Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

СИТЕК

ТРАДИЦИОННАЯ БАШКИРСКАЯ ОБУВЬ
Повсеместно встречавшейся с конца XIX века обувью были мягкие сафьяновые сапоги (ситек) без подметки.

Женские сапожки, в отличие от мужских, были сшиты из разноцветных лоскутков сафьяна, расположенных в виде красивых узоров. Носили ситек всегда с мелкими туфлями (кибес) без задников.
Этнограф, исследователь С. И. Руденко в начале XX века так описывал сапоги-ситек:

«Башкирские сапожники в XIX веке и ранее шили сапожки ситек из тонкой козьей кожи (сафьяна, шевро)».
СИТЕК, в башкирском костюме традиционная мягкая обувь из сафьяна с подошвой из выворотной кожи и высокими голенищами. Бытовали мужские и женские. Мужские были черные или коричневые, женские чаще цветные (зеленые, желтые, красные). Женские сапожки украшались узорной строчкой, аппликацией из кожи, нередко в сочетании с контурной вышивкой.

Изготавливались в основном в Казанской и Оренбургской губерниях, также встречались завезенные из Средней Азии. Со второй половины XIX века в Башкортостане получил распространение ситек с мозаичным узором, покрывающим всю поверхность голенищ (казанские), и подпяточником.

Являлись повседневной и праздничной обувью, которую носили преимущественно пожилые люди. Выходя из дома, на ситек надевали кожаные или резиновые калоши, ката (ҡата). Подобная обувь была распространена у ряда кочевых народов Средней Азии и на Кавказе.
В книге С. Н. Шитовой «Башкирский костюм» отмечается, что у целого ряда кочевников, особенно кыпчакского происхождения, ситек существовал искони. Большой популярностью в западной и северной части Башкортостана пользовались казанские ситек с богато орнаментированными голенищами.

Вместе с тем у ряда тюркских народов (киргизов, ногайцев, западносибирских татар и башкир) раньше были свои разновидности мягких сапог. В ряду кочевничьей обуви ситек-ичиги представляются кожаными чулками. Не случайно повсюду их носили с дополнительной обувью на твердой подошве — кожаными калошами или башмаками.
Главная обувь кочевника
Самая главная обувь для кочевника — это сапоги, а первыми из всего ряда обуви были сапоги-ситек. Пешим строем башкиры не ходили, а когда доводилось передвигаться на значительные расстояния – ехали верхом. Этим было оправдано наличие мягкой обуви.

Ситек шились без каблука, не различались правый или левый. Шились на одной колодке и в процессе носки разнашивались. Их носили в помещении, а при выходе на улицу на них надевались «ҡата»/«ҡатабаш» – кожаные
башмаки.

Юлай Галиуллин, реконструктор башкирского войска, победитель Международного конкурса мастеров башкирского национального костюма «Тамға»
Самая главная обувь для кочевника — ситек
Отрывок из видео "Обувь кочевника", Юлай Галиуллин, реконструктор башкирского войска
СИТЕК ИЗ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Самая главная обувь для кочевника - ситек
Отрывок из видео "Обувь кочевника", Юлай Галиуллин, реконструктор башкирского войска
Ситек из тонкой кожи
(как чулки)
Шились и особые виды ситек – из более тонкого материала. Их надевали не в ҡатабаш, а в сапог. При входе в помещение – в юрту или дом – грубые сапоги оставляли снаружи, а внутри ходили в ситек. Эти же тонкие сафьяновые ситек зимой надевались с валенками-быйма.

Можно назвать их кожаными носками, чулками, но с ними надевались и вязаные носки – ойоҡбаш, и портянки – силғау. Поэтому корректнее будет сказать, что надевалось две пары обуви.

Такая обувь была очень практичной, в ней можно было ходить до заморозков, а с наступлением морозов они уже использовались с валенками.

Особенность ситек в том, что кожа, как используемый материал, был сам очень практичным. Ноги в ситек дышат и в то же время находятся в тепле, что немаловажно при длительных переходах в седле.

Материал сам по себе тоже износостойкий, что особо ценилось кочевой культурой, а при необходимости можно было его и навощить, чтобы обувь была влагостойкой. Этой технологией башкиры тоже вполне владели.

Юлай Галиуллин, реконструктор башкирского войска, победитель Международного конкурса мастеров башкирского национального костюма «Тамға»
Женские ситек, Давлекановский район, 1969
Территория, на которой в последние века обитали башкиры, была обширной. Аулы и кочевья простирались от Волги до Тобола, от Камы до Илека. Такая растянутость способствовала разобщенности населения, длительному сохранению этнических (племенных, родовых, локальных) различий в культуре.

Мягкие сапожки – ситек – были известны во многих башкирских аулах. Эта обувь несла в себе элемент престижности: ее носили пожилые люди (чаще мужчины) из зажиточных семей.

Для башкирских сапог были характерны широкий носок, относительно прямое по всей длине, слегка приподнятое уступом на колене голенище. Шов располагался сзади. Обувь шили по одной колодке, одинаковую для обеих ног. Высота сапога доходила до колена. Носок сапога кроился отдельно, иногда он заходил на голенище спереди мыском. Задник в некоторых случаях вырезался вместе с голенищем.

Мужские сапожки обычно были черными, женские — цветными: красными, зелеными, коричневыми.

Встречались нарядные женские ичиги, украшенные кожаной мозаикой, цветной строчкой, контурной вышивкой.

Иногда узор покрывал всю поверхность сапога.


Авторы конца ХVIII и ХIХ веков свидетельствуют о выделке в хозяйствах, занимавшихся скотоводством, лошадиной кожи для сапог; сообщается, что шили их размягченными коровьими или конскими «жилами». В старину также делали сапоги из обработанной копчением кожи.

Праздничные сапоги шили из черной или подкрашенной кожи, с мягкими голенищами. На низ шла воловья или конская кожа, верхнюю часть делали из козьей или телячьей кожи.

Как отмечали свидетели той поры, держать ноги в тепле в любое время года — было неукоснительным правилом, поддерживавшимся и мусульманским запретом обнажать тело.

В далеком прошлом ситек считались роскошью. В той или иной форме мягкие сапожки надолго сохранились в быту кочевых племен тюркского происхождения. Для них использовались козья или овечья кожа мягкой выработки.

Существовали и более простые варианты сапог: из менее качественного материала, однотонные. Известно, что у башкир-юрматынцев, заселявших берега Демы, встречались ситек-ичиги с суконным верхом.
Загадка о ситек:
Лығырлама, шығырлама кейеремде кейермен.
С шумом да скрипом на ноги надену.
Ситек в детских загадках
Ҡаҡ-ҡаҡ, — тиер, -ҡаҡ, — тиер,
Ниҙер ҡағырға ҡушыр.
Үҙе ҡанат ҡағып ҡына
Һыу буйында булашыр.
Күл, йылғала табыр наҙ
Ҡыҙыл ситектәрен кейгән … . /ҡаҙ/

Ҡыҙыл ситектәрен кейгән
Күк күлдәкле ҡыҙ килгән.
Күк күлдәк, ҡыҙыл ситекле
Әйтегеҙсе, кем икән? /күгәрсен/

Бәләкәй генә көпшәлә
Уйылғандар тишектәр.
Моңло тауыш сығарһа,
Бейеп китә ситектәр. /ҡурай/




Га да га, га-га-га,
Словно бурная вода
Бьет крылом он гогоча,
Речке-озерцу он рад,
На ногах его ситек
Алым пламенем горят... /гусь/

Алые ситек на ножках
У девочки-соседки,
Сизо платьице на ней
Кто это? Ответь скорей! /голубь/

В маленькой камышинке
Просверлены дырочки,
Как он только запоет
Ситек сами в пляс идут. /курай/
Автор: Гульсина Юсупова
Источники:
1. Руденко С.И. Башкиры : опыт этнологической монографии - Петроград, 1916 (Записки императорского русского географического общества. По отделению этнографии); Т. 43.
2. Руденко С.И. Башкиры - СПб,1925
3. Черных А.В. Традиционный костюм народов Пермского края - СПб, 2017
4. Шитова С.Н. «Башкирская национальная одежда» - Уфа, 1995
5. Хозяйство и культура башкир в XIX — нач. — XX в.- М.: Наука,- 1972
6. Журнал "Куклы в народных костюмах. Башкирский праздничный костюм" №19 - М. Де Агостини, 2012

Фото из коллекции:
1. Национального музея Республики Башкортостан
2. Хайбуллинского историко-краеведческого музея
3. Историко- краеведческого музея МКОУ «Новобуринская СОШ» с.Новобурино Кунашакского муниципального района Челябинской области



"Ситек" из материалов Башкирской энциклопедии

Ю. Галиуллин "Одежда кочевника" Цикл популярных онлайн-лекций по реконструкции

Видео, фото:
Газиз Юсупов