По свидетельству С. И. Руденко, наиболее распространенный мотив узора состоит из трех одинаковых треугольников, разделенных между собой полосками. Рисунок достаточно примитивен, это так называемая елочка, столбик с отходящими от него коротенькими ответвлениями, параллельными друг другу; на верху елочки квадратик, посаженный на один из углов, по бокам треугольники с зубчиками, а внизу та же елочка, но половинчатая.
Второй мотив: три одинаковых треугольника, разделенные вертикальными колонками, – также довольно многочисленный , произошел, очевидно,
из первого путем раздвоения основной елочки; треугольники с зубчиками также несколько видоизменились. Этот мотив, как и первый, состоит из комбинаций трех одинаковых рисунков. Здесь мы узнаем ту же раздвоенную елочку, но превращенную уже в столбик с зазубринами, а боковые треугольнички получили квадратные придатки на вершинах.
Третий мотив уже резко отличается от предыдущих и не так многочислен.
Его можно рассматривать как комбинацию трех одинаковых треугольников, но здесь эти треугольники не разделены, а, напротив, заключены в одну общую рамку. Тут особого внимания заслуживает боковая зубчатая кайма, столь характерная для марийских и чувашских вышивок.
Четвертый мотив также не особенно многочислен, его следует рассматривать как комбинацию двойного квадрата.
В пятом мотиве, представленном всего несколькими экземплярами, можно видеть варианты или, быть может, развитие четвертого мотива. Стороны основных квадратов в этом мотиве перекрещены и загнуты друг к другу концами; внутри квадрата четырьмя столбиками, отходящими от середины каждой из его сторон, образованы на фоне белые кресты.
Шестой мотив представлен рядом звездочек с крестиками по углам и треугольниками у краев; он уже не разбивается на три одинаковых элемента.
Седьмой, часто встречающийся орнамент, основной мотив – крест, известен в нескольких вариантах.
Восьмой мотив также довольно многочисленный, в основе своей тождественен мотиву девятому, который получился, несомненно, путем усложнения мотива восьмого. Это две полоски, сходящиеся под прямым углом с квадратиком, насаженным на вершине, и треугольниками на концах; между треугольниками и квадратиком ряд зубцов; внутри угла два треугольника с белой полоской между ними.
Мотив девятый происходит из восьмого удвоением зубчатых угольников. Узор этот естественно разлагается на три равные части, в чем он подобен мотиву первому и второму, с которыми он имеет много общего.
Десятый мотив немногочислен, как и мотив одиннадцатый, и состоит из прямых и косых крестов и крестиков.
Мотив одиннадцатый представлен сложными крестами и полукрестами, подобными тем, которые встречались на парчовых тканях для риз (этот крест почти точная копия креста – риза терри, встречающегося на вышивках женских сорочек у уфимских чувашей).
Мотив двенадцатый, состоящий из вытянутых шестиугольников с зубчатыми колонками внутри, также довольно распространен. По общему характеру,
а в особенности по фигуркам, расположенным между шестиугольниками, сильно напоминает чувашские и марийские узоры.
Тринадцатый мотив приближается к мотиву восьмому или, вернее, девятому, от которого он, вероятно, и произошел путем развития полосок, разделяющих три одинаковых части харауса в самостоятельный элемент. Этот мотив немногочислен и состоит из сплошного ряда линий, сходящихся под углом, линий, исполненных нитками одного цвета.
Все рассмотренные мотивы узоров на хараус имеют характер геометрический, и в них вряд ли можно видеть какие-либо даже грубо стилизованные животные или растительные мотивы. Таково огромное большинство башкирских хараусов.
Тем не менее есть небольшая группа хараусов с узорами явно зооморфного характера. Изображение «дерева» с двумя птицами по сторонам встречается чаще других. Очень интересно единственное в своем роде изображение на хараус каких-то четвероногих животных, по-видимому, лошадей. К сожалению, центральная фигура этого узора сохранилась плохо, и нет возможности точно определить, что она изображала.
Варианты всех перечисленных выше мотивов, выделенных при изучении собранных мной хараусов, хранящихся в Этнографическом музее в Ленинграде (ныне – Российский этнографический музей. – С. Я.), имеются и в богатом собрании таких вышивок в Уфимском художественном музее (ныне – Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова. – С. Я.). Редким исключением в этом собрании является хараус из красного кумача с орнаментом, вышитым гладью и состоящим из треугольников. На этом же хараус арабскими буквами вышито имя. Намереваясь установить, какие мотивы являются характерными для отдельных родов башкир или районов, и желая тем самым получить некоторые наводящие данные для суждения о вероятном месте происхождения и центре распространения того или иного орнаментального мотива, я нанес на карту все вышеперечисленные типы. Оказалось, что все они распределяются довольно равномерно по территории Башкирии.
Выяснилось, что один и тот же многочисленный мотив можно было встретить во всех тех родах, где имелись хараусы, а мотивы, насчитывающиеся всего
в числе семи-восьми экземпляров, были встречены в четырех-шести башкирских дачах, нередко отстоящих одна от другой на весьма значительном расстоянии. Естественное объяснение подобного явления заключается в том, что хараус, как мы знаем, служил свадебным подарком, а жен башкиры брали в былые времена исключительно из других родов; понятно, что хараусы кочевали с ними из одного рода в другой, где мотивы их узоров копировались и видоизменялись.
Способ исполнения и мотивы узоров харауса были присущи только им одним, и на других предметах я их не встречал. Единственное известное мне исключение – это вышивка на подушке (яҫтыҡ), которую мне удалось приобрести у карагай-кипчаков. Подушка эта весьма древняя, и назначение ее несколько специальное. Она подвязывалась в тороках за женским седлом для ребенка, который сидел на ней при перекочевках, держась за свою мать. Верхняя поверхность этой подушки сплошь зашита узором, таким же, как и на хараусе".
Те же самые техника и мотивы хараусов являются типичными для вышивок хантов, марийцев и чувашей. Сопоставляя марийские вышивки, опубликованные Т. А. Крюковой, с вышивками на наших хараусах, можно легко убедиться, что мотивы башкирских хараусов совпадают с марийскими.
Чрезвычайно интересно, что, по сообщению Т. М. Акимовой, шов, которым выполнены узоры на башкирских хараусах, чуваши называют «хантыс».
Не указывает ли это на то, что данная техника шитья вместе с соответствующими ей мотивами распространилась среди народностей Приуралья и Прикамья от хантов (остяков).
Старинные (XVIII – начало XIX века) одежды хантов, как мы знаем, особенно женские рубахи, были зашиты орнаментами, выполненными именно в этой технике, с теми же самыми мотивами. К этому следует прибавить, что древний переднеазиатский мотив священного дерева и стоящих по обе его стороны животных через кочевническую среду мог рано проникнуть в бассейн Оби
к хантам. Характерно также, что ряд мотивов, встречающихся на башкирских хараусах, в частности птицы и лошади, трактован совершенно так же, как в современной орнаментике хантов.
Исходя из техники и мотивов в изобразительном искусстве башкир, можно наметить три независимые одна от другой группы. Первая группа, наиболее древняя и самая характерная для башкирского изобразительного искусства, – орнаментика, выполненная в технике аппликации, тиснения на коже, серебряной чеканке, отчасти в тамбурном шве, связанная с древним кочевническим миром; вторая группа – шитый гладевый орнамент, связанный с угорским культурным миром, и третья группа – узоры, выполненные тамбурным или петельчатым швом, появившиеся у башкир после вхождения Башкортостана в состав России под влиянием искусства народов, с которыми башкиры взаимодействовали.
Использованная литература и источники:
1. Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1964.
2. Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г., Шитова С. Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979.
3. Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. Уфа: Китап, 2006.
4. Никонорова Е. Е. Орнамент счетной вышивки башкир. Уфа: Гилем, 2002.
5. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
6. Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. Уфа: Китап, 1995.
7. Сайт Национального музея Республики Башкортостан.
8. Сайт Республиканского центра народного творчества.
© Ярмуллин С. Ш., автор-составитель, 2021