Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Гульнур Ишбулатова
«Генерал Игзаков».
История одного танца
Башкирский танец на протяжении целых столетий отличают свойственные ему неповторимые, завораживающие зрителя яркость и эмоциональность.

Это касается как содержания танца, так и музыки, постановки, костюма.

Национальная хореография имеет древнейшую историю. Исторически сложилось так, что башкирский народ всегда был воинствующим народом. Танец — отражение жизни народной, поэтому неудивительно, что многие танцы башкир отличает эпичность. Это качество танца в большей степени присуще военным танцам. Но и в них мы видим не только черты башкирского воина, предводителя, но и отражение быта, повседневной жизни. Благодаря искусству танца мы вспоминаем древний эпос, обряды и традиции родного народа.

Башкирский танец через века пронес и сумел сохранить всю страсть, силу, яркость и первозданную красоту.
Аскат Нурмухаметов — первый исполнитель танца "Генерал Игзаков"
«Генерал Игзаков» − это танец, рассказывающий о народном герое Отечественной войны 1812 года. У башкир очень много народных танцев и песен, посвященных войне с французами. События этой войны нашли широкое отражение не только в живописи, музыке, литературе, фольклоре, но и оказали несомненное влияние на танцевальную культуру народа.

Танца, о котором мы говорим сегодня, нет ни в репертуаре Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова, ни в репертуаре других именитых танцевальных коллективов республики. Этот танец исполнялся лишь отдельными самодеятельными танцорами. Танцы, которые можно поставить в один ряд с этим, это «Генерал Циалковский», «Перовский», «Маршрут». Как говорит известный кураист и телеведущий, народный артист РБ Юлай Гайнетдинов: «Все эти танцы, включая танец «Генерал Игзаков», отпочковались от народного танца «Карт Баик». В башкирском танце изначально сложилось так, что сначала появляется мелодия, затем – движение, пластика. «Карт Баик» − это прежде всего универсальная музыка. Житель Баймакского района, народный кураист Карим Дияров играл несколько вариантов».


Юлай Гайнетдинов — народный артист РБ, заслуженный работник культуры РФ
История выдвигает несколько версий появления танца

Документально существование генерала Игзакова не потдверждается. Об этом говорит и народный артист Башкортостана, известный хореограф, постановщик танцев Риф Габитов.
Риф Габитов — народный артист РБ, известный хореограф, постановщик танцев
По его словам, есть мелодия под названием «Игзаков»: «Если в основе танца «Перовский» лежит образ конкретного человека, который по документам действительно был генерал-губернатором Оренбургской губернии, то о генерале по фамилии Игзаков история умалчивает. В свое время об этом же рассказывал известный кураист Гата Сулейманов. Это собирательный хореографический образ».

Кураист Юлай Гайнетдинов также подтверждает, что в книге Сергея Рыбакова, написанной еще до революции, есть сведения о Биргали-сэсэне, Толомгужа-сэсэне. Но Игзаков нигде не упоминается. Возможно, герой с таким именем существовал, и хотя не сохранились сведения о нём в письменных источниках, но память народная сохранила это имя и увековечила его в мелодии и в танце.

Тогда как же, когда появился этот танец? Есть еще одна версия. Она-то, на наш взгляд, и представляется наиболее вероятной.
«Генерал Игзаков» — это танец-импровизация в постановке Янгали Вахитова. Только в его постановке танец назывался просто «Игзаков».
Янгали Вахитов — танцор-импровизатор, заслуженный артист БАССР.
Янгали Вахитов − танцор-импровизатор, заслуженный артист БАССР, заслуженный работник культуры РБ. В свое время танцевал в Государственном академическом ансамбле народных танцев имени Файзи Гаскарова. Жил и работал в Бурзянском районе. Живя в далекой бурзянской деревне, Янгали Вахитов создавал характерные и обрядово-народные танцы. Его танцам свойственны мягкость, сдержанность движений и филигранно отточенная ритмика. Таковым является и танец «Баик» в его исполнении. Вахитов сам говорил о том, что танец поставить нелегко, надо скрупулезно изучить не только историю будущего танца, но и фактуру исполнителя, танцора.
Янгали Вахитов — танцор-импровизатор, заслуженный артист БАССР
Я. Вахитов часто отмечал: "Беру у народа и ему же возвращаю". Его известные танцы «Кахым туря», «Йэш Баик», «Карлугас», «Шонкар», «Форт Перовский» — действительно из народа и, переработанные хореографом, подарены им своему же народу.

По одной из версий, танец «Игзаков» Янгали Вахитов поставил для известного хореографа, мастера народного танца Явдата Бикбердина. В то время Явдат работал вместе с Янгали Вахитовым, был репетитором в его группе.
По словам заслуженного работника культуры РБ, ветерана народного ансамбля танца «Ирандык» Баймакского района Динислама Искужина, это и есть первый вариант танца.
В этом варианте элементы, и одежда танцора очень просты. Движения как будто и не сложные, но необычные. Поэтому при внешней, на первый взгляд, простоте они под силу лишь профессионалу. В этом и была уникальность Янгали Вахитова. В первом варианте танца одежда Игзакова тоже отличалась простотой. На воине камзол, повязанный билбау — башкирским поясом. А сам Янгали Вахитов надевал елян.
Динислам Искужин, исполнив на международном телевизионном конкурсе «Баик» в 2016 году первый вариант танца «Игзаков», получил Гран-при фестиваля.
В этом танце даже есть характерная ритмика самого Янгали Вахитова. Он, можно сказать, отец башкирской хореографии. Его стиль ни с кем, ни с чьим танцем не спутаешь. Вот смотрите, показываю: есть интересные дроби, в этом вся его народность...
Динислам Искужин, заслуженный работник культуры РБ
Явдат Бикбердин — заслуженный работник искусств РБ
Мастер башкирского танца, балетмейстер, заслуженный работник искусств РБ Явдат Бикбердин жил и работал в Баймакском районе. В его постановке народные танцы «Караван-сарай», «Маршрут», «Генерал Игзаков», «Кара юрга» – это хореографическое отражение величия башкирского воина. Поистине уникальные композиции, созданные гением Явдата Бикбердина, легко спутать с народными. Поэтому постановщика танца «Генерал Игзаков» трудно определить.
По словам очевидцев, Явдат Бикбердин вариант танца, поставленного Вахитовым, изменил, обогатил, довел, как говорится, до совершенства и назвал «Генерал Игзаков». Танец был поставлен специально для танцора Аската Нурмухаметова. Образ генерала Игзакова, его мимику и военный костюм, переписывают сейчас именно со второго варианта – того, что в исполнении Аската Нурмухаметова.
Аскат Нурмухаметов и Динислам Искужин
У башкир мужской танец, в отличие от мягкого и лиричного женского, всегда динамичен, отличается силой и четкостью. Танец "Генерал Игзаков" тоже состоит из движений, свойственных отважному воину. Поэтому в его элементах мы с легкостью можем увидеть детали, свойственные эпическому, военному танцу. Это движения танцора, имитирующие скачки на коне, строевой шаг, стрельбу из лука и бой с мечом. А самое главное — величие, мужественность и природную красоту самого генерала. Танец этот всегда вызывает гордость и является визитной карточкой башкирского народа. Зрителю невозможно не обратить внимание и на костюм генерала. У некоторых танцоров он ярко-синий, есть погоны, шпоры, красная, белая или синяя лента через плечо. В начале танцор всегда был в красном костюме с белой лентой. С течением времени костюм изменялся несколько раз. Сейчас генерал в мехах и в коже. Но первоначальный вариант по книгам додумывали Явдат Бикбердин и Аскат Нурмухаметов.
Разные исполнители танца "Генерал Игзаков"
Аскат Нурмухаметов — талантливый самодеятельный танцовщик народного ансамбля танца «Ирандык» Баймакского района. Он убежден, что на самом деле существовал такой герой, генерал Игзаков, во время Отечественной войны 1812 года. Он, якобы, в числе первых вошел в Париж. Несмотря на внешнюю суровость, генерал был веселым и даже озорным человеком. И потому в этой постановке танца главное – это взгляд самого Игзакова. Он должен быть особенным. Поэтому мимику танцовщик долго отрабатывал перед зеркалом. Видимо, получилось. Ведь в «Генерале Игзакове» внимание зрителей к герою приковывает именно этот взгляд. Как говорят многочисленные любители танцевального искусства башкирского народа, от этого характерного, неповторимого взгляда невозможно оторваться.
Справедливости ради следует отметить, танец теперь исполняют многие, но, по мнению истинных знатоков, этот взгляд — взгляд озорного генерала, героя войны 1812-го года – лучше всех передает Аскат Нурмухаметов.
Танец «Генерал Игзаков» — один из лучших танцев о башкирском воине. Сегодня кто бы из танцоров ни исполнял его на самых различных конкурсах — призовые места гарантированы.

Язык этого танца понятен и близок любой публике: как самой избалованной, так и вовсе неискушенной. «Генерала Игзакова» неизменно, везде и всюду принимают на ура. Это лишнее доказательство того, что танец – это по-прежнему язык нации, его прошлое, настоящее и будущее.
Подготовила: Гульнур Ишбулатова

Фото: личный архив героев материала

Видео: личный архив автора. Баймакская телестудия,
"Хазина. Янгали Вахитов" Ю. Гайнетдинов, ГТРК "Башкортостан"

Верстка: Рустем Тухбетов