Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Башкирская народная песня

«ГИЛЬМИЯЗА» («ҒИЛМИЯЗА»)


ОЗОН-КЮЙ
Песня впервые была записана
С. Г. Рыбаковым в 1894 году в Орском уезде
(на Султанском прииске Рамиевых) со слов Абдрахмана Узянбаева и опубликована
в книге «Музыка и песни уральских
мусульман с очерком их быта».
Начиная с 1893 года путешествовал с этнографическими целями среди инородцев востока России и Туркестана. Принимал участие в этнографических экспедициях по Урало-Поволжскому региону, в том числе в 1893, 1894 и 1896 годах по Башкортостану. После экспедиций были опубликованы несколько научных статей Рыбакова о башкирском музыкальном фольклоре, а также музыкальных сочинений и обработок башкирской, татарской и русской народной музыки для голоса, хора и фортепиано.

Сергей Гаврилович Рыбаков
(18671921)
Этнограф, фольклорист.
Внес вклад в развитие историографии, краеведения, фольклористики
и музыкальной этнографии.

Мухаметша Абдрахманович Бурангулов (1888–1966)

Башкирский поэт и драматург, фольклорист, классик башкирской литературы. Знаток башкирского народного творчества и собиратель фольклора, народный сэсэн Башкирской АССР, член Союза писателей СССР.



Легенда и текст песни

«Гильмияза» записаны

в 20-е годы XX века

М. А. Бурангуловым.

Последующие записи сделаны Г. Амири
(в 1939 году со слов К. М. Диярова), Х. Ф. Ахметовым,
А .С. Ключаревым, Л. Н. Лебединским,
Г. З. Сулеймановым.

Предположительно, песня «Гильмияза» была создана в XVI веке (в песне упоминаются Бикбау-бий и Иске-бий как современники героини).
Песня лирико-драматического характера.

Согласно М. А. Бурангулову,
«Гильмияза» сложена известной среди бурзян исполнительницей народных песен Гильмиязой
и отражает события ее жизни, связанные с пленом
у казахов.
По версии К. М. Диярова,
автором песни была девушка по имени Гильмияза
из деревни Тагирово Карагай-Кипчакской волости Ногайской дороги (ныне деревня Верхнетагирово Баймакского района), потерявшаяся в раннем детстве и выросшая на чужбине.
«Гильмияза» – классический образец старинной протяжной
песни озон-кюй, которая бытует со своей легендой,
предваряющей ее исполнение и объясняющей
ее возникновение.

Согласно легенде,

в стародавние времена

жил в одном башкирском

ауле старик Исмагил.

Была у него дочь

по имени Гильмияза.

Источник изображения: tanzilya.ru
Как-то раз, в погожий летний день собрались женщины по ягоды. Пошла с ними и маленькая Гильмияза. Вдруг появился старый одноногий старик Кидрас, которого в ауле все побаивались. Кидрас смолоду враждовал с Исмагилом, отцом Гильмиязы.
Увидев ее среди женщин, Кидрас решил свести счеты с Исмагилом. Запугал женщин и, воспользовавшись суматохой, похитил девочку, затем продал ее проезжавшим мимо чужим людям, направлявшимся в сторону казахских степей.
А перепуганные женщины не посмели рассказать о случившемся в ауле. Много слез пролили родители Гильмиязы, много дорог прошли в поисках пропавшей, все было бесполезно. И отчаялись старики снова увидеть дочь.

Однажды, спустя много лет, джигит по имени Садык проезжал в далекой стороне мимо одного селения и услышал удивительно красивую мелодию.

«Что это за песня? Она напоминает напевы нашего края»,

подумал он. Подъехал поближе к дому и стал слушать.

Остались камушки забава детских лет,
На Каратау, но меня там нет.
В семь лет невольницею стала я,
О, есть ли где несчастная, как я?!

Гильмиязою все зовут меня,
Эх, бедная головушка моя.
Едва припомню я отца и мать,
Тоска сжимает грудь мою опять.

Это была Гильмияза. Посмотрела она в окно
и увидела красивого джигита, сидящего на коне
в седле, богато украшенном серебром. Молча
глядели они друг на друга. Затем джигит спросил:
– А нельзя ли в дом войти, сестрица?
Девушка согласно кивнула головой. Джигит вошел
к ней в дом и стал расспрашивать:
– Ты кто? Как здесь оказалась?
Гильмияза поведала парню о своей горькой судьбе.
– Спой еще разок, – попросил ее Садык.
– Боюсь что-то, – ответила она смущенно.

В это время пришли подруги Гильмиязы,
упросили-таки ее повторить песню.
И тогда Гильмияза запела:
Отроги гор Уральских обходя,
На свет Киблы бежит Хакмар легко.
Пешком бы в край родной вернулась я,
Устанут ноги доберусь ползком.

Садык, очарованный печальными и трогательными песнями Гильмиязы, вскоре отправился домой. Приехав в родной аул Гильмиязы, он сказал ее отцу:
– Исмагил, я нашел твою пропавшую дочь. Могу привезти ее домой.
– Если Гильмияза и вправду жива и ты сможешь привезти ее, то отдам за тебя замуж, – сказал старик Исмагил.
Надо сказать, что к тому времени прошло
25 лет, как пропала Гильмияза.
Исмагил одряхлел, ослеп. Садык сдержал свое слово, привез Гильмиязу.
– Вот, Исмагил, привез я тебе дочку, выдай ее замуж за того, за кого она пожелает выйти, –
сказал он и зашагал своей дорогой.
О том, что происходило дальше, поженились ли молодые,
легенда умалчивает. Однако песня Гильмиязы осталась как гимн
любви и верности родине. Именно это придает произведению
высокое этическое звучание. Глубоко трогает мелодия песни,
образующая органическое единство с поэтическим текстом.
Среди исполнителей: А. С. Шаймуратова,
Ф. А. Кильдиярова, И. И. Дильмухаметов
(инструментальный вариант).
Обработка песни для голоса и фортепиано осуществлена Р. А. Муртазиным. Мелодия «Гильмияза» использована в балете «Горная быль» А. С. Ключарева, в Симфонической поэме А. М. Кубагушева.

Альфия Мурзабаева – заслуженный работник
культуры Республики Башкортостан
Исчисляемые тысячами образцов протяжные песни –
озон-кюй (с башк. «протяжная мелодия»), являющиеся по определению
Л. Лебединского «национальной музыкально-поэтической классикой», составляют подлинное культурное достояние башкирского народа.
На протяжении веков
озон-кюй сохраняли
свое назначение высшего, «элитарного» жанра, доступного лишь
подлинным мастерам.
Полноценная исполнительская реализация
башкирских протяжных песен предполагает не только наличие незаурядных природных певческих данных, но и одухотворенности внутренней личностной ауры исполнителя, его приверженности национальному мелосу
и традиционным формам песнетворчества. Озон-кюй исполняют как мужчины, так и женщины, хотя существует условное деление на песни, характерные для мужчин и свойственные женщинам.
Для мелодий свойственны
виртуозность и импровизационность.
Их стилевыми особенностями являются развернутость и большой диапазон
(до двух октав и выше), широкая распевность и богатая мелодическая орнаментика.
Форма напева озон-кюй – мелодический период, охватывающий полустрофу поэтического текста. Мелодический период чаще всего складывается из двух связанных стихотворными строками предложений, которые, в свою очередь, расчленяются на музыкальные фразы.
По жанрово-тематическому
признаку озон-кюй делятся на:
лиро-эпические:
о борьбе против колониального гнета («Урал», «Салават»), об армейской службе и военных походах («Армия», «Эскадрон»), о кантонных начальниках («Кулуй-кантон», «Абдулла-ахун», «Азамат-кантон»), о беглецах и ссыльных («Бейеш», «Буранбай», «Шагибарак»);
лирические:
о природе («Хандугас», «Камалек»), о социальном неравенстве («Малбай»), о женской доле («Таштугай», «Гильмияза», «Зюльхизя»), о любви («Салимакай»), о жизни («Калды», «Прожитая жизнь»).
Озон-кюй традиционно
исполняются в сопровождении
курая и имеют инструментальные
(курайные, реже скрипичные)
версии.

Источник изображения: onknrb.bashmusic.net
Исполнение предваряется легендой – историей
песни, которая разъясняет содержание и эмоционально подготавливает слушателей. Искусству протяжного пения обучаются с детства. Одним из главных условий развития озон-кюй и становления йыраусы были состязания певцов и кураистов, проходившие на народных собраниях – йыйынах.
Среди певцов, исполняющих протяжные
песни, преобладают высокие мужские (теноры)
и женские (сопрано) голоса. Ранее было
больше дискантов. Озон-кюй исполняется
в сопровождении курая. Возможно исполнение
a capella, а также в сопровождении гармони
или баяна.
19 декабря 2018 года на I заседании Республиканского Экспертного совета
по внесению объектов нематериального культурного наследия в региональный реестр зарегистрирован «озон-кюй» как объект НКН. Номер объекта: 01-005
. Ссылка: onknrb.bashmusic.net

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

от 29 июня 2020 года N 290-з

«О нематериальном культурном наследии

в Республике Башкортостан»

Принят Государственным Собранием – Курултаем Республики Башкортостан 25 июня 2020 года

docs.cntd.ru

Литература:

1. Дияров К. М. Сал Уралдың моңдары. Уфа, 1988.
2. Алкин М. Башҡорттоң 100 йыры. Уфа, 1992.
Ссылки:

  1. Источник изображения: ok.ru
  2. Источник изображения: missrussia.ru