Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

Принципы работы на ткацком станке

Роскошь безворсовых паласов


Почему он такой дорогой?

Да потому, что только заправка к работе самого
станка отнимает целый день!

Ткачество — жизненно важное
и необходимое ремесло, которым еще
не так давно владели лишь некоторые
женщины в башкирских семьях.
Ткачество на старинном ручном ткацком станке было возрождено в 1996 г. в Архангельском районе РБ усилиями Фанисы Сайфутдиновой - Гольцовой. Именно тогда найденный ею старинный ручной ткацкий станок стал толчком к развитию этого необыкновенно кропотливого и непростого ремесла, которому в наши дни может обучиться любая мастерица.

Фаниса Гольцова
Мастерица, руководитель
народного клуба ДПИ “Мозаика" при Орловском сельском ДК Архангельского района РБ
Возникло желание научиться ткать на старинном станке, но, к сожалению, мы никак не могли найти мастерицу, которая научила бы всем этапам работы на станке. Знающий человек нашелся в селе Красный Зилим. Антипина Мария Ивановна не без удивления, но все-таки согласилась показать мне все этапы: от сборки до самой работы на станке. Так мы начали развивать это ремесло.
на заметку

Работа на старинном ткацком станке дело

настолько тонкое и сложное, что только единицы

готовы освоить все его секреты. Но результат стоит того: изделия, изготовленные подобным образом, представляют из себя невероятную ценность, особенно в наше время,

когда в интерьере используются уникальные

предметы ручной работы.

Немного истории
Как развивалось ткачество в Башкортостане
В XVIII‒XIX вв. тканые изделия изготавливались из материала как растительного, так и животного происхождения. Башкиры использовали шерсть, дикую коноплю, которые занимали важное место в обычаях и обрядах народа.
Также в ткачестве широко применялись лен (главным образом для изготовления полотенец, скатертей, занавесок), хлопчатобумажные нитки
(c конца XIX в.), в южных районах ‒ овечья, верблюжья, козья шерсть и пух.

У южных башкир в ткачестве применялся узконавойный станок (урын) без постоянного крепления и заднего навоя. Достаточно было трех небольших шестов, чтобы установить его в помещении или во дворе под навесом. На летовках могли ткать под открытым небом или в хозяйственной юрте. Нитченки-ремизки (көрөҫ) подвешивали на перекладине на стойках. Конструкция станка позволяла менять ширину нитяной основы (буй) в зависимости от вида ткани. На станке могли ткать как узорную тесьму для украшения юрты, так и полотно до 30 см шириной.

«Искусство башкир». Под общей ред. С.Н. Шитовой. – Уфа: Инеш, 2007

ЭТАП №1
Сборка старинного
ткацкого станка
Основными элементами станка являются станина и вал.
Детали станка укрепляются между собой колышками при помощи специального деревянного молоточка.
Станок прочно стоит и готов к дальнейшей сборке.
На следующем этапе устанавливаются набилки.
Набилки — расположенные одна над другой деревянные пластины с пазами, в которые укладывались бердо. Набилки подвешивались с помощью палок к вершнику.



Бежкович А.С. [и др.] Хозяйство и быт русских крестьян. - М.: Советская Россия, 1959. — С.98.
Далее устанавливают пришвицу ‒ это вал,
на который наматывается готовая ткань.
Теперь необходимо подвесить нитченки,
которые, в свою очередь, подвешены на блочки.
Нитченка нитяная петля в ткацком станке

для подъема нитей основы.



«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940)
Ну и наконец, устанавливаем педали.
Педали необходимо соединить с нитченками.
на заметку
Станки бывают двухпедальные и четырехпедальные.
Четырехпедальные станки используются в
многоремизном ткачестве.
Пора
заправлять!
ЭТАП №2
Подготовка основы для ткацкого станка
Это долгий и трудоемкий процесс, требующий
максимальной внимательности и точности.
1
Намотка нитей для основы изделия
Нить наматывается на стержни, находящиеся на некотором расстоянии друг от друга. Справа ‒ один стержень (к нему привязывают начало нити), а слева ‒ два стержня рядом (на них нить наматывается в виде "восьмерки"). Нужно стараться наматывать нить с равномерным натяжением: не свободно, но и не перетягивая. По завершению намотки нить отрезается от катушки и привязывается к 1-му стержню.
2
Подсчёт пасм
Для подсчета пасм выбирается верхнее полотно. В пасме 15 ниток, каждая пасма перевязывается нитью. Расчет пасм идет исходя из количества зубьев бердо (к примеру, если 240 зубьев, то необходимо 8 пасм верхних и 8 нижних, каждая из которых состоит из 15 нитей).
3
Закрепление "восьмерки"
"Восьмерку" необходимо закрепить для того, чтобы она не сместилась во время работы. Делается это при помощи шнурка, желательно хлопчатобумажного.
4
Плетение "косички"
В первую очередь нужно скрепить полотно у начального крепления при помощи шнурка. Затем полотно аккуратно снимается с крепления и набрасывается на правое запястье. Левой рукой делается обхват полотна, после чего оно вытягивается правой рукой через центр образовавшейся петли. Каждый последующий шаг выполняется подобным образом до самого конца.
5
Подготовка ткацкого станка к заправке
Для начала нужно снять набилку и убрать нитченки, предварительно открепив педали. Набилка возвращается на место. В центр станка устанавливается стул для ассистента, подготавливается крючок для заправки. Далее у "косички" отвязывается шнурок на "восьмерке". "Восьмерку" прикрепляют к нижней части набилки: с одной стороны прикрепляют шнурком, с другой ‒ завязывают.
6
Подача ниток на бердо
Нить подается через 1 зубчик бердо. Ассистент вытягивает нитки с другой стороны бердо при помощи подготовленного крючка и набрасывает их на свое левое запястье.
7
Закрепление основы на вал
Для закрепления основы на вал необходимо нитки привязать на специальную палочку, соответствующую длине вала. На вал прикреплено специальное полотно, от которого исходят нити. Сначала к палочке привязывают нитку полотна, затем несколько нитей основы. Объем ниток выбирается "на глаз". Таким образом, чередуя нить полотна и нити основы, распределяются все нити основы. После этого вал натягивается. "Восьмерка" закрепляется на основе при помощи специальных плоских дощечек: первый ряд проходит между верхним и нижним слоем ниток и завязывается нитью над верхним слоем основы. Вторая дощечка вставляется и укрепляется по такому же принципу, но уже со стороны бердо.
"Восьмерка" на полотне готова!
8
Намотка основы изделия на вал
Сначала развязываются пасмы. Затем выправляется основа: ассистент натягивает основу, а мастер, постукивая палкой по основе, следит за тем, чтобы нитки не путались и были равномерно натянуты. Теперь можно натягивать основу на вал. Ассистент передает косичку мастеру, протягивая ее под основой. Мастер вставляет в косичку палку (скалку) и, удерживая эту палку при помощи ног, прокручивает вал станка. Далее косичку расплетают еще немного и повторяют все те же действия.
9
Закрепление основы на вал (последний этап)
После того, как вся основа натянута на вал, ее необходимо закрепить. Дощечки "восьмерки" закрепляются между собой нитками. Далее они подвешиваются шнурками. Основа в месте соединения верхнего и нижнего полотна разрезается ножницами. Нитки извлекаются из бердо. По завершению процесса набилку с бердо убирают и устанавливаются нитченки.
10
Заправка нитей основы в нитченки
В каждой нитченке должно быть по 120 ниток. В случае, если ведется многоремизное ткачество, то количество ниток в каждой нитченке должно быть 60. Из 1-й нитченки и 1-го ряда делается кольцо, сквозь него при помощи крючка продевается 1-я нить основы, затем все то же самое делается со 2-ой нитченкой. Таким образом, чередуются 1-я и 2-я нитченки. После заправки нужно снять палочки и снова установить набилку с бердо.
11
Заправка нитей на бердо
Каждую нить, заправленную в нитченку, вытаскивают через каждый зуб бердо при помощи специального крючка.
12
Натяжение основы на ткацком станке
В первую очередь нужно скрепить полотно у начала. Затем создается петля, через центр которой протягивается следующая. Так делается до самого конца полотна.
Станок
готов
к работе!
На старинном ткацком станке создаются самые разнообразные изделия быта: скатерти, полотенца, рушники, ковры и многое другое.
В Башкортостане в наши дни наибольшее распространение получила техника многоремизного ткачества, результатом которой становятся прекрасные красочные ковры (паласы).





Начиная с 2010 г. Фаниса Гольцова регулярно проводит обучающие семинары по работе на ткацком станке,
во время которых охотно делится со своими единомышленниками накопленным опытом и бесценными секретами. Таким образом, приобщиться к древнему искусству ткачества, прикоснуться к истории и внести свой вклад в сохранение старинных технологий может каждый желающий.