Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

Взаимопомощь у башкир:
изготовление топливных брикетов

Не вспотеет лоб — не закипит котел.
Башкирская пословица
Кизя́к — высушенный
переработанный навоз — издавна использовался степными башкирами вместо дров, в качестве топлива.

Один из таких районов республики, жители которого до сих пор помнят и знают, что такое кизяк — Хайбуллинский район. Он расположен на юго-востоке Башкирии, на окраине Зилаирского плато.

Пока сюда повсеместно не пришел природный газ, хайбуллинцы, проживающие в степной зоне, заготавливали кизяк в большом количестве, чтобы было чем истопить печь с наступлением холодов, приготовить еду.

Старинная печь. 1970 год

Минзифа Ишемгулова,
методист по народному творчеству РДК Хайбуллинского района
«С дровами было трудновато, поэтому использовали высушенный навоз. Мои коллеги до сих пор помнят, как раньше отапливали дома кизяком, топили им баню, варили с его помощью еду в казане».
Кизяк (башк. тиҙәк) никогда не заготавливали в одиночку, организовывали коллективную помощь — өмә. Тиҙәк һуғыу өмәһе или помощь по изготовлению кизяка обычно проводилась в мае-середине июля, до начала сенокоса. Заготовкой кизяка в августе и тем более в сентябре практически не занимались, поскольку для хорошей просушки навоза нужна солнечная, сухая погода.
Дер. Таймасово, Кумертауский район
Соседей и родственников на тиҙәк һуғыу өмәһе приглашали обычно накануне, просили помочь им с заготовкой топлива на долгую зиму.

Часто к помощи односельчан прибегали одинокие женщины с детьми, которым было не под силу запастись кизяком самостоятельно, ведь для его изготовления требовались сильные мужские руки.
«У кого были мужья, взрослые сыновья — те обычно справлялись сами. Может быть, не за один день, но сами. Хотя, конечно, случалось, что и прибегали к помощи односельчан: кому как удобнее», подчеркивает Минзифа Ишемгулова.
Технология заготовки топливных кирпичей
Технология заготовки топливных брикетов из навоза довольно проста. Всю осень, зиму и весну собирали навоз домашнего скота. Причем, любой —
конский, коровий, овечий. В основном, конечно конский, так как башкиры держали в своем хозяйстве много лошадей.

С приходом солнечной и относительно жаркой погоды навоз перетаскивали из сарая во двор. Спрессовавшийся за зиму навоз вместе с содержащейся в нем соломой от подстилки рубили специальным большим топором с длинным топорищем — балта.

Коллективная работа по заготовке топлива начиналась всегда с утра. В помощи участвовали все без исключения: и взрослые, и дети. Они работали все вместе и напевали при этом:

Ауылдаштарыбыҙ менән
Үткәрәбеҙ өмә беҙ.
Тиҙәк һуғып өйәбеҙ —
Йылы булһын өйөбөҙ.

С односельчанами собрались.
Проводим помочь.
Делаем кизяк,
Чтобы был теплым наш дом.

Мужчины рубили навоз на брикеты, а женщины и дети собирали и раскладывали их на земле на небольшом расстоянии друг от друга. Работы всегда хватало всем.

Размер топливных брикетов, разумеется, зависел от размеров печки, стоящей в доме и поэтому мог варьироваться. Но чаще всего делали «стандартный» размер — 30х30 сантиметров, высота — 20 сантиметров.

Сушили кизяк долго — около двух недель, регулярно переворачивая. При этом всегда следили, чтобы он не намок от дождя. После того, как навоз хорошо подсохнет, его складывали в виде пирамиды и продолжали сушить на свежем воздухе.
«Если ты запасаешься на долгую зиму, то и кизяка нужно много, чтобы его хватило на все. Тем более, что раньше в башкирских домах стояло по две печки. Чтобы хорошо обогреть дом, особенно там, где росли дети, одной печки было мало. Поэтому и приглашали на помощь сразу много соседей и родственников, потому что за один день нужно было успеть заготовить кирпичей на целый год», — отмечает Минзифа Ишемгулова.
Древний обряд
изготовления топливных брикетов
Другой способ изготовления топливных брикетов у степных башкир наглядно продемонстрирован в обряде, проведенном в маленькой деревне Адель Хайбуллинского района Башкирии.

Главная цель состоявшегося праздника — сохранение народных традиций, его обычаев. Задача — показать собравшимся гостям, как раньше делали кизяк степные башкиры и топили им дома.

Организаторами праздника-өмә выступили работники Дома культуры Хайбуллинского района, женский клуб «Агиняй» и сами местные жители.
Тиҙәк һуғыу өмәһе в башкирской деревне Адель началась с чтения суры из Корана одной из участниц народного праздника.

Участникам обряда сначала показали, как правильно нужно замачивать навоз водой, чтобы он хорошо пропитался ею, и сколько следует положить соломы. Только после этого приготовленный таким образом навоз тщательно перемешивают ногами до однородного состояния.
Обряд Тиҙәк һуғыу өмәһе
Хайбуллинский район, Республика Башкортостан
Когда смесь полностью готова, ее складывают в обычные тазы для того, чтобы придать брикетам «нужную» форму. Спустя какое-то время участники помощи опрокидывают тазы с навозом в ряд, на поле и сушат сырой кизяк в виде больших лепешек на свежем воздухе, под открытым небом.

Вместо тазов используют и специальные деревянные формы, вроде ящика без дна. Готовые кирпичи также складываются затем для дальнейшего хранения в высокую пирамиду.
Преимущество кизяка перед обычными дровами заключается в том, что от него никогда не бывает искр из трубы. С пожарной точки зрения он более безопасен, чем деревянные поленья.

Кроме того, высушенный навоз дольше держит тепло, чем дрова, а его расход при этом заметно меньше. Причем самая лучшая теплоемкость замечена у овечьего навоза. Именно он лучше всего держит тепло.

Не менее важно и то, что кизяк при растопке не имеет запаха.

Минусы — когда сухой навоз сгорает, от него не остается никаких углей, только зола. Поэтому вскипятить с его помощью самовар не представляется возможным.
Растопка печи кизяком
Зажечь кизяк очень легко. Как и в случае с дровами, сделать это можно с помощью обычной бересты.

На одну растопку для печки достаточно пяти-шести стандартных брикетов. Перед тем, как положить такой кирпич в печь, его обычно делили пополам: сухой навоз прекрасно слоится.

Всегда после окончания коллективной работы хозяева дома накрывали во дворе большой стол или просто стелили палас на траву.

Дети сидели отдельно от взрослых. Во время такого застолья было принято давать детям мелкие монетки за оказанную ими помощь в заготовке кизяка.
Изюминка тиҙәк һуғыу өмәһе
Обязательное блюдо праздничного стола, изюминка тиҙәк һуғыу өмәһе —пшенная каша со сливочным маслом. Варили пшено кто на молоке, кто на воде — каждый по возможности, но всегда с маслом.

Среди детей-участников помощи существовала такая игра. Она начиналась после того, как перед ними ставили одну общую тарелку с пшенной кашей, посередине которой медленно расплывалось сливочное масло.

Дети тут же начинали пускать по горячей каше масляные «ручейки». Так, один делал ложкой «ручеек» в свою сторону, объясняя при этом, что если наступит конец света, то все будет, как он «нарисовал». Второй не соглашался с ним и говорил: «Нет, не так!».

Игра длилась до тех пор, пока кто-то не заявлял: «Нет, будет все вот так!» и перемешивал кашу сверху донизу.

Пшенную кашу для гостей традиционно готовили во дворе, на специальной печке в большом казане, используя при топке прошлогодний кизяк.

Кроме пшенной каши — обязательного блюда, которое подавали после окончания коллективной работы, на стол ставили все, что было. Угощали всем, что было в доме.
«Сейчас мы даже не представляем, как тяжело приходилось нашим предкам жить без газа. Какая это большая проблема — просто обогреть дом, сварить еду. Тем не менее, люди всегда помогали друг другу, никогда не отказывали в помощи, жили дружно. Заготовка кизяка всегда была коллективной, не велась только в одиночку, — вспоминает руководитель женского клуба «Агиняй» Рамиля Таймасова. — В детстве мы помогали родителям изготавливать такие навозные кирпичи. Конечно, не очень приятное занятие, но кизяк нас выручал. И сегодня в случае необходимости вполне можно использовать топливо, не требующее материальных затрат».
© Бахшиева Г.Ю., автор-составитель, 2020
Фото: районный Дом культуры Хайбуллинского района, архив ИА «Башинформ», архив УИИЯЛ РАН
Видео: «Акъяр ТВ»