Библиотека объектов нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Башкирский народный танец «Баик» («Байыҡ»)

Когда молод в душе.
Танец «Баик»

Этот старинный башкирский танец изначально больше похож на представление.

В ходе этого представления танцовщик примеряет на себя несколько ролей: ловкого юноши, воина-наездника.
И неизменно одним из образов становится старик, который много повидал в жизни, но не утратил ни бодрости, ни оптимизма. Этот танец обычно исполняется немолодым танцовщиком.
История танца
По преданию, танец «Баик» возник в XIX веке и его появление связывают с именем Баик Айдара, который посвятил его башкирским воинам-победителям, вернувшимся с Отечественной войны 1812 года.
30-е гг. XX в.
Первоначально танец носил героико-эпический характер и включал в себя поэзию, музыку, драму и пантомиму. После исполнения Баик-сэсэном этот танец выделился в самостоятельный жанр, утратив связь с эпосом. На профессиональной сцене появился в 30-е годы XX века в исполнении Г.Г. Ушанова, создавшего оригинальную версию танца. Ныне существует несколько вариантов танца, но неизменно создание образа пожилого мужчины, не утратившего оптимизма в пожилые годы.


Ушанов Гиният Габдуллович
Фотографии из книги Л. Нагаевой "Башкирская народная хореография", Уфа: Китап.
В XVIII в. танец исполнялся с песней, а уже к концу XIX в.
в танцах появляются новые движения, образы. В них проникают такие движения, как маршевый шаг, «отдавание чести», удары пятками в знак готовности исполнения приказа. Все эти движения были связаны с военным бытом русской армии. Постепенно изменяется и характер танца. Вернувшиеся из военных походов башкиры в танцах и песнях рассказывали односельчанам о своих подвигах и боевых сражениях. Рассказы эти повторялись, вызывая слезы и радость односельчан.
Бывшие батыры старели, их телодвижения,
изображающие джигитовку, становились все смешнее, и,
наконец, эти рассказы превращались в своеобразную танцевальную форму. Так зарождался импровизированный рассказ-танец исторического содержания, закрепившийся также за пожилыми исполнителями. Танец постепенно утратил связь со старинными эпическими песнями. Напротив, в нем стали преобладать комические четверостишия, произносимые нараспев, различные остроумные реплики, веселые прибаутки.
Исполнитель «Баика» при этом постоянно балагурил.
Как его исполняют?
Танец начинается после своеобразной подготовки исполнителя.

Танцор неторопливо идет по кругу, вытирает платком лицо, засучивает рукава, заправляет одну полу зиляна за пояс с правой стороны. Затем танцор идет «переменным ходом» по кругу, движения по кругу чередуются с дробями в центре площадки. В танце есть такие движения, как «игра плеч» – ҡулбаш һикертеү, мелкое переступание вбок по диагонали – ҡыйғылатып баҫыу, резкое попеременное откидывание полов зиляна – елән елпетеү, подражание бегу коня – ат сабыу.
Танец "Баик". ГААНТ им. Файзи Гаскарова, танцует Мухамат Идрисов
Танцор сопровождал свой танец репликами:
Бишмәтеңдә бишләр төймә,
Ниңә элгеләмәйһең?
Арабыҙ ҙа йыраҡ түгел,
Ниңә килгеләмәйһең?
Әнә шулай ҡыҙҙырып,
Күн табанын туҙҙырып!
Туҙһа туҙһын табаны,
Ҡалыр әле дағаһы!
Һайт, һайт, ҡарт Байыҡ,
Бейеүҙәрең бик лайыҡ!
Ашап, эсеп, уйнап, көлөп
Хәҙер инде ҡартайҙыҡ!
На твоем бешмете пять пуговиц,
Почему не застегиваешься?
Живем мы недалеко друг от друга,
Почему не приходишь?
Вот так танцуй азартно,
Пусть изнашиваются кожаные подошвы!
Износятся – так износятся,
Останутся же подковы!
Хайт, хайт, старый Баик!
Очень хорош твой танец!
Мы веселились в свое время,
Теперь уже состарились!
Танец «Баик»
в современности
В настоящее время танец утратил свою роль рассказа о военных подвигах и сохранился лишь как народное искусство.
Сейчас "Баик" танцуют на Республиканском телевизионном конкурсе исполнителей башкирского танца "Баик", Республиканском детском конкурсе башкирского танца
"Баик" среди исполнителей от 3 до 15 лет. Кроме этого,
танцоры "Баика" являются желанными гостями
на народных праздниках Сабантуй.
Использованная литература:
1. Нагаева Л.И. Танцы восточных башкир. М.: Наука, 1981.
2. Нагаева Л.И. Башкирская народная хореография. Уфа: Китап, 1995.
3. Гаскаров Ф.А. Башкирские танцы. Уфа, 1958.
4. Башкортостан. Краткая энциклопедия под ред. Р.З.Шакурова. Уфа: изд-во "Башкирская энциклопедия", 1996.
5. Башkорт халыk ижады: Эпос. 3-сө китап. Өфө, 1982; Башҡорт әҙәбиәте тарихы, 6 томда, 1 том. Өфө, 1990.
6. Очерки по культуре народов Башкортостана. Сост. Бенин В.Л. Уфа: Китап, 1994.
7. Сказительское и литературное творчество Мухаметши Бурангулова. Уфа, 1992.
8. Башкирское народное творчество. Т. 10: Исторический эпос. Уфа, 1999.
9. Асфандияров А.З. История сёл и деревень Башкортостана. Кн. 9. Уфа, 2001.
Видео:
1. Башкирский мужской танец «Баик»
https://www.youtube.com/watch?v=THnSv43Cqlo
2. Башкирский танец «Баик»
https://www.youtube.com/watch?v=HlqLgCWXIIY
3. Башкирский мужской танец «Баик»
https://www.youtube.com/watch?v=YkLax9lvRcs

© Газизов Р.Ф., автор-составитель лонгрида, 2019 г.