Основной сюжетной линией эпоса является похищение девушки (Мактымхылу, в большинстве вариантов – имя девушки не называется) по просьбе эпического героя (Байулы, сын Кушлака; Аблай) его конем – Кара-юргой. Практически во всех вариантах эпоса девушку похищает именно конь. В варианте С. Г. Рыбакова девушка сама сбегает из дома на Кара-юрге. В некоторых вариантах конь отправляется за девушкой в другое кочевье, где поджидает ее, затем похищает и привозит к Байулы (Аблаю).
Давным-давно, говорится в сказании, в долинах реки Сакмар жил охотник Кусярбай со своим сыном Аблаем. Единственная их кобыла ожеребилась. Аблай с первых дней ухаживал за жеребенком. Прошли годы. Аблай прославился своей красотой, меткостью в стрельбе из лука, а жеребенок стал тулпаром-иноходцем Кара-юргой. Однажды джигит сел на Кара-юргу, выехал осматривать «земли и воды» и оказался в кочевье Масим-хана. Увидев красавицу Мактымхылу, дочь Масим-хана, влюбился, но зная о том, что ему нечего отдать за калым, не сказал девушке о своих чувствах.
В каждом варианте конь выступает как активная действующая сила, как помощник героя. Именно Кара-юрга доставляет Аблаю Мактымхылу. Несмотря на небольшие различия, эта деталь сюжета устойчиво повторяется во всех вариантах сказания. Аблай воспевает хвалу иноходцу*:
«О, мой Кара-юрга,
Мой Кара-юрга!
В косматую гриву твою
Вплету серебро, иноходец мой,
Цокающие копыта твои
Подкую, иноходец мой.
Красавицу, что сидит на тебе,
Опусти на землю, иноходец мой,
Опусти на землю, иноходец мой!»
В эпосе есть разные варианты песни джигита: он обращается к своему коню, когда просит похитить девушку или воспевает иноходца, чтобы он опустил на землю его возлюбленную.
* Источник: Галин С. Народной мудрости источник: толковый словарь башкирского фольклора. Уфа, 2007. С. 148.