С вырубкой лесов бортей у башкир становилось все меньше и меньше, и им пришлось начать устраивать ульи-колоды (умарта). Хотя, судя по имеющимся документам, башкиры начали «пчел заводить» еще в первой четверти XVIII века, к пасечному хозяйству они перешли не сразу. Долгое время ульи-колоды, укрепленные на деревьях, заменяли борти. Еще в начале XX века в Прикамье и по р. Белой башкиры ставили в лесах навощенные ульи, привязанные к деревьям.
Развешивание ульев в лесу на деревьях первоначально имело такой же характер, что и бортничество. Ни наблюдения за размещенными в лесу ульями, ни ухода за пчелами, ни огребания роев еще не было. Между тем, возможность сконцентрировать большое количество ульев на деревьях на сравнительно небольшом участке позволяла оберегать их от хищения меда, и это было переходной формой к устройству настоящих пасек (утар, умарталык), где ульи стояли уже на земле. Для устройства пасек обычно выбиралась в лесу поляна, защищенная со стороны господствующих ветров, или займище, или, наконец, небольшой перелесок. Пчелы помещались в ульях-колодах, расставленных на выбранном месте на особых подставках (камнях – умарта аҫты ташы – или обрубках дерева) и привязанных или к дереву, или к забитому в землю колу.
Высота ульев была от 1,5 до 2 м, диаметр от 70 см до 1 м. Длинная щель посредине улья закрывалась двумя брусками (капкак), расположенными один над другим и закрепленными в улье особыми деревянными колышками (сөй). Вверху у улья проделывалось ушко (колак), за которое он привязывался к дереву или колу. Внутри улья накрест укреплялись две или три палочки (рәтә или тагарау) для поддержания сотов (балауыҙ). В верхнем отделении помещались еще особые грабельки (тырма), также для поддержания сотов.
Улей покрывался сверху берестой, на которую клался какой-либо груз, чаще камень. Сбоку, вблизи квадратного отверстия (кейә) для входа в улей пчел, куда вставлялся длинный клин (кейә калагы), настолько длинный, что один конец его касался внутренней стенки, а другой выступал наружу, привязывалась щеточка из хвороста.
На пасеках башкиры редко строили шалаши и балаганы, чаще избушки, в которых жили сторожа и хранились все необходимые для пчеловодства принадлежности. Пасеки всегда огораживались изгородями, на которых были насажены конские черепа (ат башы) от сглаза (күҙ тейеү), черепа клались также на отдельные ульи, развешивались на деревьях.
«Бортей в Башкирии – бездна. Если взять для примера деревню душ во сто, где-нибудь в лесном месте, особенно по реке Инзерю, то бедно-бедно надо положить в ней до 1.000, а не то и до 2.000 бортей в соседних лесах. А улья – сами по себе: их ставят до́ма, на огородах, или где-нибудь около деревни», – пишет П. И. Небольсин.
Устройство и содержание особых пасек всегда сопряжено с известными расходами. Поэтому башкиры, у которых ульев было немного, держали их в огородах, в садиках возле дома или просто во дворе. Последнее наблюдалось во всем Башкортостане, преимущественно в деревнях, расположенных вблизи чистых ручьев.
«Колоды горно-лесных башкир, как и их борти, имели отдельный леток. Всюду колоды по изготовлению и обустройству повторяли борть. Да иначе и быть не могло: делали их одни и те же люди, тем же инструментом. Разница была лишь во внешнем, если можно так сказать, оформлении. Колоды имели ушки для удобства подвешивания на деревьях или переноса их с места на место. А ушки эти было удобнее делать, если верх колоды приходился к комлю дерева. У борти же, наоборот, потолок ближе к вершине дерева, а низ – к комлю», – пишет Р. Ш. Вахитов.
Пасечное (колодное) содержание пчел способствовало интенсивному развитию отрасли. Секретарь Уфимского статистического комитета Н. А. Гурвич писал в конце XIX века о состоянии пчеловодства в крае: «Пчеловодство в Уфимской губернии ведется в пасечное, огородное и бортевое, последнее довольно редко и преимущественно у башкир». В Уфимской губернии в 1871 году впервые была проведена перепись пчелиных семей (323,9 тыс.).
Первая попытка ведения рамочного пчеловодства относится к 60-м годам XIX века: в окрестностях деревни Алайгирово Дуван-Табынской волости Стерлитамакского уезда (ныне Кармаскалинский район Республики Башкортостан) действовал кантонный «Казенный пчелиный завод».
Первая рамочная пасека была организована в горно-лесной зоне в 1906 году при Узянском заводе (ныне Белорецкий район Республики Башкортостан). Несмотря на это колодные пасеки были распространены вплоть до 60-х годов XX века.
Ныне колодное пчеловодство возрождается в Бурзянском и Иглинском районах Башкортостана и других местах. Но оно больше ориентировано на туристов, на ознакомление их с историей башкирского пчеловодства. Например, в 50 км от Уфы, в деревне Ивано-Казанка Иглинского района функционирует туристический объект – бортевая пасека предпринимателя Фаниса Халилова. Он открыл ее в живописном месте при поддержке Центра развития туризма Республики Башкортостан. Каждое лето вплоть до осени пасека принимает туристов. Для них Фанис Халилов проводит экскурсию, на которой рассказывает массу интересных фактов про пчел. Гости могут искупаться и порыбачить на озере, пострелять из лука, пообедать на открытом воздухе в столовой, устроенной на острове, попробовать национальные блюда и напитки — бузу, кумыс, медовуху.
А также Фанис Халилов ведет аккаунт в Инстаграме, посвященный колодно-бортевой пасеке (@kolodno.bortevaya.paseka) и снимает познавательные видео для любителей дикого меда.