Упоминания о старинных башкирских музыкальных инструментах – курае, кубызе, думбыре, кыл-кубызе, сорнае – встречаются в эпосах, преданиях, народных песнях и сказках.
Ударным инструментом, напоминающим бубен, служил дунгур. Деревянный обруч обтягивался кожей с одной или с двух сторон. К основе прикреплялись парные серебряные монеты.
Изучение башкирской инструментальной культуры началось сравнительно недавно: регулярный поиск и систематизация информации активизировались только в 20–30-ые годы прошлого века. Но не секрет, что башкиры всегда отбирали мелодические инструменты, наиболее отвечающие эстетическим потребностям своего музыкального народа. Возможно, именно это объясняет такую популярность курая – очень мелодичного инструмента, который имеет многовековую историю.
Ударным инструментам башкиры отводили все же второстепенную роль, используя для этих целей бытовые предметы.
На сегодня известны названия 48 инструментов, которые в рамках классификации, предложенной в 1914 году Э. Хорнбостелем – К. Заксом, делятся на аэрофоны, идиофоны, хордофоны и мембранофоны.
Дунгур (в некоторых упоминаниях – донгор) относится к мембранофонам (ударным инструментам). Как уже упоминалось выше, в качестве ударных башкиры использовали предметы быта: подносы, ведра и другие.
Фольклористами была зафиксирована именно женская игра на «донгоре» – гладком обрезке ствола дерева, подвешенном за оба конца на веревках. На нем по старинной технологии отбеливался материал. Звук извлекался во время отбеливания двумя специальными палочками, которыми выстукивался специфический ритм. Другое региональное название «донгора» – «кабак». Из устных сведений известен и другой «донгор» (в некоторых районах «награ»), мембранофон из специально выделанной кожи, туго натянутой на каркас, предположительно, использовавшийся для камлания (так называют основной обряд, во время которого шаман «общается» и «вызывает» духов).
Башкирская музыкальная культура не имеет развитую традицию игры на мембранофонах. Тогда как это культивируется у многих тюркских народов. Дунгур фактически исчез, оставив после себя только следы в устном творчестве. Но известно, в каком жанре фольклора этот инструмент использовался чаще всего.