенцами и бусинами. По центру размещаются крупные старинные монеты и подвески.
1 кг 600 грамм —
общий вес калябаш в готовом виде без кашмау
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
«Символ благополучия и стабильности в жизни»
Айгуль Камалиева
кандидат технических наук, доцент Центра непрерывного профессионального повышения мастерства педагогических работников Уфимского многопрофильного профессионального колледжа
«Кəлəпүш, гәләбәш, башкейем — старинный вид головного убора. Сегодня о нем знают больше по материалам этнографических исследований прошлого столетия. По сравнению с кашмау или кушъяуылык, калябаш используют реже на национальных праздниках и шествиях. Этот головной убор массивен, состоит из двух частей: шапочки, сплошь покрытой монетами и кораллами, а также украшенной тяжелой и широкой наспинной части. Подробное описание калябаш можно найти в работах С. И. Руденко и С. Н. Шитовой. Фотография, размещенная в книге «Башкиры» С. И. Руденко и сегодня остается одним из надежных источников информации о внешнем виде головного убора», — поясняет Айгуль Камалиева.
По мнению эксперта, в наше время к калябаш проявляется большой интерес. Однако реконструкция такого украшения — очень непростое и дорогостоящее занятие. Более того, для получения нужной формы необходимо иметь хотя бы базовые знания в технологии обработки войлока, конструирования головных уборов и многое другое. В конструкции башкейем необходимо сохранить равновесие шапочки и длинной наспинной части, чтобы последняя не тянула вниз.

«Стоит обратить внимание,что «хвост» головного убора значительно шире, чем например, у кашмау. Именно эта ширина позволяет держаться шапочке на голове и «не опрокидываться» на спину. С точки зрения инженерии, мастера прошлого создали уникальный предмет, который будучи изготовленным из натуральных мягких материалов, типа войлока, ткани, выдерживал большую нагрузку от металла (монет) и кораллов, и при этом сохранял заданную форму. Сложность в изготовлении представляет сама шапочка головного убора. Именно она чаще всего в современных образцах получается несколько иной, нежели в старинном образце. Если в калябаш, описанном в книге С. И. Руденко, шапочка плавно перетекает в наспинную часть, то сегодня эту часть делают более выпуклой, иногда пирамидальной или овальной формы. Но здесь, конечно, важно знать, что являлось образом для реконструкции, возможно, существуют разновидности калябаш с именно такой формой шапочки. Ведь башкейем был распространен на достаточно большой территории проживания башкир. В любом случае этот головной убор был предметом гардероба исключительно богатой женщины. Это символ благополучия и стабильности в жизни», − подчеркивает исследователь.
Эксперт отмечает, что очень важно знать историю своего народного костюма, в особенности для нынешнего поколения людей. Но необязательно быть эрудированным настолько, чтобы без ошибок отличать и характеризовать тот или иной элемент костюма.
«Однако знать разновидности национальных одежд, их названия, особенности декорирования, предназначение обязательно. Нужно иметь четкое представление о внешнем виде костюма и украшений. К сожалению, в наше время возникает много спекуляций вокруг народного костюма, попытки «присвоить» определенные предметы, переписать историю культуры того или иного народа. Поэтому человек, осознающий себя частью народа, должен иметь представление о костюме предков. Другой вопрос, откуда ему черпать информацию. Если в прошлые столетия это происходило естественно, путем воспроизводства вещей в быту, то сегодня это — книги, музеи, СМИ. Но и здесь нужна избирательность», — считает эксперт.
«Многослойный головной убор»
Альберт Махмудов
гайнинский башкир, родился и вырос в Бардымском районе Пермского края; один из авторов книги «Пермские башкиры», человек, вложивший много сил и энергии для сохранения истории гайнинских башкир
«Изучение головного убора калябаш началось с обычного поста в интернете, с 2016 года. Я написал про этнографическую выставку 1867 года, которая прошла в Москве, где была презентована уфимская коллекция головных уборов и нагрудных украшений, и опубликовал фотографию «Группа башкир перед кибиткой». Потом начал расширять эту тему, изучать новые источники, в том числе статью И. Гурвича об этой выставке, опубликованную в газете того времени. В ней он подробно описывает экспозицию, коллекции, а также кибитку, ее внутреннее убранство, одежду башкир. В группе «Гайнинский край» «ВКонтакте» было опубликовано несколько постов. Фотографиями заинтересовалась подписчица Тансулпан Буракаева, мы с ней стали активно переписываться. Особенно интересны ей были головные уборы. Двумя годами ранее, в 2014 году, она выпустила фильм о башкирском национальном костюме. Я его посмотрел, после чего сам увлекся башкирским костюмом, стал читать труды С. Шитовой, А. Камалиевой, а также С. Руденко. Информации в интернете достаточно, все уже оцифровано, трудностей в изучении не было. Но при углублении в тему появились и «белые пятна». Например, почему и кто собрал коллекцию, какая у нее географическая зона, кто запечатлен на фотографиях», — говорит краевед.
В 2017 году Альберт Махмудов, будучи директором Бардымского районного краеведческого музея, поехал в Санкт-Петербург, в Российский этнографический музей – поработать с фондами, с коллекциями. Тогда воочию увидеть коллекцию 1867 года ему не удалось, она была на реставрации. Именно в это время появилась идея возродить из небытия башкирские женские головные уборы. На удачу краеведа нашлись единомышленники, которые тоже зажглись этой идеей.
Группа башкир перед кибиткой. Июнь 1866 г. Фототека РЭМ, коллекция 8764-12466
«Я поработал с архивным отделом, фототекой. Взял два фотодокумента, также опубликовал их в группах в соцсетях. И тогда мастерицы, занимающиеся вплотную созданием башкирских костюмов, проявили интерес к этой коллекции, и по ее мотивам начали создавать сначала платье, мужскую рубаху, затем еляны, нагрудные украшения и головные уборы, в том числе калябаш. Попытки его реконструкции были, но мастерицы думали, что он моно, единый головной убор, и надевали шлем на голову. А по сути, это многослойный головной убор: сначала нужно было надеть платок, затем кашмау с вырезом на макушке, потом шлемовидный калябаш с наспинной лопастью. Весной 2018 года этим головным убором заинтересовалась Гульназ Курамшина, но тогда я не располагал данными о манере носки, об определенных особенностях калябаш и предложил ей сделать девичий головной убор таkыя. К тому же были определенные наработки. Таkыя презентовали на «Кузеевских чтениях», — рассказывает эксперт.
В 2018 году краевед вновь посетил РЭМ, где смог увидеть часть отреставрированных вещей коллекции 1867 года, но калябаш среди них вновь не было. Головной убор был все еще на реставрации.
«Тогда я поработал с нагрудными украшениями, с наспинной лопастью таkыя. Взял мерки, лекало. В последующем на основе этого лекала сделали реконструкцию наспинной лопасти таkыя. Этот полный головной убор презентовали в 2019 году на конференции, посвященной 100-летию Мустая Карима в Институте истории, языка и литературы Уфимского научного центра. Весной 2020 года я познакомился с другой мастерицей — Гульдар Шабиевой из Янгантау, она хотела воссоздать именно калябаш. К этому времени у меня не было ни лекала, ни внутреннего описания, но мне на помощь пришла научный сотрудник Национального музея РБ, дизайнер Салима Усманова. Она в 2019 году ездила в РЭМ, и ей удалось снять мерки, запечатлеть на видео и сделать фото внешней и внутренней стороны калябаш, запечатлеть крой. Она предоставила мне эти материалы, на их основе мы попытались сделать калябаш. Увидели, как все крепилось с помощью крючков. В итоге Гульдар Шабиева осенью 2020 года в сжатые сроки сделала реплику головного убора калябаш, и почти за неделю кашмау к нему. Она работала с оригинальными материалами — древними чешуйками, кораллами, сердоликом. Сделала натуральный качественный продукт. И презентация на конкурсе «Тамга» получилась достойной», — рассказывает Альберт Махмудов.
Мастерица Гульдар Шабиева
По информации Альберта Махмудова, интересная реконструкция калябаш (башкейем) есть в музее «Юрматы» в Ишимбае. Здесь собрано несколько разновидностей шлемовидных уборов, сделанных из старинных материалов.
«Однако башкейем сделан отдельным головным убором, хотя его носили в комплекте с кашмау. В настоящее время музей закрыт, но коллекция в сохранности», — говорит он.
По данным эксперта, оригинальный калябаш сейчас находится в фондах хранилища РЭМ. Он уже отреставрирован.
«Когда будет открыта выставка про башкир, думаю, головной убор калябаш займет в ней свое достойное место», − отмечает краевед.
ИСТОЧНИКИ
1. Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. — 1 изд. — Уфа: Китап, 1995.
2. onknrb.bashmusic.net «Калябаш»

https://onknrb.bashmusic.net/ekspertnyj-sovet/7-za...
3. Единый портал культуры народов Башкортостана, группа «ВКонтакте» https://vk.com/public201350175
4. Этнос. Общество. Цивилизация: Пятые Кузеевские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 27-28 сентября 2018 г.). – Уфа: Издательство «Диалог», 2018. Махмудов А.Р. Башкирские женские головные уборы: такыя, кашмау, калябаш.
5. Нечвалода Е. Е. Башкирские женские украшения конца XVIII в. по изобразительным материалам больших академических экспедиций.
https://vk.com/doc118315381_592133334?hash=1e0d053...
6. Тажитдинова Г. Ф., Куваева М. М., Акчурина Е. П. Традиционная одежда башкир: функции, типология, историческая динамика
https://docplayer.com/68908328-Tazhitdinova-g-f-ku...
7. Лепехин И. И. Продолжение дневных записок путешествия Академика медицины доктора Ивана Лепехина по разным провинциям Российского Государства в 1771 году. – СПб., 1780.
8. Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. – Уфа: Китап, 2006.
9. Никольский Д. П. Башкиры: этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб., 1899.

Видео

1. «Хайбулла. Национальная одежда башкир. Асма Усманова. 2-я передача». – YouTube-канал «Единый портал культуры народов Башкортостана»
https://www.youtube.com/watch?v=daWcaO2r6l4&t=90s
2. Ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова, YouTube. Башкирский княжеский танец «Тарханы», постановка Рифа Габитова https://www.youtube.com/watch?v=r0emdaCvuco

Фотографии

1. Группа башкир перед кибиткой. Июнь 1866 г. Фототека РЭМ, коллекция 8764-12466. (Этнос. Общество. Цивилизация: Пятые Кузеевские чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 27-28 сентября 2018 г.). – Уфа:Издательство «Диалог», 2018. Махмудов А. Р. Башкирские женские головные уборы: такыя, кашмау, калябаш
2. Единый портал культуры народов Башкортостана, «ВКонтакте»
3. Группа «Гайнинский край», «ВКонтакте»
4. Стоп-кадры из фильма-презентации о Государственном академическом ансамбле народного танца имени Файзи Гаскарова, «ВКонтакте»
5. Фотографии предоставлены Гульдар Шабиевой, Альбертом Махмудовым, Валерием Шаховым, Айгуль Камалиевой, Ксенией Калининой

© Калинина К. В., автор-составитель, 2021