Библиотека объектов нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Башкирский кубыз
Этот башкирский музыкальный инструмент издавна считался женским. Ведь у башкир на кубызе (ҡумыҙ) в основном играли женщины и дети, а мужчины в основном предпочитали игру на курае. Об этом в своих трудах писали известные исследователи – музыковед Лев Николаевич Лебединский и известный археолог, этнолог Сергей Иванович Руденко, упоминала об этом и кандидат искусствоведения Римма Борисовна Галайская.

Сегодня же кубыз стал излюбленным инструментом и у мужчин, и у женщин, даже дети с малых лет играют на нем. Его мелодия вводит слушателя в некую нирвану, убаюкивает и успокаивает. На нем исполняют плясовые наигрыши и звукоподражательные мелодии, он используется как сольный и ансамблевый инструмент.

Известные ученые о башкирском кубызе
«В отличие от курая, кубыз ‒ женский и детский музыкальный инструмент: мне ни разу не приходилось видеть мужчин, не только играющих на кубызе, но и умеющих извлекать из него звуки. Более того, в ряде случаев мне пришлось быть свидетелем несколько прене­брежительного отношения взрослых мужчин к кубызу. Возможно, что это шло еще от каких-то древнейших пережитков: установить это мне не удалось.
Необходимо принять во внимание те специфические условия, в которых очутилась женщина-башкирка после принятия ислама (процесс этот начался в X веке и продолжался едва ли не до XIX века включительно). Лишенная мужского общества, отдаленная от него в быту, запертая в обществе женщин и детей, не имевшая права ни громко говорить, ни петь, ни смеяться, она тем не менее должна была искать пути к своему родному искусству. Тихое и нежное звучание кубыза едва слышно на женской половине коша или в комнате; под его звуки можно тихо петь и тихо танцевать; с другой стороны, инструмент настолько мал, что хранение его или мгновенная утайка (его можно сжать в кулаке) не представляют труда. Так надолго утвердилось общественное назначение кубыза как музыкального инструмента женщин и детей. На кубызе, в отличие от курая, не исполняют широко распетых пьес ‒ озон-кюй, видимо, потому, что это трудно: на кубызе исполняются простые незатейливые напевы, главным образом танцевального характера, т. е. бию-кюй».

Лев Николаевич Лебединский
музыковед, фольклорист
«Наряду с песенным творчеством у башкир была развита и музыка, причем инструментальная чуть ли не преобладала над вокальной. Почти к каждой песенной мелодии у башкир имелась инструментальная, как свободная ее вариация.
Среди встречающихся у башкир инструментов наиболее распространены были два: кумыҙ (или ҡубыҙ) и ҡурай. Ҡумыҙ, в свою очередь, был двух родов: это или деревянная пластинка с вырезанным на ней язычком (ағас ҡумыҙ), или общеизвестный варган, железная дужка с вибрирующей в ней стальной или медной пластинкой (тимер ҡумыҙ). При игре на любом из этих инструментов играющий брал его в зубы и дергал за нитку, прикрепленную к деревянному язычку, или ударял пальцем, приводя в движение металлическую пластинку в железном кумыҙ. Деревянный кумыҙ, более примитивный, встречался в Башкирии довольно редко; он отмечен мной у катайцев, гайнинцев и у таныпцев.
Мужчины на кумыҙ играли редко, это инструмент девушек и женщин».

Сергей Иванович Руденко
археолог, этнолог
Что представляет собой кубыз?
Кубыз является одним из древнейших музыкальных инструментов. Археология связывает его возникновение с эпохой позднего неолита, но когда именно и где он возник – никто не может до сих пор определить. Люди во всех уголках света с давних времен играют на нем, и каждый считает его своим, народным. Сегодня известно более 270 названий варганного инструмента у разных народов со всего мира.

У башкир же в прошлом принято было считать кубыз чаще женским и детским инструментом. На нем исполняли главным образом плясовые наигрыши и звукоподражательные мелодии, используется он как сольный и ансамблевый инструмент.

Кубыз был излюбленным инструментом и среди молодых девушек, которые собирались по вечерам на посиделки.
На посиделках играли в игры «Наза», «Йәшерәм яулыҡ», «Йөҙөк һалыу».
Также на кубызе играли на таких праздниках, как Сабантуй и Йыйын.
Народный ансамбль «Етегән»
Ансамбль «Етегән» Урманчинского сельского Дома культуры. Деревня Урманчино, Салаватский район. Автор видео: Рустем Гайсин
Чем отличается башкирский кубыз от аналоговых
варганных инструментов других народов?
Известный композитор, фольклорист Айрат Кубагушев в своих трудах пишет об отличии башкирского кубыза от других варганных инструментов:
«Кубыз (ҡумыҙ) башкирский самозвучащий язычковый инструмент типа варгана. Башкирский кубыз по строению не отличается от варганных инструментов других народов, так как
варган распространен повсеместно, бытует или бытовал у всех народов.
Различают два вида варганов: рамные и дугообразные. В башкирском быту сохранились оба типа: металлический кубыз с дугообразным корпусом и деревянный кубыз (ағас ҡумыҙ) на рамной основе.

Металлический кубыз представляет собой стальную пружину, прикрепленную к вершине подковообразной (дугообразной) вилки.
Деревянный кубыз – пластинка из березы или клена с вырезанным на ней язычком».


Айрат Минниахметович Кубагушев
Композитор, фольклорист, заслуженный деятель искусств РБ и РФ
У башкир встречается еще один музыкальный инструмент – кыл-кубыз (ҡыл-ҡумыҙ). Это - древний башкирский струнный смычковый музыкальный инструмент и он не является варганным.
Видео из сайта ВГТРК ГТРК «Башкортостан»
Виртуоз-кубызист Миндигафур Зайнетдинов рассказывает об особенностях кубыза и игры на нем
Как извлекается мелодия из столь простого инструмента?
При игре на металлическом кубызе его зажимают губами и поддерживают левой рукой, слегка приблизив к раскрытым зубам. Язычок защипывают пальцами правой руки, отчего происходит вибрация и возникает бурдонный звук на тонике, из которого при изменении артикуляции извлекаются обертоны. Звук получается тихий, диапазон ‒ в пределах октавы.
На деревянном кубызе звук получается от дергания язычка нитью, прикрепленной к нему.
Немного о деревянном кубызе...
Деревянный кубыз распространен в северо-восточных районах Башкортостана. Об этом рассказывает и виртуоз-кубызист мира Миндигафур Зайнетдинов. В 1985 году во время экспедиции ему удалось найти исполнительницу на деревянном кубызе в Мечетлинском районе. Ею оказалась жительница деревни Гумерово Кафия Гариповна Гарипова, 1910 года рождения. Свои кубызы она делала сама, с помощью простого ножа и куска клена. «Рассматриваю инструмент. Очень простая конструкция: пластинка из твердого дерева, длина ‒ 17 см, ширина от 1,5 до 2 см, толщина ‒ 2 мм. В середине пластинки вырезан язычок, к основанию которого узелком прикреплена суровая нить. Когда мы попросили ее что-нибудь сыграть на нем, комната наполнилась тихими звуками. В них есть что-то от вибрирующей струны, от ударов бубна и писка комара. И в то же время сквозь жужжание язычка ясно прослушивался мелодия популярного башкирского танца», – рассказывает кубызист.
О происхождении деревянного кубыза в народе существуют легенды
Это произошло в те времена, когда башкиры занимались скотоводством. У одного бая умер пастух, и остался у него сиротой сын по имени Бикбай. Прошли годы, и Бикбай стал крепким егетом, которым любовались все, кто его знал и видел. Бай доверял ему пасти самых лучших своих лошадей.
В погожие дни парни и девушки частенько украшали своих лошадей, седлали их лучшими седлами и выезжали на широкое приволье, где бурно разрастался кымызлык. Эти выезды превращались в настоящие праздники молодежи. Егеты и девушки организовывали разные игры, пели, плясали, играли на курае. И особую прыть в этих играх проявлял Бикбай, обладавший разнообразными способностями.
Однажды он смастерил себе кубыз из клена и научился играть на нем плясовые мелодии. Когда молодежь выезжала в поле, то пела и плясала под кубыз. Вот тогда инструмент Бикбая и назвали «кубыз», потому что парни и девушки выезжали на кымызлык.
У бая были две дочери - Гульюзум и Гульсум. Обе они любили Бикбая, просили его сделать им кубыз. Бикбай играл им на своем инструменте, но кубыз изготовлять не стал.
Видя способности Бикбая, бай время от времени брал его с собой на городской базар. То, что Бикбай ходит с баем на базар, общается с байскими дочерьми, раздражало других девушек. И потому во время выездов они пели, подзадоривая парня:

В того зайца не стреляйте,
Кровинки нет в нем, дорогая.
В того парня не влюбляйтесь
– Не богат он, дорогая.

Эх, для пляски величальной
Гладкий пол бы расстилался.
И на пол тот величаво
Стол стеклянный опирался.
А на том столе стеклянном
Чашки звонкие б стояли;
Ну, а в чашках тех звенящих
Рыбки вкусные б лежали;
Чтобы тех порезать рыбок,
Был бы нож из звонкой стали.




Как-то Бикбая пригласили на йыйын.
В то время, когда он играл на кубызе и все девушки плясали под его музыку, старшая дочь бая Гульюзум неотрывно на него смотрела. Бикбаю тоже нравилась эта девушка. В знак своего расположения он подарил ей свой кубыз.
Все это видела младшая дочь бая, и душа ее вспыхнула жгучей ревностью. Вернулась она домой и обо всем рассказала своей матери. Та сказала мужу, и бай пришел в ярость. И решили они изгнать Бикбая из своего дома. Призвали они к себе пастуха, а тот сказал, что смастерил кубыз не он сам, а старик по имени Бикбау, что у него он и научился игре на инструменте.
С тех пор песню, которую играют на кубызе и которая широко распространена в народе, стали называть «Песней Бикбау».

В другой башкирской легенде рассказывается о том, как благодаря игре на кубызе молодая женщина покорила сердце парня:

«… Едва оставшись одна, Яухар откинула с лица покрывало, достала из-за нагрудника кумыз и стала на нем наигрывать. Парень, затаившись в кустах, так и замер в изумлении перед ее красотой и необыкновенной игрой на инструменте».
Во времена Советского Союза кубыз не был столь популярным музыкальным инструментом. Но к концу XХ века внимание к национальным музыкальным инструментам вспыхнуло с новой силой.
«В 80-е годы по нашей инициативе и заказу Роберта Загретдинова были изготовлены в заводских условиях разнообразные экспериментальные виды кубызов. Среди них были двухязычковый, многотональный с выдвижным язычком, кубыз с встроенным резонатором, кубыз с колокольчиками, электронный и другие», – пишет Айрат Кубагушев в своих трудах.
Виртуозы-кубызисты Башкортостана
Роберт Загретдинов удостоен звания «Виртуоз-кубызист мира» на Всемирном международном фестивале традиционных народных инструментов (Якутск, 1991). На другой международный фестиваль 1998 г., состоявшийся в Австрии, музыкант был приглашен в качестве члена жюри. Здесь ему присвоили почетное звание «Мастер международного класса», что дает право вести мастер-классы во всех учебных заведениях мира. Уроки мастерства состоялись в Австрии, Бельгии, Болгарии, Голландии, Польше, Швейцарии.
С гастрольными поездками Загретдинов побывал (помимо названных государств) в Германии, Италии, Монголии, Норвегии, Швейцарии, Финляндии.

Миндигафур Зайнетдинов
Народный артист Республики Башкортостан, лауреат Государственной молодежной премии имени Шайхзады Бабича, отличник образования республики. Звание «Виртуоз мира» присвоили ему, когда он стал победителем международного конкурса варганной музыки, который проходил в 2011 году в Якутии в рамках VII Конгресса-фестиваля «Хомус в культурном пространстве мира».
В октябре 2019 года семейный ансамбль Зайнетдиновых «Республика» из Уфы победил на Международном конкурсе-фестивале варганной музыки в Турции.

Среди молодежи известен музыкант-мультиинструменталист, танцор, шоумен Загир Зайнетдинов – «Zainetdin».
На малой родине виртуозов-кубызистов ежегодно проводится Международный конкурс кубызистов и исполнителей
горлового пения (өзләү) «Әй ауазы»
.
Известные музыкальные сочинения с участием кубыза: «Варган-симфония» Мурада Ахметова, балет «Аркаим» Лейлы Исмагиловой.
Сегодня в Республике Башкортостан пользуются популярностью инструменты мастеров-исполнителей М. Зайнетдинова (Уфа) и его учителя Р. Загретдинова,
М. Давлетбаева (г. Салават), З. Халилова (г. Кумертау), Ф. Янгирова (Илишевский район), А. Рысбаева (г. Дюртюли), Ф. Кужахметова (Зианчуринский район).
Видео из сайта ГТРК «Башкортостан».
Завершая статью, можем сказать, что нынешнее поколение возродило новое представление о башкирском кубызе. Теперь кубыз – не только женский и детский музыкальный инструмент, но и мужской тоже. Иначе как объяснить тот факт, что виртуозными кубызистами стали именно сыновья башкирского народа? Теперь кубыз звучит на всех мероприятиях по башкирскому фольклору, большое внимание этому инструменту уделяется и в учебных заведениях.
Байзигитова М.И., автор-составитель, 2019

Используемая литература и ссылки:

Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. М., 1965.
Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006.
Кубагушев А.М. Башкирские музыкальные инструменты. Уфа, РЦНТ, 2013.
Башкирские предания и легенды. Уфа: Башкнигоиздат, 1985.


Фото: Ольга Прасс, сайт Администрации Мечетлинского района РБ.

Видео: Рустем Гайсин (https://vk.com/spektr_photos); ВГТРК ГТРК «Башкортостан»
(https://www.youtube.com/channel/UCo4djj6CYuTj7SCiZ...).