Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
О чем поет думбыра?
Сказители-сэсены в своих рассказах часто прибегали к инструменту, во много напоминающему балалайку,
но в отличие от русского аналога, думбыра
использовалась не для развлечения.
Под её аккомпанемент исполняли эпосы, прославляли подвиги батыров, воспевали красоту родной земли и призывали к борьбе против гнёта.
В чем отличие
Что такое думбыра и чем она отличается от домбры
Думбыра башкирская — трехструнный щипковый музыкальный инструмент.
Близкородственные инструменты распространены также у казахов,
узбеков, других тюркских народов. В сравнении с казахской
домброй думбыра заметно отличается
меньшей длиной грифа.
У нее корпус овальной формы с длинной шейкой и колковой головкой, установленной на шейке с наклоном вниз. Ладовые пластины вклеены
в гриф шейки. Струны в верхней части крепятся к колковой головке,
а в нижней − к струнодержателю. Во время игры исполнитель держит
инструмент перед собой с наклоном, приподняв шейку вверх,
ударяя одновременно по всем струнам. Извлечение звука
производится бряцанием или щипком, штриховыми
приемами. При этом нижние струны издают
бурдонный звук, верхняя струна –
мелодическая.
У современного инструмента, как и у старинного, корпус грушевидный или овально-плоский, деревянный. Нижняя дека инструмента склеена из
отдельных гнутых клепок, верхняя дека плоская, снабжена
резонансным отверстием в виде полумесяца и подставкой
под струны. Длина думбыры – около 800 мм. Струны
жильные. Строй квартоквинтовый – ми, ля ми.
История думбыры
Древняя думбыра упоминается еще в
общетюркском эпосе «Коргут-ата».
По некоторым исследованиям, на территорию Башкирии этот инструмент проник из древней Ассирии через Закавказье, Среднюю Азию, Персию и Россию. Кое-где у юго-восточных башкир встречался еще трехструнный музыкальный инструмент думбыра, мало для них характерный и, по-видимому, заимствованный от казахов.
В легенде есть упоминание о корпусе думбыры, выполненного методом долбления: «В отчаянии Коркут выдолбил из дерева музыкальный
инструмент и заиграл, изливая свои мучительные
мысли и переживания».
В других легендах отмечено, что башкирская думбыра изготавливалась из плоского куска дерева. Есть и другие, достаточно многочисленные
упоминания о думбыре, которые дают основание полагать,
что какой-то традиционной, чисто национальной формы у
думбыры не было. Видимо, каждый мастер
изготавливал инструмент на
свой вкус и лад.
К концу ХІХ — началу XX века думбыра вышла из обихода. Это было связано с тем, что на протяжении XVII—XVIII веков сэсэны, будучи активными участниками и вдохновителями национально-освободительной борьбы, преследовались царскими властями и подвергались гонениям. Постепенно угасла традиция исполнения эпических сказаний, к началу XX века среди башкир стала популярной мандолина фабричного изготовления, которая стала использоваться частично вместо думбыры, а затем — трёхструнная домра альт.
Мастер изготовления башкирской думбыры − Байбулдин Илгам Ханнанович
Реконструкцию башкирской думбыры в 1980-х годах, опираясь на письменные источники
и воспоминания старшего поколения, начал мастер Вакиль Шугаюпов. В 1992 году при Уфимском государственном институте искусств была организована экспериментальная мастерская по производству башкирской думбыры и кыл-кубыза. Современный
инструмент пережил некоторые видоизменения, в частности, гриф стал
изготавливаться с 19 врезными ладами, корпус часто делается не из
долблёного дерева, а склеивается. Думбыра применяется как
сольный и ансамблевый инструмент. Созданы также
оркестровые разновидности думбыры:
сопрано, альт, бас.
Несколько слов о названии
Есть много версий, из которых можно
отметить наиболее точную.
Практически все аналогичные названия, в том числе и русское "домра", происходят от арабского слова "танбур", что со времен Дервиш-Али в вольном переводе считается "...тан - сердце, бура - терзать". Все зависит от разного прочтения арабских знаков, где согласные свободно заменяются ("М"
на "Н", "Т" на "Д"), а гласные (кроме "А", "У" и "И") существуют
в виде огласовок. Отсюда и идут производные слова:
танбур - домбур - дунбура - думбра - домбра -
домр - домра и так далее.
Башкирский вариант имеет русское написание "думбыра", где "ы" часто опускается ("думб(ы)ра"),
а
"у" заменяется на "о" ("домб(ы)ра"), что продиктовано национальной грамматикой
и региональными диалектами.

Использованная литература:
1. Кубагушев А.М. Традиционные башкирские народные инструменты: Учебное пособие. - Уфа, 1997.
2. А. Кубагушев «Башкирские музыкальные инструменты»
3. С.И. Руденко «Башкиры» историко-этнографические очерки (стр. 264)
4. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. Изд.2-е и доп. – М.: М., 1975. – с. 80.
5. Фольклор народов РСФСР. – Уфа: 1982. - с 25.
6. Башкирские предания и легенды. – Уфа: Башкнигоиздат, 1985, с. 83.
7. Атанова Л.П. Роль народных музыкантов в сохранении и развитии традиционных черт башкирского музыкального фольклора // Народное творчество башкир. – Уфа: 1976.- с. 13.
8. Ахметжанова Н.В. Башкирская инструментальная музыка. Наследие. - Уфа: 1996.
9. Лебединский Л.Н. Башкирские народные песни и наигрыши. - М.: М., 1965.
10. Рахимов Р.Г. Фактура башкирской инструментальной монодии. Фольклорное исследование. - Уфа: 2001.
11. Рыбаков С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. - СПб, 1897.
12. Рахимов Р. Г. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование. 2-е изд., доп. — Уфа: изд-во БГПУ, 2010. — 188 с.
13. Рахимов Р. Г. Башкирские народные музыкальные инструменты: Учебное пос. для среднего проф. обр. по специализации № 031002 «Фольклорное творчество». — Уфа: Вагант, 2004.
14. Рахимов Р. Г. Башкирская думбыра. Фольклорный сборник. — Уфа: Узорица,1998. — 24 с.
15. Рахимов Р. Г. Башкирская думбыра. Прошлое, настоящее, будущее. — Уфа: Узорица, 2003. — 42 с.
16. Сулейманов Р. С. Башкорт думбыраhы.- Уфа: Китап, 1993.
17. Атанова Л.П. Роль народных музыкантов в сохранении и развитии традиционных черт башкирского музыкального фольклора // Народное творчество башкир. – Уфа: 1976.- с. 13.

© Газизов Р.Ф., автор-составитель лонгрида, 2019 г.