Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Дунгур ритм сердца башкир
На фото: группа «Йатаган»
Когда мы говорим «Башкирские национальные инструменты», то сразу вспоминается курай. Но на самом деле национальные инструменты башкир – это широкий спектр от щипковых до ударных. Например, дунгур. Что это?

В 2003 году дунгур был официально запатентован. Патентообладатель – Риф Сулейманов – сделал это для того, чтобы реконструировать башкирский бубен-дунгур, изготовление и использование которого было остановлено в XX веке, хотя в фольклорных танцах и песнях используются ритмичные удары в ведро и иные подручные материалы до настоящего времени.
Расим Лугаманов
Как он выглядит?
Дунгур – ударный музыкальный инструмент. Внешне он напоминает барабан или бубен. Узкий деревянный обод (обечайка) обтянут с одной стороны кожаной мембраной. Встречаются вариации этого инструмента с ручкой, где обечайка с двух сторон затянута мембраной. На некоторых устанавливаются подвески из двойных серебряных монет. Обруч имеет диаметр 300–400 мм, высота около 1000 мм.

Из описания запатентованного современного башкирского дунгура следует, что музыкальный инструмент содержит как минимум четыре струны, натянутые на колках, закрепленных с внешней стороны обечайки.
С внутренней стороны обечайки напротив колков закреплены порожки для струн. Предусмотрено также выполнение инструмента без рукоятки. Тогда обечайка дополнительно снабжается второй мембраной, натянутой на второй торец обечайки.

Инструмент снабжен ложкообразной колотушкой (тукмак) с круглой головкой и плоским хвостовиком с заостренным кончиком-плектром.
Дунгур с 18:50
Из чего изготавливают дунгур?
Инструмент, пришедший к нам из сказаний – деревянный, мембрана – кожаная. Современное изготовление дунгура более тонкое. Обод изготовлен из березы, а все деревянные составные элементы (подставки и порожки для струн, рукоятка или гриф) – из древесины хвойных пород. Сочетание березовой обечайки и более легких, например, сосновых элементов при ударе по мембране обеспечивает звуковой резонанс, усиливая звучание инструмента и придавая ему своеобразную тембровую окраску.

Струны крепятся к ободку по аналогии с конструкцией щипковых музыкальных инструментов.
Ритм-секция группы «Йатаган»,
фото Эдуард Дильмухаметов
Как на нем играть?
Так же как на барабане бонго: по дунгуру ударяли пальцами и ладонью.

Что касается современного инструмента, то исполнитель должен иметь большее мастерство. Исполнитель держит музыкальный инструмент одной рукой за рукоятку, а свободной рукой ударяет по мембране колотушкой, либо непосредственно пальцами или ладонью ритмичными ударами.

Конструкция современного запатентованного башкирского дунгура обеспечивает также возможность воспроизведения звуков, подражающих явлениям окружающей природы, что характерно для башкирской национальной мелодии.

Также исполнитель может играть на инструменте как на классическом бубне (ударяя ритмично по свободной мембране), в паузах исполняемой мелодии разворачивает инструмент струнами наружу и использует его в качестве мандолины, демонстрируя тем самым виртуозность своей игры.

Посредством полировки, инкрустации и нанесения на мембрану рисунков, орнаментов музыкальному инструменту придается оригинальный внешний вид.
Фестиваль-марафон Надежды Бабкиной
«Песни России»
Откуда мы знаем про дунгур?
Упоминания о старинных башкирских музыкальных инструментахкурае, кубызе, думбыре, кыл-кубызе, сорнаевстречаются в эпосах, преданиях, народных песнях и сказках.

Ударным инструментом, напоминающим бубен, служил дунгур. Деревянный обруч обтягивался кожей с одной или с двух сторон. К основе прикреплялись парные серебряные монеты.

Изучение башкирской инструментальной культуры началось сравнительно недавно: регулярный поиск и систематизация информации активизировались только в 20–30-ые годы прошлого века. Но не секрет, что башкиры всегда отбирали мелодические инструменты, наиболее отвечающие эстетическим потребностям своего музыкального народа. Возможно, именно это объясняет такую популярность курая – очень мелодичного инструмента, который имеет многовековую историю.
Ударным инструментам башкиры отводили все же второстепенную роль, используя для этих целей бытовые предметы.

На сегодня известны названия 48 инструментов, которые в рамках классификации, предложенной в 1914 году Э. ХорнбостелемК. Заксом, делятся на аэрофоны, идиофоны, хордофоны и мембранофоны.

Дунгур (в некоторых упоминаниях – донгор) относится к мембранофонам (ударным инструментам). Как уже упоминалось выше, в качестве ударных башкиры использовали предметы быта: подносы, ведра и другие.
Фольклористами была зафиксирована именно женская игра на «донгоре» – гладком обрезке ствола дерева, подвешенном за оба конца на веревках. На нем по старинной технологии отбеливался материал. Звук извлекался во время отбеливания двумя специальными палочками, которыми выстукивался специфический ритм. Другое региональное название «донгора» – «кабак». Из устных сведений известен и другой «донгор» (в некоторых районах «награ»), мембранофон из специально выделанной кожи, туго натянутой на каркас, предположительно, использовавшийся для камлания (так называют основной обряд, во время которого шаман «общается» и «вызывает» духов).

Башкирская музыкальная культура не имеет развитую традицию игры на мембранофонах. Тогда как это культивируется у многих тюркских народов. Дунгур фактически исчез, оставив после себя только следы в устном творчестве. Но известно, в каком жанре фольклора этот инструмент использовался чаще всего.
На фото справа: Расим Лугаманов
На фото слева: Ритм-секция группы «Аргымак», фото Айсылу Байгускаровой
Такмак. Что это?
Такмак (башк. «таҡмаҡ») — жанр башкирского и татарского музыкально-поэтического фольклора. Впервые образцы именно этого фольклора были записаны в конце XIX века С. Г. Рыбаковым и описаны в книге «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта». В 1929–1931 годах И.В. Салтыков впервые записал его на фонограф. Первые публикации — в книге «Башкорт халк йырдары» («Башкирские народные песни»).

Такмак использовали во время обрядов исцеления, как песенные вставки, в эпосах (например, «Кара юрга», записанном в 1907 году М.А. Бурангуловым в деревне Верхне-Ильясово Бузулукского уезда Самарской губернии (Красногвардейский район Оренбургской области) от Хасана Бурангулова) и сказках о животных («Дүрт дуҫ» — «Четыре друга»), во время плясок.

Такмак исполнялся в речитативном и песенно-речитативном мелодическом стиле в сопровождении ударных инструментов, народных музыкальных инструментов (дунгур, дөмбөрҙәк — думбурзяк, шаҡылдаҡ — колотушка), предметов быта (ложка, скалка, ведро, поднос).

Поэтические тексты такмака — четверостишия с разделяющимися на двустишия из 8—7 слогов, реже трехстишия.

Такмаки различаются на восхваляющие («Карабай»), высмеивающие («Сонайым»), такмаки — приглашения на танец («Бейер ул» — «Спляшет он»); по связи с обрядовым или игровым действиями — свадебные («Йыуаса» — «Юаса», «Сыбыртҡылау» — «Ритуальное изгнание гостей») и хороводно-игровые («Ай, дубр, дубая», «Аҡ стакан» — «Белый стакан», «Косилка, молотилка», «Сума өйрәк, сума ҡаҙ» — «Ныряет утка, ныряет гусь», «Шәл бәйләнем» — «Шаль вязала» и т. д.).
Но все же у инструмента и сегодня остались немногочисленные почитатели, которые в попытках возродить его немного модернизировали дунгур, придав ему более удлиненную форму. Теперь дунгур стал больше похож на барабан, который удобно поставить между ног во время выступлений.

В 2006 году российский музыкант, кураист-виртуоз Роберт Юлдашев создал свою группу под названием «Курайсы».
Коллектив игрет в таких жанрах, как фолк-музыка, музыка симфонического оркестра, chill out, lounge, этно-транс музыка. В репертуаре группы – авторская музыка на основе башкирских и фольклорных мелодий.

На их выступлениях звучат древние башкирские инструменты: дунгур, думбыра, курай, кубыз, оттеняют и дополняют их барабан, джамбо, гитара, бонго, шейкер, бубен. Эти старинные инструменты делают каждое выступление музыкантов необычно гармоничным, с потрясающей энергетикой.
На концерте звучат древние башкирские инструменты: курай, думбыра – струнный щипковый, дунгур – ударный. Музыка в современной аранжировке в популярном в мире формате Ethno и World Music, фолк-музыка. Доступная для всех слушателей любых возрастов. Наша музыка связывает прошлое и будущее – люди, которые слушают нашу музыку, ощущают взаимосвязь со своими предками»,
рассказал в интервью Роберт Юлдашев.
Еще одни почитатели инструмента дунгур – этно-рок группа «Аргымак». Она образована в 2009 году. Репертуар коллектива состоит из башкирских народных песен, мелодий, кубаиров (сказаний), эпосов и легенд, а также авторских песен, написанных группой в разных стилях и направлениях. В основе инструментального состава коллектива башкирские народные инструменты: курай, думбыра, кубыз, кыл-кубыз, дунгур, используется горловое пение в сочетании с гитарами, басом и ударными, а также этнические инструменты разных народов мира, собранные группой отовсюду.
Важно правильно подбирать песню по смыслу к нужному стилю. Допустим, легендарная композиция «Шаймуратов генерал» исполняется нами в рок-обработкесильное, мощное звучание. Если же песня о красоте нашей родины, любвимы выбираем лаундж (лёгкая, расслабляющая музыка) или эмбиент (атмосферное, обволакивающее фоновое звучание).

Самые «вкусные» моменты определенного жанра мы обыгрываем на национальных инструментах: думбыра, кубыз, дунгур, курай. Наш стиль можно назвать "Этно-всё"»,

рассказал солист и художественный руководитель группы «Аргымак» Ринат Рамазанов в интервью газете «Пульс – М», г. Мелеуз.
Но самые яркие поклонники дунгура – сообщества шаманов, которые используют данный инструмент по сей день. К примеру, название «Дунгур» имеет общество тувинских шаманов.

Попытки возрождения этого инструмента были предприняты и в 2013 году, когда специалисты марийского историко-культурного центра «Мишкино» вручили творческим коллективам первые шесть народных инструментов – барабан-тумыр, шиялтыш, волынка и дунгур. Мастер, создавший их, Михаил Кутлусатов родом из Бирского района.
Автор
  • © Белоусова А.С., автор-составитель лонгрида, 2019 г.
Фото и Видео
  • Айсылу Байгускарова, Эдуард Дильмухаметов
Верстка
  • Рената Вахитова
Дата
  • 3.12.19