Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
БАШКИРСКИЕ ЖЕНСКИЕ УКРАШЕНИЯ
Башкирские женские украшения — обязательная часть башкирского этнографического народного костюма.

Башкирские национальные традиционные украшения отображали эстетические воззрения башкир, служили талисманами, оберегами, являлись показателями родовой принадлежности, статуса семьи.
ИЗ ИСТОРИИ УКРАШЕНИЙ
Башкирский костюм и его украшения создавались и формировались на протяжении многовековой истории под влиянием традиций скотоводческого образа жизни народа.
Традиционные башкирские женские украшения изучали искусствоведы, этнографы, историки, археологи. Среди них учёные П. С. Паллас, С. И. Руденко,
В. А. Арнольдов, Н. В. Бикбулатов,
И. Г. Георги, А. Емельянов,
А. Игнатович, Г. Х. Казбулатова,
Р. Г. Кузеев, И.И. Лепехин,
С. Н. Шитова и другие. Украшения собирались и изучались в многочисленных экспедициях
по краю.

Одежду женщины украшали связками серебряных монет, раковин, бисера. На ткань нашивались кораллы, ювелирные изделия. Использовались такие материалы, как сердолик, морские раковины, янтарь, бисер, обработанное стекло, серебро. Ряд материалов покупался у народов стран Востока, Кавказа.

В качестве женских нагрудных украшений использовали нагрудники, перевязи, ожерелья. Нагрудники создавали из плотной ткани, на неё нашивали кораллы, бисер, раковины-каури, монеты, сулпы, бляхи (кумбазы), цепочки, бубенчики. Из них собирались разнообразные узоры, сетки.

В разных этнографических группах башкир украшения отличались по названию, размерам, форме, количеству металлических и коралловых нашивок, их соотношению и расположению на ткани.

К женским ювелирным украшениям относились браслеты, подвески, ожерелья, серьги, сулпы − парное накосное украшение в виде серебряных или медных подвесок.

Светлана Шитова в книге «Башкирская народная одежда» отмечает, что в работах дореволюционных авторов есть упоминания, что к косам башкирские женщины привешивали металлические подвески, «брякушки». Экспедиционные поездки последних десятилетий позволили в комплексе других украшений составить разностороннее представление о косниках. Многие из этих украшений существовали в семьях до последнего времени.

Были популярны затылочные украшения (елкәлек). У юго-восточных башкир вместе с елкялек вплетали косники из бус — сэсмау. Раньше вместо бус нанизывали высушенные и окрашенные в разные цвета крупные рыбьи позвонки. Поздним вариантом затылочных украшений-оберегов являлись ювелирные бляхи (кумбазы), усыпанные полудрагоценными камнями, в том числе бирюзой. Ту же роль могла играть бахрома с монетками. Оберегом могли быть также несколько крупных серебряных монет или кожаный футлярчик с молитвой, пришитые к середине косоплетки, соединяющей косы на затылке. Вместе с затылочным украшением девушки носили нарядные косоплетки из темной или цветной шерсти, украшенные кисточками, бусами. Косоплётки состояли их тесьмы или шнуров, сплетённых из шерсти или конского волоса.
К ним пришивали подвески, монеты.

Взрослые женщины вплетали в косы тесьму с металлическими подвесками. Из-под платка, закрывавшего волосы, были видны тяжелые сулпы или монеты, прикрепленные к концу тесьмы. Иногда это были рублевики или полтинники.

Украшение хараус является женским налобным украшением и представляет собой ткань с орнаментом из холщовой ткани, обшитой полосками ткани красного или коричневого цвета.

В конце XIX — начале XX века в башкирских деревнях были распространены сулпы из скрепленных колечками двух-трех фигурных пластин с выгравированным растительным орнаментом. К ним прикреплялись монетки, листовидные или ромбические привески.

Маленькие сережки назывались в народе алkа, серьги с подвесками — суkлы алkа (суk — кисть), hырғa. Словом «hырғa» в восточном Зауралье обозначались не только длинные серьги, но и бисерные подвески у головного покрывала kушъяулыk.

Серьги, соединенные подбородной цепочкой, не всегда воспринимались как ушное украшение. В некоторых случаях их прикрепляли к тесьме, перекинутой через темя. Из ювелирных изделий у башкирских женщин особой любовью пользовались украшения для рук: браслеты, кольца, перстни.
«Этнографы неоднократно подчеркивали социально-знаковую функцию украшений. Монеты, кораллы и другие предметы роскоши, нашитые на головные уборы и одежду, являлись показателем обеспеченности семьи, свидетельствовали об определенном месте человека в обществе. Браслеты, кольца, серьги, косные подвески «сулпы», пряжки, поясные накладки, подвески на одежду, медальоны и бляхи для нашивки на ткань, изящные ожерелья изготовлялись руками мастеров-ювелиров. Собственное ювелирное производство в начале XX века в башкирских деревнях было незначительным. Большой сбыт находила продукция татарских ремесленников. Поступали также украшения с Кавказа, из Средней Азии, а иногда и с более далеких восточных рынков», − отмечает Светлана Шитова.
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ УКРАШЕНИЙ
Сохранившиеся в музеях старинные украшения дают представление о традициях ювелирного ремесла у башкир. На пластинчатые серебряные браслеты, фигурные накладки и кольца узор наносили чеканом и гравировкой. Изредка применяли чернение и зернь. В северных районах владели филигранью. Распространены были вставки из шлифованного сердолика, бирюзы.

Ограниченным местным производством ювелирных изделий объясняется распространение у башкир составных украшений: способом нашивки монет, кораллов, раковин на плотную суконную или тканевую основу изготавливали различные ожерелья, воротники, нагрудники, наспинники, перевязи. Самостоятельно использовались сплетенная из кораллов сетка, ожерелья и браслеты из кораллов. Этого рода украшения умели делать многие женщины, проявляя при этом незаурядный художественный вкус, богатство фантазии, выдумку.
«При изготовлении украшений отдавалось предпочтение серебру и кораллам. Использовались также сердолик, бирюза, перламутровые пластинки, морские раковины-каури, золотистый и коричневый янтарь, бисер, красное, зеленое, голубое шлифованное стекло. Эти материалы, помимо декоративных качеств, обладали в представлении людей магическими свойствами. Серебро, бирюза, сердолик, кораллы, перламутр, янтарь издавна использовались мусульманами в качестве талисманов, оберегов. С ними нередко была связана охранная
и усилительная магия, способствовавшая плодовитости. Корни подобных поверий отыскиваются в идеологии древнего Востока. Красное и зеленое граненое стекло, возможно, заменило популярные на Востоке рубин, изумруд», − говорится в книге Светланы Шитовой.
СКВОЗЬ ВРЕМЯ
Образцы башкирских женских украшений представлены в Национальном музее Республики Башкортостан (Уфа), Музее археологии и этнографии (Уфа), Башкирском государственном художественном музее имени М.В. Нестерова (Уфа), краеведческих музеях Стерлитамака и Салавата, археологическом музее Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, Челябинском государственном краеведческом музее, а также в районных, городских, сельских и школьных музеях Башкортостана, Челябинской, Оренбургской, Самарской, Свердловской областей и Пермского края.

В частности, народным костюмам, быту и культуре народов республики в
Национальном музее РБ посвящено несколько залов. Целый отдел посвящен праздничной одежде башкир, здесь же представлены башкирские женские украшения, в основном XIX−XX веков. Например, ожерелья из монет, выполненные из серебра, металла и ткани, а также перевязь из серебра, металла, сердолика, бирюзы, перламутра, кораллов, стекла и ткани; декоративные нашивки из серебра, металла, сердолика, стекла, с использованием позолоты; браслеты пластинчатые и составные из серебра, металла; кольца и перстни из серебра, металла, бирюзы, халцедона.

В коллекции Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова количество ювелирных украшений невелико и насчитывает около 30 экспонатов: браслеты, подвески, ожерелья, серьги, сулпы, бляшки с камнями и перламутром и другие. Самый редкий экспонат в коллекции – самодельные серьги (алҡа) ХIХ века, уникальный образец ручной работы.
Свою нишу башкирские женские украшения заняли в современном творчестве. Их в сценических и театральных костюмах используют народные артистки РБ, известные эстрадные певицы и танцоры знаменитых ансамблей.

По словам народного артиста Башкортостана, лауреата Государственной премии имени Салавата Юлаева, балетмейстера-постановщика
Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова Рифа Габитова, украшения в образе башкирской женщины играют большое значение, подчеркивают ее статус.
«Есть энтузиасты, которые сейчас занимаются производством украшений. Мы заказываем башкирские женские украшения целыми комплектами – серьги, накосники, ожерелья, браслеты − в основном, у мастеров из Учалов. Там есть несколько мастерских. На основе имеющихся музейных оригиналов они воспроизводят настоящие произведения искусства, используя натуральные природные материалы – мельхиор, серебро. Украшения получаются достаточно дорогие», − отмечает Риф Габитов.
Например, для танца «Семь девушек» в костюме танцовщиц используются накосники, нагрудники в современном стиле. Есть в коллекции ансамбля и старинные нагрудники, которые были созданы мастерицами из различных районов республики.
Стилизованные башкирские женские украшения можно встретить в бутиках торговых центров, этно-лавках, Instagram-магазинах современных мастериц.

Жительницы Уфы Гульнара и Дилара Валиахметовы создают башкирские украшения: нагрудники, серьги и ожерелья. Площадкой для реализации украшений мастерицы выбрали Instagram.
«Все началось давно. Ещё в школе Дилара сделала свой первый нагрудник для выступления. Она занималась народными танцами. А сейчас мы создаём как аутентичные, так и современные варианты украшений. Очень хотим, чтобы образ прекрасных женщин был гармоничным, ярким и стильным. Уже три года нагрудники − наша любовь. И судя по тому, что высылаем их во все уголки России, заказчицам они тоже нравятся. Нагрудники − это не основная наша работа. Дилара имеет экономическое образование, по профессии – бухгалтер. Я же по профессии филолог, позже выучилась на портного-закройщика. Наше хобби даёт нам умиротворение и счастье. Наши клиенты − все представительницы прекрасного пола − от совсем юных девочек, которые выступают на детских утренниках в наших нагрудниках, до взрослых женщин. Украшения носят на национальные праздники и мероприятия, в театр, на свадьбу и никах. Наверное, количество обладательниц наших украшений скоро приблизится к тысяче. В основном это жительницы Башкортостана, Москвы, Санкт-Петербурга, Сургута. Примерно одинаково заказывают как нагрудники, так и бижутерию. Популярны серьги с монетами: они издают приятный звук», − рассказывает Гульнара.
УКРАШЕНИЯ В БРОНЗЕ
Башкирские женские украшения нашли отражение в бронзе – в скульптурной композиции «Семь девушек», расположенной в сквере «Театральный» в Уфе.

В основу идеи создания этого арт-объекта легла башкирская народная легенда «Ете кыз» и одноименный танец, уже давно ставший визитной карточкой Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова. Участницы этого ансамбля и позировали скульптору. Высота каждой из семи бронзовых фигур – два метра, такие масштабы определены для более гармоничного обозрения. В образе каждой девушки можно увидеть такие украшения, как накосники, браслеты, серьги, ожерелья, монеты.

Айгуль Камалиева,
кандидат технических наук, доцент Центра непрерывного профессионального повышения мастерства педагогических работников Уфимского многопрофильного профессионального колледжа:
«Появление фонтана семь девушек – это действительно знаменательное событие. Считаю, что подобных фонтанов, посвященных башкирским легендам, нужно открывать больше.
В башкирской культуре много древних легенд, и каждая из них имеет право на воплощение в материале. Что касается непосредственно скульптур семи девушек, то могу сказать, что в любом художественном произведении есть доля авторской рефлексии: то есть то, как воспринял изначальный материал сам автор, как он его переработал в соответствии со своими представлениями. Моделями для скульптур девушек выступили солистки Государственного академического ансамбля им.Ф. Гаскарова в концертных костюмах. А создание концертного костюма – это своя особая сфера, в которой на первое место встает сам танец, его красота, пластика, передаваемая через движения, одежду, украшения. Костюм в танце должен «работать» на сюжет, быть элементом идеи, потому часто концертные костюмы проектируют с небольшими отклонениями от прототипа, но сохраняя национальный колорит через декор, украшения.
В данном случае внешний облик девушек больше навеян уже созданным концертным образом, который, надо сказать, отлично передает своеобразие башкирского народного костюма».
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
Айгуль Камалиева,
кандидат технических наук, доцент Центра непрерывного профессионального повышения мастерства педагогических работников Уфимского многопрофильного профессионального колледжа:
«Башкирские украшения всегда отличались «звоном».
Это, пожалуй, одна из самых ярких особенностей комплекса украшений башкирских женщин. Известны браслеты, кольца, серьги с монетками, нагрудные украшения «со звенящей бахромой». Это всё изготавливалось из серебра, в том числе
из монет, и потому звон был «благородный», подлинный,
а не фальшивый. К украшениям можно отнести и многочисленные подвески, пришиваемые на елян – верхнюю одежду. Они также издавали звон. Надо сказать, что украшений на башкирской женщине, если брать во внимание праздничный наряд, было достаточное количество, как говорится «не много, не мало». Дело в том, что украшения в обычном нашем представлении, как например, кольца, браслеты, бусы, серьги, булавки и многие другие гармонично сочетались с головными и нагрудными украшениями, а также с серебряными подвесками на одежде. Например, богатые серебряные подвески с сердоликом, прикрепленные спереди к кашмау, заменяли серьги. Уши девочек, которым дозволялось ходить с непокрытой головой, украшали скромными серьгами, а в косички вплетали ленты с подвесками, очень похожими на большие серьги со вставками из камней. Излюбленным украшением башкирских женщин являлись серебряные браслеты с сердоликом или бирюзой, широкие или узкие, с монетами или покрытые словами из священного Корана. В любом случае, руки украшались всегда.

Сказать однозначно о знаковости украшений в башкирском обществе сложно. Вопрос достаточно неоднозначный. Необходимо определиться, о чем мы говорим. Если это украшения, выполненные из монет и коралла, как нагрудники, головные уборы, наспинники – это одна тема. Здесь можно говорить о многом, например, о социальной регламентации, в частности, кашмау надевали замужние женщины, такыя – девочки. Если говорить об изделиях из серебра и камней (браслеты, кольца, серьги), то, наверное, они больше являлись показателем достатка. Кстати, известно, что в башкирских семьях большое внимание уделялось дочерям на выданье. Родители прилагали все усилия для того, чтобы наряд взрослой дочери был богаче и ярче, особенно во время праздничных гуляний. Ведь тогда девушка демонстрировала и свое мастерство в изготовлении вещей, и достаток семьи».
«Башкирские украшения в современности весьма актуальны и востребованы. Примечательно, что в начале XXI века было открыто много мастерских по изготовлению башкирских украшений, причем как точных копий со старинных вещей, так и авторских произведений. Большое значение имеет и то, что большое количество известных, так скажем «медийных» личностей также носят башкирские украшения, например, Зугура Рахматуллина − доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Республики Башкортостан, действительный член Российской академии естественных наук. Следует сказать, что современные образцы башкирских украшений нисколько не уступают в художественной ценности и качестве исполнения старинным образцам. Например, ювелирная мастерская в Учалах уже много лет создает уникальные комплекты башкирских украшений, их продукция на ремесленных ярмарках «разлетается» очень быстро. И подобных мастерских по республике много, как впрочем, и индивидуальных мастеров. Надо сказать, что башкирские украшения пользуются большим спросом среди женщин всех возрастов. Реконструкции старинных украшений привлекают своей необычной формой, самобытностью, своеобразным сочетанием монет и камней. Они отличаются от современных украшений присутствием стиля, который вырабатывался долго, не одну сотню лет. Каждая линия выверена, пропорции гармоничны, огранка камней продумана
до мелочей. В них присутствует гармония, и потому они так сильно привлекают к себе внимание.

Сложно сказать о степени древности украшений, думаю, что подвески на вещах (елянах, камзолах) и накосных украшениях имеют древние корни. Возможно, их прототипы встречались в археологических находках, они существовали тысячелетия назад».

ИСТОЧНИКИ
1. Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.

2. Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г., Шитова С. Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1979.

3. Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. Уфа, 1995.

4. Свободная энциклопедия «Википедия», статья «Башкирские традиционные украшения»

5. Журнал «Ватандаш». Статья «Традиции ювелирного искусства башкир»
https://vatandash.ru/articles/kultura-i-iskusstvo-/2021-04-12/traditsii-yuvelirnogo-iskusstva-bashkir-2381271

6. Мамлеева Э. О коллекции башкирского народного декоративно-прикладного искусства в Художественном музее им. М. В. Нестерова. – Ватандаш. – № 3, 2018.

7. Островский А. Б., Ратникова А. В. Монеты в народной одежде и украшениях. – М., 2019.

8. Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. – Уфа, 2006.


ФОТОГРАФИИ

Ксения Калинина, Гульнара Валиахметова (https://www.instagram.com/seltar102/), Валерий Шахов, Айгуль Камалиева, сайт администрации Уфы.
© Калинина К. В., автор-составитель, 2021