Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Башкирская народная историческая песня

«Бииш» («Бейеш»)


ОЗОН-КЮЙ

О беглых поется во многих песнях.
Обычно это скрывающийся от властей в горах и лесах бунтарь, сбежавший
из тюрьмы, сидевший за вольнодумие и выступление против существующего общественного порядка.

В лице смелых и отчаянных беглых простые люди видели своих защитников от притеснения властей. Среди них был и Бииш Ишкинин.
В песне народ создал образ, напоминающий
по крепости духа и необычной силе
эпического батыра.
По одной из версий,
в песне описывается батыр Бииш, который был «бунтарем» и скрывался от преследования властей.
Жил он в деревне Кускарово (ныне Абзелиловский
район), расположенной на реке Большой Кизил.
Там же проживали его отец Ишкиня Давлеткулов
и братья Абдулбакый, Сибай, Ишьяр, Аралбай.
Согласно легенде, ближе к середине XIX века
башкиры были переведены из гражданского
в военное сословие. Они принимали участие
в войнах и походах России, занимались несением государственных и губернских земских повинностей.
Не желая нести тяжесть военной повинности,
башкиры оставляли место службы. Бииш со своими соратниками и были такими беглыми солдатами.
Для их поимки формировались отряды, но Бииш с товарищами Абубакиром Абдаковым, Кунакбаем Абдрахимовым, Рахматуллой Бараковым, Курманом Ильбаковым, Кутлушой Мурзагуловым были неуловимыми в течение 10 лет – с 1838 по 1848 годы. Из рапортов кантонного начальника Хасана Биишева из деревни Хасаново (ныне Баймакский район) и командующего Башкиро-мишарским войском Станислава Тимофеевича Циолковского губернатору Перовскому видно, что Бииш действовал в горах и лесах Бурзянской, Тамьянской волостей, в районе Кагинского и Авзяно-Петровских заводов Верхнеуральского уезда.
В 1848 году отряд Скорятинова напал на след Бииша и после нескольких стычек Бииш и его сторонники попали в плен. За поимку Бииша исправник Скорятинов был награжден орденом Святого Владимира IV степени.

Много легенд было
сложено о Биише.
В рукописных материалах Гаты Сулейманова есть версия, рассказанная
Каримом Дияровым со слов жителя
села Басай Баймакского района Мухуй-бабая.
В давние времена родители Бииша, как и многие другие бедняки, батрачили на одну состоятельную семью, присматривали за скотиной.
Бииш был единственным ребенком в семье и, до совершеннолетия, тоже помогал родителям. Но видя плохое и угнетающее отношение со стороны хозяев, не желая терпеть дальше унижения, подается в бега. В отместку за
это отец Бииша был сослан в Сибирь, а сын начал мстить за отца, занимаясь воровством, уводя скотину и унося хозяйственную утварь у богатеев. Тем он и прославился в своих краях.
Как-то в базарный день один русский, пышущий здоровьем мужик,
во всеуслышание заявил, что попадись ему конокрад Бииш, он бы его
без сожаления задушил. Биишу это донесли, и он тайком дождался,
когда тот выедет за деревню.
Догнав его тарантас на гужевой повозке, он заводит разговор,
спрашивая, что бы он сделал, если тот самый Бииш вдруг появится
перед ним. Мужик, долго не думая, ответил, что побил бы его и сдал властям. Тогда Бииш перевернул тарантас вместе с ним и сказал, вот он – я, попробуй. Избив мужика, он впрягает его вместо лошади в его же тарантас и отправляет обратно в деревню. Тот обо всем рассказывает в деревне, и за Биишем устраивают погоню.
Один из догнавших вступает с ним в схватку, но был побит. Видя это,
другие, из-за трусости, разворачиваются и прекращают преследование. Отбившись от погони, ближе к вечеру Бииш останавливается возле одной деревни и заходит в крайний дом. Просит хозяев покормить его.
Хозяйка уходит готовить чай, а хозяин уж больно присматривается к Биишу, видно узнав его. В углу комнаты Бииш видит несколько булав и спрашивает, зачем они нужны ему, на что тот ответил, что держит их для подрастающих сыновей. Испив чаю, Бииш держит путь к своей ночлежке и замечает,
что за ним незаметно следует тот старик на лошади.
Автор портета: Р. Атауллин. Источник изображения: ye02.ru
Достигнув ночевки, ложится и делает вид,
что заснул.

Он ждет, что будет дальше.
Через некоторое время старик, подкравшись, набрасывается
на Бииша с булавой, но промахивается. Бииш успевает выхватить булаву, но старик достает запасную и снова накидывается на жертву.
В этой схватке Биишу пришлось убить старика.
На следующий день он
вновь наведывается в тот дом
и рассказывает, чем промышлял
их глава семейства, указывает место, где забрать тело, и оставляет мешок золота,
чтобы семья не нуждалась в дальнейшем.
Вскоре у Бииша появляется напарник, русский парень Синцов, который работал на Кананикольском заводе
и из-за невыносимых условий убил заводчика и бежал. Вместе они уже шли на более дерзкие грабежи заводов и церквей.
Оба, обладая недюжинной силой, умудрялись воровать лошадей с повозками прямо из закрытых сараев, имели дюжины ключей для вскрытия замков. Но союз их продлился недолго. Синцов положил глаз на богатые сбережения товарища и задумал избавиться от Бииша. Ночью, взяв в руки лом, он накинулся на него, но Бииш оказался проворней
и успел зарубить его топором. Похоронив бывшего друга, Бииш продолжал скитаться один.
Ему становилось труднее вести
такой образ жизни, сказывался возраст.
Если летом с ночевками проблем не возникало,
то зимой уже было тяжело найти
удобный ночлег.
С такими мыслями он напевал:
Из белого зайца шубу сшил я,
Наружную сторону ее чем отделаю?
Лето здесь, ай, пролетовал,
Зиму где зимовать буду?

Вскачь, вскачь кто-то едет
Из-за хребта кружным путем.
Не видели меня, ай, глазами,
Только говорят осуждающими словами.
Сивую лошадь запряг, ай, в оглобли,
Остальные остались в загоне,
То правая, то левая бровь дергается,
Что же будет завтра?

Вдоль Ирендыка, ай, синие камни,
Кому только не прибежище эти камни.
Страха не зная, мы смело ходили,
Что увидят, то увидят эти головы.
Перевод А. Хусаинова
Действительно, как только наступила зима,
его выследили и схватили в пещере, где он остановился на зимовку. Бииш был осужден и сослан в Сибирь, на каторгу. Оттуда он обратно не вернулся.
Источник изображения: ye02.ru
Песня «Бииш» впервые была записана А. С. Ключаревым в 1933 году со слов жителя деревни Темясово Баймакского района БАССР А. Каримова. Впервые опубликована в сборнике «Башҡорт халыҡ йырҙары».

Разные варианты песни записывались
Ф. Х. Камаевым, Л. Н. Лебединским,
К. Ю. Рахимовым;
инструментальные варианты –
С. Т. Рыбаковым и опубликованы в его книге «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта».

Мавлетбай Сулейманович Гайнетдинов
Башкирский эстрадный певец, артист. Народный артист Башкортостана, заслуженный артист БАССР.
Венер Камалов - народный артист Республики Башкортостан. Источник видео: Канал "Башкирская эстрада".
Литература:

1. Сулейманов Г. З. Истории народных песен. – Уфа, 1947.
2. Дияров К. М. Сал Уралдын мондары. – Уфа, 1988.
3. Бииш: [Электронный ресурс] //Материал из Википедии — свободной энциклопедии. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Бииш.
4. Кубагушев А. М. Музыкально – поэтическое наследие башкирского народа. Песенное творчество. — Уфа, 2019.