Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Халмак-кюй —
неторопливый, плавный
напев, мелодия
Халмак-кюй по своей природе больше
тяготел к кыска-кюй.
В отличие от торжественного или трагического озон-кюй и веселого кыска-кюй, халмак-кюй охватывает
более широкую гамму чувств, переживаний, жизненных
ситуаций, с которыми встречался
башкир в жизни.
Исполнение халмак-кюй не требует высокой певческой культуры и вокальных данных, чаще его пели коллективно, а в тексте песни находили отражение бытовые проблемы народа. Широкий выбор песен позволял петь ее по настроению, по случаю.
КАк возник
История халмак-кюй
Само понятие «халмак-кюй» вошло в обиход башкирских фольклористов достаточно поздно. Однако уже отмечалась необходимость введения понятия для промежуточного между озон-кюй и кыска-кюй типа песни
и манеры исполнения.
Так выделялись два типа протяжной песни «сложноорнаментированная» и «малоорнаментированная», к последнему можно отнести халмак-кюй.
Ценность песен халмак-кюй — в тесном переплетении их
сюжетов с различными сторонами жизни башкир, они как хрестоматия
социальной жизни народа. Благодаря широкой жанровой представленности
халмак-кюй отражает повседневные слои жизни общества, а исполнение его
группой, женщинами, детьми, по случаю приезда гостей и по другим причинам делает
его, наряду с кыска-кюй, наиболее народным, демократическим жанром башкирской музыки.
К халмак-кюй относятся деревенские или же уличные напевы, получившие широкое распространение и составляющие мелодическую основу западных и северо-западных башкир.
Айрат Минниахметович Кубагушев
заслуженный деятель искусств РФ, РБ, композитор, профессор, фольклорист
Музыкальность
В древности музыка носила прикладной характер. Под нее трудились и проводили обряды. Однако со временем песни становились просто песнями.
Именно в этот период
закладываются основы лиричной песенности. Отрываясь от обряда, песня теряет свое прикладное значение и в какой-то мере становится самоцелью, определенным выражением
лирического чувства.
В большинстве трудовых, обрядовых и хороводно-игровых песен, а также более древних эпических песен мелодика не занимала господствующего положения и в значительной мере зависела от других компонентов. Она носила речитативный характер и в интонационном отношении была тесно связана с речью, в сущности, и вырастала из неё. Вместе с развитием лирики в народной песне стал преобладать напевный стиль с более широким движением мелодии и определенными музыкальными мотивами.
Популярные исполнители халмак-кюй
О песнях
Какие песни пели башкиры?
К халмак-кюй можно отнести множество песен, среди которых
есть деревенские, такие как «Ташбулат ауылы көйө» — «Напев деревни
Ташбулат», уличные: «Беҙҙең урам» — «Наша улица», шутливые: «Һин һөймәйһең» — «Ты меня не любишь», трудовые: «Ҡаҙ өмәһе» — «Гусиная помочь», «Тула баҫыу» — «Валяние сермяги», гостевые, кумысные: «Дуҫтар» — «Друзья», «Алтын микән? » — «Золотой ли?», «Кымыҙ йыры», исторические: «Дунай», «Ак калпак», «Бугэс маршы», «Окопта» — «В окопе», философские: «Бейек тауҙа» — «На вершине горы», «Уҙған ғүмер», «Яңғыҙлыҡ» — «Одиночество», лиро-трагические: «Ынйыҡай менән Юлдыҡай», эпические: «Кунгыр-буга», зимогорские и рекрутские.
Одна из самых известных песен халмак-кюй – это "Эскадрон".
Песня посвящена Отечественной войне 1812 года. В тексте песни описываются чувства башкирского воина-кавалериста перед расставанием с родными местами. Песня воспевает родной край, красоту Урала.
На войну иду кровавую
За царя, за царство Русское,
За родных и за приятелей,
За тебя и за любовь твою!
Пусть враги узнают злобные,
Сколь могучи наши батыры;
Каковы их сабли острые,
Каковы их стрелы меткие,
Копья крепкие, булатные!..
Я клянусь священной книгою,
И клянусь твоей любовью:
Если – имени башкирского,
Ко стыду и посрамлению,
Я забуду должность батыра,
Оробею пред злодеями,
Пусть покроюсь бесславием,
Пусть с тобою ни увижусь,
Не увижу милой родины!
Пусть воды Урала быстрого
И кумысу благовонного
Никогда мне не удастся пить!..
Еще одним ярким представителем жанра является
песня "Ынйыкай и Юлдыкай". Впервые песня была записана Сергеем Рыбаковым в 1894 году от Абдрахмана Узенбаева на Султановском прииске Орского уезда Оренбургской губернии (ныне Баймакский район РБ). Песня была опубликована в книге
«Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта».
В записанной Рыбаковым версии история песни связана с событием, произошедшим на кочевке башкир. На кочевке жили семь девушек, у одной из них был жених. Как-то летом, когда все были на сенокосе, жених пришел к девушкам. Чтобы достать кумыс и мясо, джигит забрался на соседний богатый тирмэ (временное жилище башкир во время кочёвок). Спускаясь, он погиб, упав животом на косы. Девушек обвинили в убийстве джигита и сослали в Сибирь. Две из них сочинили песню, позже названную их именами.

"Ынйыкай и Юлдыкай" Габитова Х. 1926 г.
Источник: bashdram.ru
Использованная литература:
1. Кубагушев А. М. Песни Северных Амуров. Уфа, 2015.
2. Кубагушев А. М. Наследие Гайсы Еникеева. Уфа, 2015.
3. Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. Москва, 1965.
4. Рыбаков С. Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. СПб., 1897.
5. Рыбаков С. Г. О народных песнях татар, башкир и тептярей. Живая старина. СПб., 1894.
6. 400 башкирских народных песен / Сост.: Ф.Камаев, Н. Шункаров. – Уфа, 2011. – 400 с.
7. Башкирское народное музыкальное искусство: В 3 томах. / Сост., вступ. слово и коммент. Р.С. Сулейманова; отв.ред. Д.Д. Хасаншин. – Уфа: Китап, 2001. (том I – 240 c.); 2002 (том II – 260 c.); 2005 (том III – 250 с.).
8. Харисов А.И. Башкорт халык ижады. Уфа, 1956-59, I, II тт.

© Газизов Р.Ф., автор-составитель лонгрида, 2019 г.