Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
В башкирском еляне
и в пир, и в мир
Традиция одеваться красиво, ярко, в национальном стиле характерна практически для всех народов России. Но, пожалуй, башкиры с давних пор придавали особое значение украшению верхней одежды, используя башкирский орнамент, узорную вышивку, аппликации, тесьму, монеты, расшивая одежду бисером, перламутром, кораллами и полудрагоценными камнями.
Изготовление и декорирование национальной одежды требовало не только большого мастерства и огромного прилежания, но и серьезных материальных затрат. Поэтому костюмы, выполненные руками мастериц в соответствии с принятыми в той или иной местности канонами, являлись настоящей ценностью и нередко передавались по наследству. А ныне старинные костюмы являются образцами народного творчества, ценными историческими экспонатами. Их охотно экспонируют в залах этнографических музеев и используют при создании сценических костюмов, например, для танцевальных коллективов, театральных постановок и для съемок художественных фильмов, связанных с историей башкир.

Одним из наиболее распространенных и узнаваемых предметов верхней одежды у башкир является елян. Причем качество ткани, стоимость и разнообразие применяемых элементов декора напрямую свидетельствуют о социальном статусе человека — как мужчины, так и женщины.
Как выглядит елян
Как выглядит елян
Елян (башк. елән) — башкирская национальная верхняя длиннополая одежда с длинными рукавами и обязательно на подкладе. Представляет собой разновидность халата «на выход».

Различаются мужской елян, как правило, с прямой спинкой, свободного покроя, и женский елян — приталенный и расклешенный к низу.

Эта одежда издавна вызывала интерес ученых и путешественников, побывавших на родине башкир и оставивших описания их внешнего вида и традиционной одежды.

Особенно бросались в глаза чужеземцам оригинальные головные уборы у представителей обоего пола и обилие серебряных монет и искусно расшитая одежда у женщин.

В традициях башкирского населения было использование нескольких слоев верхней одежды, что главным образом проявлялось в праздничных костюмах. В холодное время года это было обусловлено естественными причинами — необходимостью сохранять тепло, обеспечить комфорт для тела. Однако наличие красивой, добротной одежды с традиционными украшениями служило также демонстрацией благосостояния семьи и отдельных ее представителей. Такая одежда использовалась для выхода в люди, по праздникам или по особым случаям и надевалась не всегда по погоде.
Елян мужской и женский
Елян мужской и женский
Мужские еляны в основном шили из хлопчатобумажных тканей темных расцветок. Более состоятельные люди заказывали для себя еляны из бархата и шелка, а также из белого атласа. Этот важный предмет гардероба обычно отделывался нашивками из красного сукна на подоле, полах и рукавах, украшался вышивкой, орнаментом, аппликацией, дорогой тесьмой — позументом. Мужские еляны принято было носить нараспашку, иногда их подвязывали длинным поясом (кәмәр), надевали поверх бешмета и казакина.
Женские еляны шили из однотонного бархата, который высоко ценился во все времена, из черного сатина, шелка или сукна. В качестве отделки для подола, переда и рукавов использовались нашивки из сукна ярких цветов (красного, зеленого или синего), их чередовали с позументом. Еляны украшали узорами, представляющими собой солярные знаки и символы, бисером, полудрагоценными камнями, декоративными изделиями ручной работы, издающими мелодичный звон. Считалось, что такие украшения отгоняют злых духов. В некоторых местностях региона отдавали предпочтение цветным треугольным нашивкам.

Женские еляны надевали поверх бешмета или казакина, камзола и платья. Их носили либо распахнутыми, либо застегивали пряжками, соединяли крючком и петлей.

Все эти сведения можно почерпнуть в книге Светланы Шитовой «Башкирская народная одежда», выпущенной в 1995 году в Уфе.
Из чего изготавливали елян
Из чего изготавливали елян
Чтобы изготовить елян, башкиры приобретали хлопчатобумажные ткани, черный сатин, бархат разных цветов, шелк, атлас — в зависимости от своих финансовых возможностей. Престижным считался пошив еляна из кармазина — тонкого добротного сукна красного цвета. Эту ткань преподносили в качестве подарка батырам, победителям соревнований на сабантуях, нередко дарили на свадьбу.

Дорогие ткани фабричного производства в XIX и начале XX века доставляли, как правило, русские купцы, а еще раньше красивые ткани попадали в Башкирию благодаря Великому шелковому пути, проходившему вблизи нашего края.
В украшении праздничной одежды наглядно проявлялись социальные различия населения. У богатых людей для отделки елянов чаще применялся позумент. К верхней одежде бедняков обычно пришивали разноцветные полоски тканей. И вообще те, кто победнее (а их, разумеется, было гораздо больше), повседневную одежду шили из хлопка, льняного, грубого конопляного и даже крапивного полотна. Для изготовления верхних елянов и казакинов, которые носили в прохладное время, использовали валяное сукно из овечьей шерсти, войлок. Многие производили такую шерсть сами, так как преимущественно занимались разведением скота и, как сейчас принято говорить, сельским хозяйством.

Елян являлся также частью праздничного или свадебного костюма. У башкирских девушек этот вид одежды даже входил в состав калыма. В небогатых семьях над изготовлением елянов трудились сами невесты. Эта работа была очень кропотливой, требовала немало времени и трудолюбия.
Более зажиточные люди могли позволить себе одежду из дорогих фабричных тканей: бархата, шелка, атласа, парчи. Украшались предметы гардероба, в частности еляны, золотым и серебряным шитьем, монетами, бусинами из полудрагоценных камней, элементами из кожи и меха.

В Башкирии девушки и женщины издревле старались дополнять свои национальные костюмы различными украшениями, подчеркивающими их восточную красоту. Это длинные серьги с орнаментом, бусы, подвески, браслеты разной формы, перстни.
Различия по способу отделки
Различия по способу отделки
Еляны различались и по способу отделки: отделка позументом, отделка серебряными монетами, отделка жестяными узорчатыми бляхами, отделка кантовым сукном.

Кроме того, существовали виды отделок елянов в зависимости от их расположения относительно той или иной части тела: позумент с кистями или монеты, пришитые к костюму по обеим сторонам талии; серебряная или золотая бахрома на спине еляна; отделка позументом на заплечье еляна (иногда в форме погончиков-эполетов).

Отличались и способы ношения елянов: женщины обычно не подпоясывались, а мужчины большей частью подпоясывали одежду, запахивая левую полу на правую сторону (правый запах). Так было и теплее, и удобнее передвигаться в седле, что было характерно для башкир — всадников и воинов.
Как уже говорилось выше, по ткани, из которой был пошит елян, и по его украшениям можно было судить, насколько состоятельна семья. Хорошо обеспеченные башкиры применяли для украшения монеты, золотой и серебряный позумент, более качественные ткани, дорогой мех. Иногда о знатности человека свидетельствовала длина рукавов его одежды. Так, русский ученый Д. П. Никольский в книге о башкирах, вышедшей в 1899 году в Санкт-Петербурге, отмечал: «Чем длиннее рукава халата (еляна), тем больше знатности и величия придавалось владельцу халата».

Традиционно жители Башкирии, как люди восточные, предпочитают вещи яркие и нарядные, поэтому при пошиве и подборе украшений повышенное внимание уделяют сочетанию цветов и их оттенкам. В национальных костюмах башкир преобладают яркие цвета: красный, синий, зеленый, желтый, коричневый и универсальный — черный.

В костюмах наблюдается тяготение к контрастности оттенков. Например, очень распространены комбинации красного и белого, желтого и синего, черного и зеленого, коричневого и желтого.
Особенности кроя и орнамента еляна
Особенности кроя и орнамента еляна
Особенности кроя и декорирования еляна (мужского и женского) в некоторых деталях отличались в зависимости от местности, в которой проживали башкиры. Это было обусловлено как традициями, так и родом занятий и природно-климатическими условиями жизни башкир.

Общеизвестно, что на территории нашей республики выделено семь основных башкирских родов, которые стали инициаторами вхождения Башкирии в состав Русского государства. Неудивительно, что в костюмах этих родовых объединений есть определенные отличия, характерные черты.

Например, на юго-востоке республики еляны украшали аппликациями, вышивкой, кораллами, монетами, по плечам располагались треугольные нашивки. На юго-западе нашего региона принято было прикреплять монеты и позумент по верхней части спинки и талии. Помимо этих территорий, еляны до середины XX века бытовали в одежде жителей северо-востока республики и центральной ее части. Были распространены также в одежде татар, марийцев, чувашей.
Стоит отметить, что в женском костюме башкир разных местностей много общего, поскольку согласно религиозным канонам женщинам и девушкам запрещалось оголять части тела перед посторонними, они должны были проявлять целомудренность. Поэтому женские наряды не облегают фигуру, имеют длину до пола и длинные рукава. Преобладает свободный ниспадающий крой.

Просторные, не стесняющие движений одежды характерны и для мужчин, особенно простых людей, занятых охотой, земледелием, пасущих стада и т.д. Главное для них — удобство и функциональность одежды.

При раскрое елянов (и не только их) старались так разложить ткань, чтобы было как можно меньше остатков. Спинка и две детали переда совпадали по длине и ширине и укладывались в ширину раскраиваемого полотна. А детали рукавов можно было тоже уложить в длину изделия.

Орнаменты, украшающие традиционную одежду башкир, включают растительные элементы или фигурки животных, что имеет символическое значение. Считалось, что эти символы служат защитой от недобрых людей, предохраняют от порчи и помогают хозяину в повседневных делах.
Кто носит елян в наши дни
Кто носит елян в наши дни
Башкирский национальный костюм является не только историческим наследием народа, важной составляющей самобытного народного творчества, но и получил дальнейшее развитие в наши дни, в первую очередь в составе сценической одежды для профессиональных и самодеятельных артистов.

Многочисленные танцевальные коллективы Башкортостана, исполняя башкирские танцы, поражают не только своим мастерством, но и замечательными костюмами. Современные модельеры, создавая свои коллекции, используют все многоцветье палитры народного костюма и все традиционные материалы: бархат, шелк, атлас, кожа, ценные меха. А при изготовлении сценических костюмов применяются более совершенные технологии пошива, всевозможные аксессуары, создающие эффект подлинности.
В великолепных елянах на сцену выходят и танцоры, и певцы. Например, елян из белой ткани с яркими аппликациями с удовольствием надевают артисты эстрады, причем при исполнении концертного номера зачастую эту одежду они попросту накидывают на плечи. Существуют и мужские, и женские облегченные варианты этой популярной одежды.

Все чаще еляны используют ведущие национальных семейных праздников. Мужчины и женщины разных возрастов заказывают народные костюмы для участия в фольклорных мероприятиях. Неслучайно интернет пестрит объявлениями о пошиве национальных башкирских костюмов для взрослых и детей. Открываются ателье и мастерские, где могут выполнить заказы любой сложности по индивидуальным эскизам. И, поверьте, они будут эксклюзивными изделиями: двух одинаковых костюмов не встретится, что очень важно для людей публичных, узнаваемых персон.
Этническая мода
Этническая мода
Все это позволяет утверждать, что зарождается этническая мода и в последние годы интерес к национальным костюмам в нашей республике возрастает. Яркое тому свидетельство — проведение Республиканского фестиваля-конкурса народного костюма «Гулистан», который прошел в Уфе уже в третий раз.

На фестивале были представлены костюмы разных народов, населяющих Башкортостан. Работы оценивались в номинациях: этнографический костюм и сценический костюм. Студенты кафедры технологии и конструирования одежды Уфимского государственного нефтяного технического университета представили молодежный и экспериментальный костюм в этностиле, за что получили Гран-при.

Форум был организован в рамках нацпроекта «Культура». Заключительный этап проходил в Доме культуры Республиканского центра народного творчества. В фойе была развернута выставка украшений и аксессуаров к народному костюму, различной сувенирной продукции, в том числе кукол в национальных костюмах.
Куклы в национальных костюмах: все начинается с детства
Куклы в национальных костюмах: все начинается с детства
Уфимский предприниматель Венера Белова, основавшая в столице Башкирии «Детский университет», свой бизнес начала в 90-е годы с производства мягких игрушек. Сейчас возглавляемое ею предприятие производит сотни наименований сувенирной продукции, среди которой ведущее место занимает «Башкирский сувенир».

Куклы в национальных костюмах народов Башкирии Венера Белова стала изготавливать одной из первых в регионе. Что интересно, куклы в башкирской одежде (девочки и мальчики) представляют все семь родов башкир. Их костюмы отличаются по цвету и отделке и выглядят очень достоверно.

«Нужно с малых лет прививать детям интерес к национальной культуре, воспитывать эстетические идеалы, тягу к прекрасному, — считает Венера Белова. — В национальных костюмах отражены вековые традиции народов, своеобразие культуры и духовный мир наших предков. А через игру ребенок постигает окружающее его пространство, раздвигает рамки своего восприятия. К примеру, рассматривая кукол в необычных одеждах, дети познают новое для себя, запоминают названия элементов костюма, обращают внимание на особенности во внешнем облике. У нас есть и ростовые куклы, позволяющие пообщаться с детьми, вовлечь их в игру.

Как этнограф и специалист по костюмам я чувствую, что у людей возрастает интерес к родной культуре, желание включать этнические элементы в свою повседневную одежду, попробовать что-то уникальное сделать своими руками. И это радует».

Автор
  • Елена Колоколова
Фото
  • Елена Колоколова, Национальный музей республики Башкортостан
Верстка
  • Рената Вахитова
Дата
  • 2.12.19