Традиционные башкирские женские украшения изучали искусствоведы, этнографы, историки, археологи. Среди них учёные П. С. Паллас, С. И. Руденко,
В. А. Арнольдов, Н. В. Бикбулатов,
И. Г. Георги, А. Емельянов,
А. Игнатович, Г. Х. Казбулатова,
Р. Г. Кузеев, И.И. Лепехин,
С. Н. Шитова и другие. Украшения собирались и изучались в многочисленных экспедициях
по краю.
Одежду женщины украшали связками серебряных монет, раковин, бисера. На ткань нашивались кораллы, ювелирные изделия. Использовались такие материалы, как сердолик, морские раковины, янтарь, бисер, обработанное стекло, серебро. Ряд материалов покупался у народов стран Востока, Кавказа.
В качестве женских нагрудных украшений использовали нагрудники, перевязи, ожерелья. Нагрудники создавали из плотной ткани, на неё нашивали кораллы, бисер, раковины-каури, монеты, сулпы, бляхи (кумбазы), цепочки, бубенчики. Из них собирались разнообразные узоры, сетки.
В разных этнографических группах башкир украшения отличались по названию, размерам, форме, количеству металлических и коралловых нашивок, их соотношению и расположению на ткани.
К женским ювелирным украшениям относились браслеты, подвески, ожерелья, серьги, сулпы − парное накосное украшение в виде серебряных или медных подвесок.
Светлана Шитова в книге «Башкирская народная одежда» отмечает, что в работах дореволюционных авторов есть упоминания, что к косам башкирские женщины привешивали металлические подвески, «брякушки». Экспедиционные поездки последних десятилетий позволили в комплексе других украшений составить разностороннее представление о косниках. Многие из этих украшений существовали в семьях до последнего времени.
Были популярны затылочные украшения (елкәлек). У юго-восточных башкир вместе с елкялек вплетали косники из бус — сэсмау. Раньше вместо бус нанизывали высушенные и окрашенные в разные цвета крупные рыбьи позвонки. Поздним вариантом затылочных украшений-оберегов являлись ювелирные бляхи (кумбазы), усыпанные полудрагоценными камнями, в том числе бирюзой. Ту же роль могла играть бахрома с монетками. Оберегом могли быть также несколько крупных серебряных монет или кожаный футлярчик с молитвой, пришитые к середине косоплетки, соединяющей косы на затылке. Вместе с затылочным украшением девушки носили нарядные косоплетки из темной или цветной шерсти, украшенные кисточками, бусами. Косоплётки состояли их тесьмы или шнуров, сплетённых из шерсти или конского волоса.
К ним пришивали подвески, монеты.
Взрослые женщины вплетали в косы тесьму с металлическими подвесками. Из-под платка, закрывавшего волосы, были видны тяжелые сулпы или монеты, прикрепленные к концу тесьмы. Иногда это были рублевики или полтинники.
Украшение хараус является женским налобным украшением и представляет собой ткань с орнаментом из холщовой ткани, обшитой полосками ткани красного или коричневого цвета.
В конце XIX — начале XX века в башкирских деревнях были распространены сулпы из скрепленных колечками двух-трех фигурных пластин с выгравированным растительным орнаментом. К ним прикреплялись монетки, листовидные или ромбические привески.
Маленькие сережки назывались в народе алkа, серьги с подвесками — суkлы алkа (суk — кисть), hырғa. Словом «hырғa» в восточном Зауралье обозначались не только длинные серьги, но и бисерные подвески у головного покрывала kушъяулыk.
Серьги, соединенные подбородной цепочкой, не всегда воспринимались как ушное украшение. В некоторых случаях их прикрепляли к тесьме, перекинутой через темя. Из ювелирных изделий у башкирских женщин особой любовью пользовались украшения для рук: браслеты, кольца, перстни.