Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

Марийский традиционный праздник Дийын (Джиен)

У марийцев Башкортостана («восточных марийцев»)
этот праздник проводится в период между окончанием
весенне-полевых работ и началом сенокоса
и жатвы, последовательно по округам
(1–2 марийские деревни)
в течение 4–5 недель.

Как возник "Джиен"?
Он появился в празднично-обрядовом календаре марийцев Башкортостана под влиянием
башкир и татар, бытовал в разных марийских селениях Приуралья, а в настоящее
время существует только в Шаранском районе Башкортостана.
О понятии "Джиен"
Понятие Джиен / Йыйын у башкир и многих других тюркских народов, включая татар и казахов, означает собрание, на котором решались важные родоплеменные вопросы – войны и мира, маршруты определения границы кочевок, границы вотчинных земель, соблюдения норм обычного права и т. д.; это был орган самоуправления рода и племени. В завершение проводился народный праздник с приглашением и угощением гостей, играми и состязаниями. С присоединением Башкирии к Русскому государству началось ограничение функций Йыйына / Джиена, особенно после подавления башкирских восстаний XVII–XVIII вв. Согласно Указам царского правительства от 11 февраля 1736 г. было разрешено их проводить только один раз в год в присутствии представителей
властей. Запрещалось обсуждать вопросы военно-политического и экономического характера. На первое место выдвинулась развлекательная часть. После введения кантонной системы управления
в 1798 г. они вовсе были запрещены. Остался лишь народный праздник Йыйын / Джиен. Он проводился летом после сева до уборки урожая,
на поляне или на возвышенном месте. На праздник собирались жители родственных аулов с приглашением соседних деревень.
Организовывались спортивные состязания
(конные скачки, национальная борьба, стрельба из лука),
выступления исполнителей на музыкальных инструментах
и вокалистов. К празднику приурочивались ярмарки.
Для праздничной трапезы готовились
национальные блюда и напитки.
У марийцев Башкортостана праздник Дийын также проводился после сева до начала сенокоса и жатвы, сопровождался поочередным гостеванием жителей
разных деревень, народным гулянием. В крупных деревнях по очереди проводились ярмарки, длившиеся по 2–3 дня. Торговцы приезжали издалека на лошадях с большими
сундуками, наполненными одеждой, утварью. Посмотреть на товар приезжали и жители с соседних деревень.
На ночь торговцы оставались ночевать у местных жителей. В каждой деревне праздник обычно начинался в пятницу и заканчивался в воскресенье. В четверг гости заезжали, а в понедельник разъезжались.

Гостевание является характерной особенностью Дийына. Принимали гостей

не только из своей деревни, но и из других селений, прежде всего родственников, замужних дочерей со своим семейством. К поездке готовили наряды и угощения. После массового заезда в четверг гости отдыхали, утром в пятницу для них топили баню, а ближе к полудню устраивали званый обед с участием соседей. Затем пир плавно переходил к соседям.

Другой особенностью Дийына являются молодежные игрища.
Они включали в себя вождение хороводов на лугах, катание на подводах с песнями, гармонью. Катание проводилось по большому кругу, в середине которого проходили игрища. На игрищах широко практиковалось совместное хождение юношей с понравившимся им девушками. По рассказам информаторов, многие марийские семейные пары познакомились
в праздник Дийын.
Дийын раньше начинали отмечать
в д. Балчиклы Бакалинского района, переходя в селения Шаранского района. Сейчас – сразу в Шаранском районе.
Последовательность следующая:
1) Деревни Чикеево и Чупаево;
2) Акбарисово и Куртутелево;
3) Емметево и Сакты;
4) Тумбагушево и Енахметево.
В годы НЭПа марийский праздник Дийын на территории Шаранского района Республики Башкортостан официально назывался «Ленинский кооперативный праздник». По примеру других «красных»
праздников, традиционный
обряд использовался в интересах
советской власти, в данном случае для поддержки кооперативного
движения, развития товарообмена между деревнями. После Великой
Отечественной войны к празднику вернулось его первоначальное название. Но в память о советских временах в деревнях Акбарисово
и Куртутелево Дийын проводится
в Международный день кооперации.
Сведения о празднично-обрядовой культуре икско-сюньских марийцев
содержатся в работах исследователей середины и второй половины XIX в. –
В. Лоссиевского (1848), В. М. Черемшанского (1859), М. Колесникова (1897),
Л. Мендиярова (1894). Последний отмечал сильное влияние на быт и язык
местных марийцев этнических традиций тюркских народов, а также ислама
на религиозные обычаи и обряды марийцев деревень Чикеево, Акборисово и др.
Исследователи начала XX в. – финский
этнограф У. Хольмберг, российские авторы
М. Гумин и назвавшийся «Спутником» также уделили внимание тюркскому и мусульманскому влиянию на местных марийцев. В советские годы изучением восточных марийцев занимался Г. А. Сепеев, он в 1975 г. опубликовал монографию.
В монографии финского этнографа и демографа С. Лаллукки, написанной на английском языке, рассмотрены этнокультурные особенности восточных марийцев, в том числе икско-сюньских.
В 2000-х г. марийцы изучались в ходе комплексных коллективных и индивидуальных экспедиций. Их участники – Т. Л. Молотова и
Р. Р. Садиков подготовили серию статей.
В книге краеведа А.А. Асылбаева (2010) о
д. Чупаево Шаранского района содержатся ценные сведения о марийцах, в том числе
их праздниках и обрядах.
Летом 2016 г. состоялась международная научная экспедиция
к марийцам Шаранского и Бакалинского районов. Участники экспедиции –
Л. В. Ямурзина (Тартусский университет) и Р. Р. Садиков (Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева УФИЦ РАН). Некоторые материалы
Р. Р. Садикова опубликованы в монографии (2016).
НАШИ ДНИ
Сегодня Дийын представляет собой
молодежные гуляния на открытом воздухе, организуется торговля, проводятся дискотеки.
Гуляния начинаются в последнюю неделю июня и продолжаются 4–5 дней. Марийский Дийын
является примером взаимодействия культур в многоэтничной среде и формирования уникального
локального пласта культуры. Праздник, изначально появившийся у башкир, новую жизнь получил
у марийцев Башкортостана. Название праздника перенято от башкир и татар с небольшими
изменениями. Праздник выполняет этноконсолидационную роль, способствует
сохранению марийских обычаев, языка, фольклора.
Икско-сюньские марийцы в большинстве сохраняют языческие верования. Часть икско-сюньских марийцев сменила этническую идентичность на башкирскую или татарскую. Марийцы Шаранского района не только сохраняют, но и возрождают традиционную религию.
От других групп марийцев они отличаются особенно сильным влиянием башкир и татар. Наблюдаются заимствования в языке (отсюда термин Дийын), народной одежде, обычаях. Празднично-обрядовый календарь включает и языческие, и православные, и мусульманские праздники: Великий день, Сабантуй, Курбан, Семик, Рождество, Масленица и др.
Восточные марийцы – территориальная смешанная внутриэтническая этнографическая группа, сложившаяся в XVI–XVIII вв. на основе переселенцев в основном луговых, отчасти горных марийцев. Относятся к числу финно-угорских народов. Марийцы Шаранского района относятся к икско-сюньской группе (в бассейне рек Ика и Сюни в Приуралье) восточных марийцев. В эту группу входят также марийцы Бакалинского, Илишевского, Чекмагушевского и Белебеевского районов Башкортостана, Актанышского, Мензелинского, Муслюмовского районов Татарстана. Наиболее многочисленны марийцы в Шаранском районе Башкортостана, где сохранилось более десятка марийских селений.

Источник изображения
До революции 1917 г. марийцы назывались черемисами. Башкиры их называли сирмеш. Самоназвание мари, марий. Икско-сюньские марийцы называли себя «белебей мари» в связи с вхождением в прошлом в Бебелеевский уезд
Уфимской губернии, в настоящее время дифференцируют
по району расселения – «шаранские мари».
Источник материала:
1) Информант: Галиева Фарида Габдулхаевна, доктор филологических наук, кандидат исторических наук.
2) Lallukka S. From fugitive peasants to diaspora. Helsinki, 2003. 474 p.
3) Асылбаев А.А. История деревни Чулаево. Туймазы, 2010.
4) Гумин М. О черемисах-язычниках деревни Баймурзиной Семено-макаровской волости Белебеевского уезда // Уфимские епархиальные ведомости. 1915. № 13.
5) Ерусланов П. Краткий отчет о поездке к черемисам Уфимской губернии летом 1896 г. // Этнографическое обозрение. 1896, № 2–3.
6) Колесников М. Черемисы-язычники в Белебеевском уезде // Уфимские губернские ведомости. 1897. № 87, 89, 90, 91.
7) Лоссиевский В. Быт и праздники черемис Оренбургской губернии // Оренбургские губернские ведомости. 1848. № 41, 42.
8) Марийцы. Историко-этнографические очерки. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005.
9) Мендияров Л. О черемисах Уфимской губернии // Этнографическое обозрение. 1894. №с 3.
10) Молотова Т.Л. Межэтнические контакты марийцев в Башкирии / «Мы и как удмурты, и как чуваши...» Взаимная социально-культурная адаптация в этнически смешанных селениях. М.: РУДН, 2007.
11) Мурзабулатов М.В. Финно-угорские народы Башкортостана. Уфа: Гилем, 2010.
12) Народы Среднего Поволжья и Приуралья. Ч. 1. Финно-угорские народы. Каталог-указатель этнографических коллекций. Л.: ГМЭ СССР, 1990.
13) Путешествия к удмуртам и марийцам. Письма Уно Хольмберга 1911 и 1913 гг. (Matkat udmurttien ja marien luo. Uno Holmbergin kirjeita vuosilta 1911 ja 1913) / под редакцией С. Лаллукки, Т.Г. Миннияхметовой, Р.Р. Садикова. Серия «Финляндия в России». СПб.: Европейский дом, 2014.
14) Садиков Р.Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография). Уфа: ООО «Первая типография, 2016.
15) Сепеев Г. А. Восточные марийцы: историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX – начало XX в.). – Йошкар-Ола, 1975.
16) Спутник. К посещению Епископом Андреем черемис-язычников // Уфимские епархиальные ведомости. 1915. № 8–9.
17) Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859.
18) Шитова С.Н. Марийцы // Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. Уфа, 2002.
19) Ягафова Е.А., Данилко Е.С., Корнишина Г.А., Молотова Т.Л., Садиков Р.Р. Этноконфессиональные меньшинства народов Урало-Поволжья. Самара. 2010.
© Газизов Р.Ф., составитель лонгрида, 2020