Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

Башкирские

народные игры

На самобытный характер игр башкирского народа
(как детских, так и взрослых) обращали внимание
еще путешественники XVIII века.
И. И. Лепехин в своих «Дневных записках...»,
рассказывая о стрельбе из лука, борьбе, соколиной охоте и воспитании соколят, а также некоторых других развлечениях взрослых, делает весьма примечательный вывод: «В прочем всякому видно, что их забавы весьма сходны с их образом их житья».
В. И. Даль в 30-е годы XIX века описал уже тогда редко встречающуюся охоту-развлечение взрослых мужчин на волков.
Д. П. Никольский считал, что развлечения детей не отличаются замысловатостью и подражают большей частью взрослым, а некоторые игры, на его взгляд, несут следы архаики. Он выделял зимние и летние игры, а также отмечал их возрастной характер.
О детских играх писал С. И. Руденко. В течение многих лет им был собран богатейший этнографический, антропологический, фольклорный, лингвистический материал, обобщенный в фундаментальной монографии «Башкиры: Историко-этнографические очерки». Он обращал внимание на многие моменты: половозрастной состав участников, характер и орудия игр. Описывая игры взрослых, С. И. Руденко отмечал, что они уже носили спортивный характер и проводились только на крупных празднествах. В монографии имеется полное описание праздников сабантуй, каргатуй и некоторых других.
Башкирские народные игры были и остаются популярным развлечением детей и взрослых, отражающим жизнь и быт предков, прививающим навыки и знания
об окружающем мире. У игр свои законы, свои правила, поэтому они
являются первородной школой демократии и гуманизма.
В основе башкирских народных игр лежат
традиционные обряды и обычаи народа,
элементы его ремесел и орудий труда.
Приведем примеры.
У человечества первобытным орудием труда и охоты был камень.
Совершенствуясь, человек придумал приспособление для более точного попадания
камня в жертву. У башкир это был «хапкын». Позже данный инструмент лег в
основу игры для мальчиков, которая так и называлась – «Хапкын».
Элементы традиционного вида борьбы куреш легли в основу игры для мальчиков «Сәпәмә туп» («Подкидной мяч»), в которой мальчики ловили высоко подкинутый мяч, догоняли соперника и сбивали его.


На фото: куреш на празднике "Сабантуй". Источник фото
Игры делятся на следующие группы:
Детские
«Уҡсы» («Стрелок»), «Баҡыр бүкән» («Медный пень»), «Күҙ бәйләш» («Жмурки»), «Гөргөлдәк» («Прятки»), «Өс ҡуныс» («Горелки»), «Таяҡ ташламыш» («Палка-кидалка»), «Усәт» («Усэт»), «Күл туп» («Лапта»), «Тирмә» («Юрта») –
по своему содержанию похожие на русские игры.
Игра "Юрта".
Cюжетные с наличием
персонажей и ролей
«Убырлы ҡарсыҡ» («Ведьма»), «Айыу менән ҡуяндар» («Медведь и зайцы»), «Йәшерәм яулыҡ» («Прячу платочек»).
Бессюжетные-состязательные
«Ҡырҡҡы уҡ» («Расщепляющая стрела»), «Аҡ тирәк, күк тирәк»
(«Белый тополь, синий тополь») и др.
Игры-танцы с импровизацией
поведения животных и птиц
«Ҡор уйыны» («Игра тетеревов»), «Кәкүк уйыны» («Игра кукушек»).
Спортивные
«Йүгереш» («бег наперегонки»), «тоҡта йүгереү» («бег в мешках»), «тоҡ һуғыу» («бой с мешками»), «һабынланған ҡолғаға менеү» («влезание на намыленный шест»), «туҡыма таҫтамалды тартыу» («перетягивание тканого полотенца»),
«уҡ атыу» («стрельба из лука»), «һыбайлылар уйыны «күк бүре» («конная игра «серый волк»), «тал сабыу» («рубка лозы»), «ҡырҡҡы уҡ» («расщепляющая стрела»), «өс бүкән» («три пня») и др.
Конная игра "Ылак".
Сопровождающие праздники (Каргатуй, Сабантуй, Туй) и обряды, посвящённые этапам жизненного пути людей, таких как рождение или смерть, переход из детства во взрослую жизнь, вступление

в брак, связанные с календарными праздниками. Игры мужские (конноспортивные) или женские. Игры познавательные.


По месту проведения

башкирские игры разделяются на:

Домашние

«Аулаҡ өй» («Девичник»), «Йондоҙ һанау» («Звездочет») и др.


Полевые

«Түңәрәк» («Хороводы»), «Яулыҡ сөйөү» («Закидывание платка»), «Соҡор туп» («Мяч в ямке»), «Сәкән» («Игра в мяч») и др.

Также проводились состязания в
игре на музыкальных инструментах —
гармони, думбыре, кубызе, курае.
Уникальность башкирских народных игр заключается в их разнообразии.
Существуют игры в подвижных и неподвижных формах, среди которых выделяются настольные, сидячие или спортивно-беговые, различные догонялки, требующие от участников резвости, смекалки, ловкости, быстроты реакции. Они являются отражением культурных ценностей народа, его картины мира, этнографии, языка, фольклора. У них есть свои этнически самобытные, уникальные особенности – традиции башкирского народного творчества, в которых переплетаются мировоззрение народа, его сакральные верования, уклад жизни и поэтическое сопровождение в виде песен, такмаков, шуточных прибауток и т. д.
В одном из вариантов игры «Мәскәй-әбей» отчетливее всего можно

проследить переплетение активных действий, разыгрывания театрального

зрелища в виде ролевых игр в сопровождении песенного фольклора. Сюжет игры простой в исполнении, в сцене участвуют девочки младших и средних возрастов.

По сюжету выбирается «мэскэй», притворяющаяся спящей у себя дома,

а остальные дети, имитируя сбор ягод, поют песню:

Бында еләк күп икән,
Айыу-бүре юҡ икән.
Это слова игры.
Просыпаясь, «мэскэй» начинает ловить игроков.

Пойманные игроки должны выполнить указания, которые она даст:

Артым ергә йәбешкән,

Түбәм күккә йәбешкән,

Һис тә йөрөй алмайым,

Мине алып барығыҙ!

Дети, парами скрестив руки, сажают «мэскэй» и переносят туда, куда прикажет.

Далее она командует:

– Волосы запутались! Есть хочу!

Ей расчесывают волосы, кормят, не церемонясь при этом.

Игра может продолжаться долго,
в зависимости от фантазии организатора.
В зимнее время эту игру проводили
в помещении.
Башкирским народным играм
свойственно наличие пространства
для элементов игры.
Круги, границы в игре создают зону неприкосновенности, защиты.

Простым кругом можно огородить себя от «уничтожения», вовремя попав за черту, или наоборот, нарушив запрет, в кольце можно «сгореть», «окаменеть».

Сказочные, легендарные сюжеты о границах в игровом фольклоре превращаются в театральные акты. В игре «Мәскәй-әбей» («Ведьма») граница проводится железной палкой – символом силы. Магическим заговорным словом (молитвой) обеспечивается неприкосновенность и устойчивость игрового места, обрядовой площади.
Как в обряде, сказке, песне, так и в игре
слово имеет особую силу.
Сказанные «железные врата» не только условны, они способны и изловить старуху-ведьму.
Одной из особенностей в играх является вводная часть,
когда необходимо разделиться на команды («уҙаманлашыу», дословно – «деление на пары»). Среди желающих играть избираются два человека с лидерскими качествами. Они считаются «узаманами». Игроки парами подходят к ним,
но прежде между собой называют определенные слова-пароли.
– Кто тут «узаман»?
– Мы.
– Если вы, то выбирайте: солнце или луна?
– Луна, – говорит один.
– Солнце, – вынужден выбрать второй и т. п.

Так каждая пара со своим паролем подходит, делится, согласно выбранным «узаманом» словам-паролям, на две команды. Таким

же способом выбирается команда, которой дается право начать игру первой. Таким образом, игра строится без лишних споров и ссор.

Игры передаются из поколения в поколение, дети перенимают их друг
у друга, играя с самого детства. Забытые игры подсказывали взрослые.

К примеру, в годы войны, когда дети были заняты в хозяйстве,

старики в деревнях припомнили незатейливое развлечение – игру «Йөрөткөс» («Водилка»). Для нее надо было взять ободок от старой телеги и крепкую проволоку, приспособив ее для вождения этого колеса. Вечерами, когда в деревне все стихало, мальчишки по звону бегущего колеса могли отгадывать, кому оно принадлежит. Таким способом вырабатывались навыки острого слуха и внимания.

Мустафин Габдулла Сулейманович (1917-1994).
Дореволюционная деревня.
Источник фото
В башкирских народных играх отражение этнического фактора определяется использованием каких-либо предметов обихода, музыкальных инструментов.
Так, мячи для игр раньше изготавливали из свернутой и туго затянутой ветоши, создавая тем самым сферический предмет («Соҡор туп» – «Мяч в ямке», «Сәкән» – «Игра в мяч» и др.). Во время игр использовали, например, платки («Түңәрәк» – «Хороводы», «Яулыҡ сөйөү» – «Закидывание платка»). Во время вечерних посиделок («Аулаҡ өй» – «Девичник») девушки занимались рукоделием: вышивали, вязали, ткали. Играли в различные игры («Үгеҙ-йөҙөк» – «Бык-колечко», «Әйтеш» – «Айтыш» – состязание в меткости слова и др.).
Игры – своеобразные театральные представления, свидетельствующие
о наличии двух противоборствующих сторон – отголосках дуального
общества. Элементы наказания и поощрения, выдвижения правителей
и подчиненных, сильных и беззащитных традиционные элементы детских
игр – это художественные обобщения древнейших обычаев и отношений.
В играх специфично преломились военно-полевые сцены, картины боевой тактики и стратегии.
В игре «Туп» («Мяч») две команды соблюдают принцип состязаний – кто возьмет верх палки, тому начинать игру. Стороны занимают поле игры, создают линию обороны, позицию нейтральной зоны – «дом неприкосновенности», куда можно спрятаться от погони. В случае потери военачальника, согласно
древним обычаям, войско должно повернуть обратно. Выраженная военизированная тематика в играх «Красные и белые», «Знамя», «В плен» и др. берет свое начало в военно-боевых испытаниях прошлого.
Башкирские народные игры исполняются на родном языке.
Это позволяет понимать игру и воспринимать происходящее
на ментальном уровне. Игры способствуют развитию
родной речи и общению участников.
Догонялки
Игра построена по принципу «кто кого».
В одной ее разновидности – это соревнование
в быстроте и силе, в другой – в меткости,
в третьей – в ловкости, в четвертой –
в организованности.
«Белый тополь, синий тополь!» и «Знамя» можно назвать
играми, призванными проверить чувство коллективизма.
Однако в «Белом тополе... » одна сторона выбирает себе игрока своеобразным кличем. И тем самым приобретает возможность укрепления своих позиций:
Белый тополь, синий тополь,
Нам красавица Сания нужна!
Избранница должна выполнить одно условие: разорвать цепь рук в противоположном кругу и привести с собой кого-нибудь. В противном случае она остается в прежней цепи.
А в «Знамени» действия выполняются по ведению счета. По счету «раз» игроки отбирают знамена друг у друга, по счету «два» стороны дерутся за «границы» своих территорий.
Так единая идея коллективизма, сходство борьбы разрешаются в различных формах.
Игра "Белый тополь, синий тополь".
Психологический фактор является движущим механизмом (победителя ждет
всеобщее признание, похвала) как самого хода игры, так и достижения ее результата. Если в «Посиделках» стремление игроков остаться в кругу оправдано нежеланием «платить» штраф, то в играх «Свинья» и «Осел» поведение игроков мотивировано желанием избежать присвоения названий животных – дразнилок.
Обязательные
категории в играх –
это пространство и место.
Одним из основных условий многих игр являются четко намеченные границы.
Нарушителя наказывали. Границы, имеющие формы
кругов («Охотники и утки», «Колдуны», «Ведьма», «Яма – мяч»), двух прямых линий («Кассир», «Десять палок», «Знамя»), обусловливают сюжеты игр, символику действия. Круги превращаются в места неприкосновенности («Колдуны»,
«Яма – мяч»), а противоположные линии — в места защиты, утверждения силы. Символика дома, гнезда, избы
обыгрывается в круг, линии символизируют направления защиты.

Игры с разделениями ролей

В некоторых играх участники действуют согласно определенным игровым ролям. Исполняемые персонажами действа борьбы, состязаний, соревнований, выяснения отношений формируют сюжетную линию. В игре «Царь-картошка» «царь» от своей
роли освобождается после первого экзамена, в дальнейшем в погоне друг за другом
тот, кто пойман, определяется «царем» и сам же пойманных закрывает в гнездо.
Если в «Царе-картошке» две роли – «царя» и «умельцев», то в игре «Краска» число
ролей совпадает с числом игроков.
Игры с палками

Все игры с палками предназначены для развития смекалки, меткости, а также физических свойств, таких как правильное дыхание, координация движений. Так,

палку, закинутую довольно далеко, игрок должен принести на место на одном дыхании, произнеся только «э-м-м-м!..» Это междометие выполняет контрольную функцию: остальные игроки по нему определяют, дышит он или нет. Если сорвется, то получит наказание.


В играх с палками каждый утверждает сам себя: в «Щепке» стараются поймать палку

на лету, в «Мухе» – стать генералом, побив «муху», в «Пастухах» – стать нападающим.

При всем этом в играх с палками доминирующим принципом является «один за всех,

и все за одного». Успех одного спасает утерянное другими право игры с палкой.

Прятки

Главным принципом этой игры является «кто кого», который обыгрывается двумя противоположными сторонами в состязаниях. Силы, равные в первом туре игры, становятся неравными во втором: один борется против многих. Условием игры предоставляется возможность спрятаться, а тот, кто не успеет ею воспользоваться, считается «пойманным» или «сгоревшим». Так время, согласованное заранее (считают

до 20, 30 и т. д.), регламентирует традиционные каноны игры. Пастух считает рассыпанные камушки (дощечки, палочки), в это время нужно успеть спрятаться.


В игре «Голубка» счетовод, ударяя палкой о бревно или столб, спрашивает: «Заря взошла?» Ответ «Взошла!» обозначает сигнал, что все спрятались. В противном случае кто-нибудь кликал: «Нет, еще не взошла!» Таким образом, знаки, стуки, доведенные до символов, становились формами общения в игре.


В играх «Слепой баран», «Погоня» нет элемента пряток. В силу того, что в них присутствуют поиск и ловля, они дают возможность проявить смекалку, ловкость. Игроки могут прибежать и стукнуть по доске или же поменяться одеждой – тогда они имеют шанс спрятаться еще раз.

Игры на внимание

Именно в этих играх действо и слово проявляют наибольшее единство: игроки общаются и телодвижениями, и словами («Тимербай», «Улетели-улетели», «Не говорить ни “да", ни “так"»). Каждый из элементов при этом имеет самостоятельную функцию. Так в игре «Тимербай» основная строфа «А вот так работали!» провоцирует участников игры на имитации, повторения действия. Верность или неверность телодвижений проверяется игрой, а к сюжету поэтических текстов не имеет отношения:


Пятеро детей Тимербая,

Все пятеро – глазу радость!

И не ели, и не пили,

А вот так работали!


Если здесь проверяется правильность имитаций, то в игре «Улетели-улетели» – быстрая реакция на летучие предметы, фиксируемая поднятием руки. Аналогичные условия наблюдаются в играх «Не говорить ни “да", ни “так"», «Смешинка», «Не открывай рот», «Гриб и колючка», в которых также испытываются ловкость и смекалка.

Задача – ответ


В этих играх основным условием является проверка интуитивных способностей

игроков. На вопросы в игре участники отвечают, руководствуясь внутренней логикой, размышлениями, или наобум. Правильный ответ позволяет повысить статус игроков.

В экспозиции игры назначается условный «күрәҙәсе» («ясновидец»), которому надлежит давать ответы. Игра усложняется еще и тем, что ответчику завязывают глаза. Неправильный ответ наказывается выходом из игры.

«Зимние игры Урал-батыра»


Игры «Килен-ҡәйнә арҡан тартышы» и «Таяк тартыш» отличаются разновидностью перетягивания каната. В первой игре силами мерятся сноха и свекровь, во второй – вместо каната игроками используется длинная палка. Кроме того, у башкир с древности принято было соревноваться в кидании на дальность булав и разбивании ими ледяных (каменных) фигур – «Таш ярыу». В игрищах особое внимание привлекали конники.

Их показательные выступления, игры «Ылаҡ» («Козлодрание») и «Охота на лису» всегда вызывали бурю эмоций. Конники на скаку поднимали с земли чучело лисы и старались попасть им по кольцу. Такие игры требуют особой сноровки и смекалки. Особенно

в зимнюю пору, когда снег только мешает. В последние годы стали популярными соревнования по стрельбе из башкирского лука. В «Зимних играх Урал-батыра» они проводятся из года в год. Организаторы отмечают активное участие в соревнованиях детей младшего и среднего возрастов, что служит преемственности поколений и сохранению в будущем национальных игр.

Массовые народные игры организовываются во время сезонных праздников: «Навруз»

(во время весеннего солнцестояния),

«Грачиная каша» (весной), «Кукушиный чай» (летом), «Сабантуй» (после завершения посевных работ) и т. д.

То есть башкирские народные игры

проводятся круглый год.


Источник фото

В организации этих мероприятий, конечно же, главенствующую роль выполняют взрослые, которые привлекают и детей. Кроме праздников, в подвижные народные игры можно играть с детьми во время школьных перемен, прогулок по городу или в сельской местности.
Информанты:

1. Хуббитдинова Н. А., д.ф.н., главный научный специалист ИИЯЛ УФИЦ РАН.
2. Шагапова Г. Р., к.и.н., доцент Сибайского филиала БГУ.
3. Сулейманов А. М., д.ф.н., ученый-фольклорист, академик АН РБ (1939–2016) – труды.
© Газизов Р.Ф., автор-составитель лонгрида, 2020