Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

Башкирская национальная одежда

Во все времена одежда, помимо защиты тела от воздействия негативных и пагубных факторов окружающей среды, несла еще и некий сакральный смысл, эстетическую,
а также этнокультурную функции. Ведь не случайно именно предметы одежды
во многом дают нам глубинное понимание жизни наших предков.
Будь то косоворотка или лисья шапка.
Сегодня, когда речь заходит о национальном костюме башкир, нам представляются сценические костюмы, в которые облачены танцоры, однако на самом деле все гораздо интереснее и глубже.

На фото: Ансамбль
им. Ф. Гаскарова.
Источник изображения
В первую очередь стоит уточнить,
что башкиры – вовсе не монолитная в культурных аспектах нация.
Одежда отдельных групп башкир, обусловленная этнической историей родов и племен, имеет свои особенности.


Все эти особенности отражены в
семи локальных костюмных комплексах:
юго-восточном, юго-западном (демском),
самаро-иргизском, центральном (инзерском),
северо-западном, северо-восточном и
восточном (зауральском).
В большинстве своем костюмные комплексы однотипны.
Те же рубахи, штаны, сапоги и верхние распашные одежды. Различия наблюдаются в декоре, украшениях,
материалах и способах ношения.
Основу башкирского костюма почти всегда составляли рубаха, похожая на тунику, штаны с широким шагом и верхняя одежда, напоминающая халат. Мужские рубахи были длинные, до колен,
с широким воротником и центральным вырезом. Женские –
без ворота и удлиненные, почти до пола. Под рубахой женщины носили тканевый нагрудник түшелдерек или күкрəксə.
Поверх штанов башкиры носили верхние штаны салбар,
в которые при работе заправлялась верхняя одежда. Та,
в свою очередь, шилась из холста, узорной домотканины или
из покупных тканей. Ее украшали вышивкой или аппликацией. Наиболее древней верхней одеждой были суконный халат
сəкмəн и тканевый елəн, а также шуба из конских шкур
kолон тун и из овчины тире тун.
Тулуп башкиры использовали в качестве дорожной одежды и надевали его поверх теплой одежды. Именно поэтому тулупы делались на несколько размеров больше. Также у тулупа был большой воротник, который защищал голову от холода и ветра. Зимнюю одежду подпоясывали шерстяным кушаком билбау. Его оборачивали дважды и подтыкали концы на боках. У богатых башкир билбау заменяли тканым поясом kəмəр с пряжкой ювелирной работы.
В XIX веке в костюме башкир
появилась приталенная верхняя одежда. Бишмəт шили из хлопчатобумажной фабричной ткани на подкладке.
Камзул – безрукавку, которую надевали поверх рубахи, – шили также из покупной фабричной ткани. А заимствованный у финно-угорских народов тонкий холщовый короткий кафтан сыба шили из полосатой ткани: мужской – из белого полотна с тонкими темными полосами, женский – из синего с белыми полосками или красного с черными полосками.
Головные уборы также отличались разнообразием. У мужчин это были тюбетейки,
шапки бүрек, войлочные колпаки и шляпы, малахаи с высокой тульей. У женщин – искусно вышитые полотенца таҫтар вместе с начельниками харауыс, поверх них надевался kашмау – чепец из кораллов и монет с пришитой сзади длинной лопастью, открытый на затылке. Богатые девушки носили еще калябаш – зашитую монетами высокую шапочку с широкой наспинной лопастью. Этим многообразие женских
головных уборов не ограничивалось. Девушки носили также колпаки или монетную шапочку под названием такыя. А в XX веке к головным уборам добавились платки, покрывала, бархатные колпаки и шапки kамабурек.
Женщины не были бы женщинами без украшений. Женские костюмы украшались кораллами, серебряными монетами. Комплект дополняли браслеты, кольца, серьги, ювелирные подвески, подбородочные ленты hаkалдырыk, околоушные подвески, косоплетки и накостники. Специфическим девичьим украшением был позатыльник елкəлек. В украшениях часто использовались монеты, кораллы, сердолик, бирюза, горный хрусталь, перламутр, раковина каури, иногда рыбьи позвонки, плоды гвоздики.
Обувь у башкир тоже отвечала требованиям времени. Чаще всего башкиры носили кожаные туфли күн башмак, кожаные башмаки kата, сапоги итек, ичиги, ситек. Изготавливали такую обувь из телячьей, бычьей и лошадиной кожи и сукна. Также в северных районах носили лапти, а на северо-востоке короткую меховую обувь.
Как уже говорилось выше, башкирский костюм делится на 7 локальных костюмных комплексов
Юго-восточный
Верхней мужской и женской одеждой здесь служили в будние дни кафтаны кəзəкəй, в праздничные – тканевые халаты елəн, суконные сəкмəн, а в зимнее время шубы и тулупы. Мужчины носили головные уборы: тюбетейки, меховые малахаи и суконные колпаки. Молодые женщины – kашмау, пожилые – таҫтар.
В холодное время года они накидывали на голову сложенные углами большие самотканые шерстяные шали. На ноги мужчины и женщины надевали суконные чулки и кожаную обувь kата или итек. Женщины продолжали носить платья туникообразного кроя, нагрудник селтəр и головной убор kашмау. Комплект украшений дополняли браслеты, коралловые ожерелья, кольца. Девушки носили затылочное украшение полуовальной или треугольной формы елкəлек.
Юго-западный (демский)
В одежде юго-восточных и юго-западных башкир было много общего. Женщины здесь носили поверх платья нагрудники
овальной формы hаkал из кораллов и монет, короткие

и зауженные в талии еляны и камзолы, праздничные чекмени и шубы. Иногда с hаkалом надевали наспинное украшение сəсkап
с подвесками сулпы внизу. В косы вплетались шнур или тесьма с монетами и ювелирными украшениями сəсүргес. Бытовала перевязь дəүет в виде широкой ленты с монетами, которая надевалась на левое плечо. У женщин были головные уборы kашмау и таҫтар, у мужчин – малахаи kолаkсын. Обувью демским башкиркам служили кожаные туфли на каблуке kата.
Самаро-иргизский

Распространенной верхней одеждой у мужчин являлся кафтан – кəзəкəй, у женщин – елəн. Чекмень, шубы, тулупы изготавливали из сукна и меха, носили с меховыми или войлочными головными
уборами, мужчины – шапки бүрек, женщины – платки и шали, в праздники надевали и kашмау, пожилые – таҫтар. Нагрудники бытовали юго-восточного – селтəр и юго-западного – саkал типов. Шейными украшениями служили ожерелья из кораллов мунсак, мəрйен, бусы төймə. Распространен был девичий елкəлек овальной или треугольной формы. Обувью чаще служили башмаки kата, реже – сапоги, ичиги.

Центральный (инзерский)

Верхней одеждой мужчин и женщин служил халат елəн. Пожилые мужчины носили бешметы. В качестве головных уборов мужчины носили меховые шапки и войлочные колпаки, женщины – головное покрывало kушъяулыk, замужние женщины постарше – коралловый kашмау, пожилые – таҫтар и kамабүрек. Обувь – kата с коротким суконным голенищем. Главным украшением женщины являлся нагрудник полуовальной или трапециевидной формы hаkал. Девушки носили затылочное украшение полуовальной формы елкəлек.




На фото: женский костюм из центральных районов Башкирии (платье из домотканины, бархатный камзол, серебряные украшения).



Северо-западный

Характеризуется наличием предметов домашнего ткачества, из холста шили рубахи, штаны, фартуки и верхнюю одежду. Верхняя одежда – бешметы и халаты сыба. Зимой носили шубы и ватные пальто сырма. В конце XIX в. особенностью женских платьев была широкая оборка на уровне талии. В начале XX в. рубахи и фартуки здесь шились из узорных домашних красных или желтых тканей.

Летом поверх платья надевали длинный, узкий в талии и расклешенный книзу камзол. Одежду носили с украшениями из монет: ожерельями hырға и лентами-накостниками сəсkап, арkалыk, перевязями дəүет. В западных районах поверх воротника-стойки женской рубахи надевали шейные украшения-застежки ювелирной работы яғасылбыры. Головные уборы мужчин – меховая шапка бүрек и войлочные шляпы эшлəпə. Замужние женщины носили платок француз яулыk, пожилые – белое покрывало kыйыkса, закрывавшее плечи. Женский костюм дополняли колпаки нескольких видов. На данной территории до конца XIX в. носили девичий головной убор такия. Обувь – сабата, а в праздники – кожаная обувь башмаk, kынкалуш.



На фото: тканое платье с нагрудными украшениями (изеу и яга сылбыры). Северо-западные районы Башкирии.

Северо-восточный
Зимой женщины носили пальто на вате hырма көпө или шубу, а мужчины – чекмень с большим воротником. Верхней одеждой на все сезоны как для женщин, так для мужчин был бешмет. В конце XIX в. платья, рубахи и штаны шили из пестряди. Поверх платья пожилые женщины носили камзолы, а молодые – фартуки. Фартук и платье вышивались в технике перевиты, а в XX в. многоцветной тамбурной вышивкой с крупным цветочным орнаментом.

Головной убор – небольшой колпачок с золотым или бисерным шитьем, платок, тупый, kамсат бүрек. Трапециевидный нагрудник муйынса состоял из монет, закрывал всю грудь от шеи до талии. Дополняла украшение крепившаяся к головному покрывалу подбородочная лента hаkал. Особенностью мужского костюма были рубахи, вышитые тамбурным швом, с воротником-стойкой и планкой, прикрывающей нагрудный разрез. Летом обувью служили кожаные башмаки, сабата, а зимой – обувь из конских и коровьих шкур.

Восточный (зауральский)
Женщины носили елян, мужчины – казакин кəзəкəй, ценилась суконная и меховая одежда. В XX в. появляется камзол. Нагрудное украшение трапециевидной формы яға дополнялось наспинником иңhəлек. Головной убор – красный платок, один край которого вышивали, украшали височными кистями,

монетами и т. д. Бытовал девичий накосник сəсмəү и затылочное украшение елкəлек. Вышивали платья, фартуки, мужские рубахи, кушаки, женские головные уборы, обувь с суконными голенищами. Свадебная и праздничная одежда украшалась тамбурной вышивкой, счетной гладью, аппликацией. Головным убором мужчин и женщин зимой были шапки kама бүрек. Обувью служили kата на каблуке и жесткой подошве, сарыk на мягкой подметке.

Традиции башкирского народного костюма
в современности получили достойное продолжение
как на сцене, так и в народной среде. В последнее время в
гардеробе современных башкирских женщин появились такие элементы, как һаҡал, kашмау. Национальный костюм является неотъемлемой частью любого массового мероприятия, начиная от сабантуя до грандиозных народных шествий. Творческое переосмысление элементов традиционных костюмов
находит свое применение в коллекциях
многих модельеров.
Фотосессия студии "Селтәр" ДК РЦНТ РБ.
Источники
  1. Информант: Галиева Фарида Габдулхаевна, доктор филологических наук, кандидат исторических наук.
  2. Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.
  3. Амиров Д. Г. Башкиры: этнографический очерк // Труды научного общества по изучению быта, истории и культуры при Наркомпросе БССР. Стерлитамак, 1922. Т. 1, вып. 2.
  4. Башҡорт халыk сəнгəте (Башкирское народное искусство) / С. Н. Шитова, Е. Е. Никонорова, Ф. Г. Ахатова. Уфа: Демиург, 2002. На башк., русск. и англ. яз.
  5. Башкиры / отв. ред. Р. Г. Кузеев, Е. С. Данилко. М.: Наука, 2017. (Сер.: Народы и культуры).
  6. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2002.
  7. Башкиры-гайнинцы Пермского края: история, этнография, антропология, этногеномика / под ред. Р. М. Юсупова. Уфа: Гилем, 2008.
  8. Башкиры-гайнинцы: история и современность / под общ. ред. Р. М. Юсупова. Уфа: Китап, 2012.
  9. Георги И. Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Ч. 2. О народах татарского племени и других нерешенного еще происхождения северных сибирских. 2-е изд. СПб.: Императорская Академия наук, 1779.
  10. Полное собрание ученых путешествий по России, издаваемое Императорскою Академией Наук, по предложению ее президента. Том шестой: Записки Путешествия Академика Фалька. СПб., 1824.
  11. Исследователи-путешественники о Башкортостане. XVIII век / сост., предисл., коммент. В. В. Сидоров. Уфа: Китап, 2007.
  12. Казанцев Н. Описание Башкирцев, составленное Н. Казанцевым. СПб.: тип. Т-ва «Общественная польза», 1866.
  13. Камалиева А. С. Взаимосвязь художественных традиций в костюмах башкир и народов Сибири // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 37.
  14. Киссер Т. С. Путешествие И. П. Фалька и И. Г. Георги по Российской империи (по материалам дневников) // Уральский исторический вестник. 2016. № 2 (51).
  15. Костюм народов России в графике 18–20 веков: Из фондов Гос. центр. театр. б-ки / [Авт.-сост. Н. М. Штукатурова]. М.: Союзрекламкультура, Б. г. (1990).
  16. Круковский М. А. Южный Урал. Путевые очерки (с 140 фотографиями автора). М.: Изд. К. И. Тихомирова, 1909.
  17. Кузеев Р. Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: этногенетический взгляд на историю. М.: Наука, 1992.
  18. Кузеев Р. Г., Бикбулатов Н. В., Шитова С. Н. Зауральские башкиры // Археология и этнографии Башкирии. Уфа, 1962. Т. 1.
  19. Лаббе Поль. По дорогам России от Волги до Урала: пер. с фр. А. Ш. Губайдуллиной и Л. Ф. Сахибгареевой под ред. И. В. Кучумова. М.: «Паулсен», 2017.
  20. Лепле Ф. Башкиры – скотоводы, ведущие полукочевой образ жизни (Восточная Россия). 1844, 1853 гг. // Документы и материалы по истории Башкирского народа (1790–1912). Уфа, 2012.
  21. Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки / гл. ред. Р. Г. Кузеев. Уфа: Гилем; Информреклама, 2012.
  22. Тулыбаева Н. Б. Ауыл зыялыһы – Әсмә Усманова. Уфа: ООО «Информреклама», 2012.
  23. Черных А. В. Традиционный костюм народов Пермского края. Татары и башкиры. СПб.: «Маматов», 2017.
  24. Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. Уфа: Китап, 1995.
  25. Юлуев Б. М. К этнографии башкир (Свадебные обряды в Орском уезде Оренбургской губернии) // Этнографическое обозрение. 1892. № 2–3.
© Газизов Р.Ф., составитель лонгрида, 2020