Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Танцы верховых чувашей Башкортостана
По языковым и культурным особенностям чуваши делятся
на две этнографические группы:
верховые
(вирьял, живущие выше по Волге)
низовые
(анатри, живущие ниже по Волге)
Они говорят на разных диалектах чувашского языка и в прошлом заметно различались по бытовому укладу и материальной культуре.

В настоящее время эти различия сохраняются, главным образом, в женской одежде и в особенностях говора.

По одежде и некоторым особенностям культуры верховые чуваши близки к горным марийцам, низовые — к татарам.

Небольшая переходная группа известна под названием анат енчи — средненизовые.
Из истории
Чуваши являются одним из крупных тюркоязычных народов России.
Основной район расселения — территория нынешней Чувашской республики.

В 1989 году в СССР чувашей было около 2 млн человек. В настоящее время в Чувашии проживают 906 тысяч чувашей.

За пределами республики чуваши расселены в Татарстане, Башкортостане, Самарской, Ульяновской областях и других регионах.

Абсолютное большинство за пределами республики являются потомками переселенцев, которые в силу разных причин и в разное время оставили свою этническую родину.

На рубеже XV‒XVI вв. в процессе этнокультурной консолидации верховых и низовых чувашей завершилось формирование чувашской народности.
Чувашский хоровод. Фрагмент сельского фольклорного праздника (Федоровский район, с. Новоселка, 1987 г.) Фотоархив ЦЭИ УНЦ РАН
Переселение чувашей с их исторической родины началось после присоединения Чувашии к Русскому государству в 1551 году.

По социальному составу большинство чувашских крестьян принадлежало к разряду ясачных, а с XVIII века — государственных и удельных крестьян.

В 1920 году чуваши получили свою государственность ‒ Чувашскую автономную область, которая с 1925 году преобразована в Чувашскую АССР, в 1990 году — Чувашскую ССР, в 1992 году ‒ Чувашскую республику.
Верховые чуваши
в Башкирии

Нынешние верховые чуваши в Башкортостане являются потомками сравнительно поздних переселенцев.
Они появились здесь во второй половине XIX‒начале XX века, в настоящее время проживают в таких селениях, как Ахметка, Новозириково, Антоновка ‒ в Гафурийском, Косяковка ‒ в Стерлитамакском, Никитинка ‒ в Туймазинском, Новомихайловка, Павловка ‒ в Куюргазинском районах.

Чуваши этих селений и сейчас сохранили некоторые особенности верхового диалекта (оканье), в материальной культуре ‒ типично верховые по покрою белые женские платья, и отчасти в духовной культуре ‒ песнях, обычаях и обрядах.
Девушка верховой группы (вирьял) в национальном одеянии (Стерлитамакский район, д. Косяковка, 1987 г.) Фотоархив ЦЭИ УНЦ РАН
Вирьялов нередко называют «белыми» чувашами, что связано с традицией верховых чувашей носить одежду исключительно из белого холста и ткани.

Обязательноым элементом женского костюма является передник или фартук. Передник отделывали вышивкой, кружевом, оборками, горизонтальными или волнообразными нашивками.
Яркӑч ‒ поясная подвеска
Хӳре ‒ пояс из тесьмы с шерстяными и шелковыми кистями
Талию обязательно подпоясывали. В Косяковке повязывают два пояса. Сначала яркӑч (с подвязками, парное количество ‒ четыре или шесть, их украшают бисером, бусами, пуговицами). Поверх повязывают хӳре из широкой тесьмы (раньше ткали сами), а на кончик пришивали помпоны из шерстяной нити. Концы пояса завязывались сбоку и спускались вниз многочисленными кистями.
«У чувашей не подпоясанный считался не полностью одетым. Яркӑч считался украшением, а хӳре выступал в роли оберега», ‒ рассказала учительница чувашского языка Косяковской средней школы Татьяна Васильева.
Головным убором девушек и замужних женщин являлись льняные, ситцевые, сатиновые и шерстяные платки. В теплое время года носили сурпан – длинный полотенцеобразный убор из тонкого холста или ткани с вышитыми и обшитыми тесьмой и кружевами концами.

Им обертывали голову, а украшенные подзоры (концовки) спускали на спину.

В настоящее время верховые чуваши надевают костюмы на праздники. Один из самых любимых праздников – Сурхури.
Верховые чуваши села Косяковка Республики Башкортостан
Сурхури – праздник, дарующий благополучие
Сурхури — старинный чувашский праздник зимнего цикла, отмечаемый в период зимнего солнцестояния.
Сурхури обычно празднуется в течение одной недели. После принятия христианства этот праздник совпал с христианским Рождеством и продолжается до Крещения.

В Башкирии единственным селом, где до сих пор поддерживаются ночные танцы на празднике Сурхури, является село Косяковка Стерлитамакского района.

Считается, что этот танцевальный обряд обеспечивал хозяйственное и личное благополучие на новый наступивший год.

Первый день Сурхури совпадал с русским Рождеством. Это праздник, когда молодежь собирается в арендованном доме и танцует Сурхури от заката до рассвета три дня подряд (7, 8, 9 января), а затем 14 и 19 января.

Так же нанимают за деньги гармониста, играющего своеобразную мелодию для Сурхури.

По традиции деньги на расходы вносят пары, которые танцуют обрядовый танец.
В прошлом перед праздником молодежь собирала по дворам хмель, солод, дрова для того, чтобы варить сăра (пиво), которым угощали на Сурхури.

Праздник начинался с молитвы.

После садились за стол, угощали друг друга, а затем, после благословения старцев, начинался Сурхури.

Четыре молодые пары в национальных одеждах: девушки – в белых холщовых платьях с вышивкой и кружевами, с нагрудными и поясными украшениями, в белых вышитых фартуках, на голове платок; парни – в белых вышитых рубашках и черных брюках ‒ начинают плясать.
Заход, так называемый «чижик», состоит из двенадцати движений: «Саккăр», «Ҫурăмпа ҫурăм», «Хулпахул», «Улшăнмалли», «Кăркайăк», «Ҫил вӗртерни», «Шывюхтарни», «Вир аштармалли», «Казачка», «Карта», «Ал тăратсачупни» и «Кӗпер».

И так, «чижик» за «чижиком», до утра. Танцоры чередуются: один «чижик» танцуют одни, следующий – другие.
«Обычно на Сурхури всегда было очень много зрителей: взрослые приглядывают себе невесток, парни из соседних деревень примечают себе будущих жен. Среди чувашей есть примета: споткнулся во время обрядового танца ‒ свадьбы не избежать», ‒ вспоминает библиотекарь Косяковской библиотеки Светлана Привалова.
Праздник Сурхури в селе Косяковка Стерлитамакского р-на РБ
В наши дни одна из хранителей традиций проведения праздника Сурхури – жительница села Косяковка 81-летняя Мария Яковлева.
«Я танцую уже 75 лет! Девочкой была – бегала смотреть, а потом и сама встала в пару. Обычно для Сурхури выбирают один дом для вечера, там наводят порядок и чистоту. Сейчас найти дом такой сложнее, хозяйки не сдают свои дома, но, тем не менее, каждый год этот обряд мы проводим», ‒ рассказывает Мария Яковлева.
По ее словам, подобные танцевальные ритуалы к праздникам больше нигде не проводятся. Исключение, пожалуй, составляет село Антоновка Гафурийского района, где проходили такие праздники, но там танцевали кадриль.
Жизнь в танце молодых
После заката в день, когда празднуют Сурхури,
в дом первыми приходят молодые. Танцевать могут только неженатые парни и незамужние девушки.
«Затем подтягиваются, завершив домашние дела, старшие: родители, дедушки, бабушки, соседи. Обычно собирается полный дом людей, так, что даже места не хватает. Раньше девочки, которые будут танцевать, должны были принести в ведре собственноручно сваренное пиво, но сейчас эта традиция уже отошла», ‒ рассказывает Мария Яковлева.

Специально нанятый гармонист играет осовремененные плясовые мелодии: «Сильдиянка», «Казачок», «Подгорный». И так заход за заходом, без остановки – до рассвета.

Смотреть на танцующих приходят и маленькие дети, из года в год наблюдая за движениями, запоминают. А когда приходит время, встают в пару и танцуют.
Для праздника Сурхури Мария Яковлева приготовила танцующим костюмы – она вышивает элементы чувашского орнамента, вяжет. Так у каждого, кто танцевал Сурхури в Косяковке, есть костюм, вышитый ее руками.
‒ Увлеклась вышивкой в 1995 году, как вышла на пенсию. По всей деревне у стариков собирала узоры, а сейчас делаю заготовки – вышиваю, и отношу швее, ‒ говорит мастерица.
Мария Яковлева с 1995 года готовит костюмы для участников танцевального праздника «Сурхури»
Мария Яковлева рассказывает, что, несмотря на обилие возможностей развлечься, местная современная молодежь ожидает Рождество и предстоящую танцевальную ночь.

Незадолго до праздника односельчане начинают искать костюмы, собираться, планировать, готовиться.
«Этот праздник нас объединяет, сближает. Сурхури ‒ это наш оберег. Обрядовый танец исполняется ради благополучия в наступившем году, поэтому каждый из нас заинтересован
в сохранении этой традиции», ‒ сказала учительница чувашского языка Татьяна Васильева.

«Не танцевать грешно: во время войны однажды не танцевали, пропустили один год. Наверное, были причины, тяжело в тылу, голодно, не до веселья. Так в тот год умерло много молодых», ‒ вспоминает Мария Яковлева.

С тех пор в деревне от обычая не отступают.

Литература:

1. Народы Башкортостана: энциклопедия. ‒ Гл. ред. Ф. Г. Хисамитдинова. Уфа: Башк. энциклопедия., 2014.

Информация о празднике предоставлена библиотекарем Косяковской библиотеки Светланой Приваловой.

Фотографии предоставлены Светланой Приваловой.

Видео:

Радик Кильмаматов
«Верховые чуваши села Косяковка Республики Башкортостан»

UTV. Новости Уфы и Башкирии «Край родной. Чувашское Рождество - Сурхури»
© Валеева Р. Т., автор-составитель, 2021