Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК
Черная баня у башкир
История башкирских банных традиций начинается с бани
по-черному. Раньше она была распространена повсеместно, но со временем уступила место привычной сейчас белой бане. Поэтому исконно башкирской баней можно считать именно баню по-черному.
Местные жители до сих пор любят черную баню не только за простоту и пользу для здоровья. Отдых в традиционной бане по-черному – это колоритный, духовный ритуал, позволяющий поднять настроение и набраться сил.
Что такое баня по-черному и как она устроена?
У черной бани нет дымохода, дым из печи попадает в моечную, и копоть оседает на всех поверхностях, помещение становится черным. Отсюда и название – по-черному.

Такие бани и сегодня строят с оглядкой на традиции. Ставят небольшой заземленный деревянный сруб с одним или двумя небольшими окошками, низкой дверью. Эта конструкция позволяет дольше сохранять тепло.
Обязательным атрибутом является предбанник – место, где можно переодеться и охладиться, хранить сухие дрова для печи. Моечная и парная в черной бане совмещены. Здесь же у двери находится печь-каменка, сложенная из базальтовых вулканических пород. Снизу укладываются крупные камни, сверху – средние и мелкие. Из щелей между камнями беспрепятственно выходит дым. Нынешняя каменка оборудована заслонкой или дверцей – так безопаснее. Из печи дым поднимается к потолку, рассеивается по парной и выходит на улицу через приоткрытые окна и дверь. Вдоль одной стены располагается полок – высокая полка под потолком, на которой парятся лежа. Вдоль другой стены стоит лавка. Пол покрыт досками.

Топят черную баню два–четыре часа. После того, как камни в печи раскалятся, из очага убирают остатки угольков и золы. Затем на камни выплескивают 1–1,5 литра воды, и баня остается с приоткрытой дверью для полного выветривания угарных газов. Через час-полтора парная почти готова – осталось только смыть сажу с лавки и полка.
Польза и вред
Особенностью бани по-черному является ее абсолютная стерильность. При топке чаще всего используют березовые дрова, которые при горении выделяют деготь. Он обладает антисептическим, антипаразитарным и противомикробным свойствами. Обволакивая пространство бани, дым от печи убивает бактерии, плесень и вредные микроорганизмы. Тепло, выделяемое нагретыми камнями, более мягкое и комфортное, чем от чугунных современных печей, поэтому жар переносится легче. Такая парная улучшает общее состояние организма, благоприятно воздействуя на органы дыхания, сердечно-сосудистую и нервную системы, улучшает состояние кожи и поднимает настроение. С давних пор при парении использовали целебные травы. С помощью настоев трав можно целенаправленно заниматься профилактикой и лечением болезней.
Но есть у черной бани и недостатки. При высокой концентрации дегтя в дыму могут появиться такие признаки, как першение в горле или раздражение слизистой оболочки дыхательных путей. Поэтому парилку нужно хорошо проветрить. Не всем нравится и минимум удобств, вероятность испачкаться сажей во время мытья. Каменку в бане по-черному нужно раз в несколько лет перекладывать из-за скопления сажи.

История башкирской черной бани
У башкир, как и у большинства других народов, баня была неотъемлемым атрибутом быта. Она использовалась для мытья, снятия усталости, профилактики и лечения заболеваний, в обрядовых и праздничных ритуалах.

В том или ином виде черная баня присутствовала в жизни башкир еще до перехода к оседлой жизни. На башкирских кочевках устраивались «мунса», напоминающие юрту, только поменьше и не всегда круглой формы. Внутри жердевого каркаса складывали каменку, после топки которой каркас покрывали войлоком. По этому же принципу сегодня делают туристическую баню.
Фрагмент телевизионной программы
Первого канала
«Хочу знать» с Михаилом Ширвиндтом.
Точное время появления стационарных бань на территории Башкирии неизвестно, но в материалах по истории Башкирской АССР указывается, что прочные поселения в Башкирии появились в конце XVII века, а уже к середине XVIII века строительство бань приобрело повсеместный характер.
В статье «К этнографии башкир» российский геолог и писатель Павел Назаров писал о том, что в конце XIX века несмотря на малочисленность бань в башкирских аулах отношение населения к постройкам этого рода было положительным. В начале XX века большинство бань в башкирских аулах продолжали топить по-черному. Процесс обновления усилился лишь в последние четыре десятилетия XX века.

Изначально бани сооружались в землянках у водоемов. Со временем под них стали переделывать небольшие помещения. Затем, наконец, бани начали строить специально. В местностях, не знакомых с баней, сначала строили одно сооружение на всю деревню.
Конструкция традиционной черной бани у башкир была довольно проста. Бани были маленькими, топились по-черному, редко имели предбанник, внутри была каменка, полок для парения и скамейки вдоль стен с банной утварью, в том числе кувшинами для омовения. Землю от двери до полока покрывал деревянный настил. Топились бани часто, поэтому в них не было посторонних вещей.

На территориях северной, центральной и горной Башкирии над срубами бань возводили двускатное стропильное покрытие, при этом фронтоны оставляли открытыми. Потолок состоял из толстых досок и засыпался землей. Обрешетка стропил покрывалась полосами коры, реже – дранкой и тесом. Вход в баню располагался в торце сруба. У южных башкир полусферический или слегка вытянутый округлый каркас бани при надобности покрывали кошмами – войлочными коврами.

В своей работе «Башкиры. Историко-этнографические очерки» Сергей Руденко рассказал о месте бань в дореволюционном быте башкир:
«Строились бани где-нибудь на заднем дворе или на берегу озера или речки. В последнем случае, если берег озера или реки был крутой, бани часто строились в виде полуземлянок со срубиком всего в 4-5 венцов. Бани у башкир бывали черные (ҡара мунса) и белые (аҡ мунса). Последних было очень мало и принадлежали они обычно только богатым семьям.

Количество бань в деревне было далеко не одинаково в различных местностях. В некоторых аулах бани были в каждом дворе, а в некоторых их не было вовсе. Границу можно провести от Белебея, южнее Уфы, по направлению к Златоусту. К югу от этой границы бань было вообще мало, не более одной на пять дворов. К югу и востоку количество их еще более уменьшалось. У зауральских, например, катайцев были деревни, где одна баня приходилась на сотню дворов. То же можно сказать и про некоторые деревни бурзян и тангаурцев. К северу от этой линии количество бань увеличивалось. И на крайнем северо-западе почти в каждом дворе имелась баня.

Все вышесказанное относится только к черным баням. Белых вообще было гораздо меньше. В южной половине их почти не было, а в остальных местах не более двух-трех на все дворы. В северной половине – не более 10–20% от всех бань.

Устройство башкирских бань было примитивно. Местами, например, у усерган, даже не было постоянных бань. На лето строили балаган, внутри которого складывалась печурка из голышей (каменка). После топки балаган покрывался кошмами и в нем мылись по одному человеку. Бани были иногда саманные и плетневые, но чаще всего бревенчатые. Обычно они представляли собой небольшой (4 кв. метра) плохо проконопаченный сруб с земляным полом и щелеватым потолком, засыпанным землей. Окон не было, а дверца была настолько мала, что в нее можно было пролезть сильно согнувшись. В самой бане не всегда можно было стоять выпрямившись. Напротив входа были низенькие нары, а в углу возле дверей просто груда камней. Под ними примитивная печурка, кое-как сложенная из плит песчаника. Перед входом часто делалась загородка из плетня или камыша, где и раздевались летом, так как предбанника не было. Это была типичная баня. Были бани и лучше устроенные, с деревянным полом, потолком и предбанником.

Ходили в бани со своими тазами и кувшинами, которые использовались для ежедневного омовения. Париться башкиры не любили и в банях только мылись. Мужчины и женщины мылись отдельно, с последними мылись и дети».
Баня по-черному в народной медицине и гигиене
Любящий чистоту здоровым будет.
(Паклыҡ һөйгән һау булыр).

Жить бедно не стыдно,
стыдно жить в грязи.
(Ярлы йәшәү оят түгел, бысраҡ
йәшәү оят).


Башкирские пословицы
Баня в Башкирии считалась лучшей лечебницей, хранительницей здоровья. Здесь правили мышцы и вывихи, лечили радикулиты, бодрили чахлых детей, промывали незаживающие раны, излечивали разного рода дерматиты. При простуде парились вениками из березы, дуба, ели, пихты, можжевельника, зверобоя и душицы. Традиционным у башкир было еженедельное мытье в бане со сменой белья, баня готовилась и к приезду гостя.

В дореволюционное время мыло в башкирских аулах в основном делали самостоятельно, из сала и древесной щелочи. Голову женщины мыли дождевой водой, используя вместо шампуня катык или курутную сыворотку. При огрубении кожи перед началом мытья в бане втирали в нее топленое или конское сало.
Медицинская помощь в дореволюционное время была малодоступна, поэтому люди прибегали к услугам народных врачевателей. В своей книге «Башкирская народная медицина» врач, исследователь Варис Гумаров отмечает, что барометром эффективности проводимого лечения считалось потение. Башкиры считали, что вместе с потом уходят и болезни. Вместе с тепловыми процедурами в бане был распространен массаж с использованием топленого масла и сала, в том числе барсучьего и медвежьего. Во время простудных заболеваний башкиры не забывали про мед и травяные чаи. Вообще, в башкирской народной медицине в лечебных целях использовалось более 100 растений, более 20 средств животного происхождения и более 30 минералов. Лекарственные средства применялись как наружно в качестве примочек, перевязок и растираний, так и внутрь.
Нередко в народной практике врачеватели прибегали и к магическим способам воздействия на больного. Уверенные и таинственные действия магов оказывали сильное психотерапевтическое влияние. В представлениях башкир болезни были живыми существами. Они могли принимать вид животных и птиц (чаще всего сороки). Если болезни вселялись в человека, то старухи-лекари (имсе) «вырывали» их из тела, распарив в бане и предварительно растерев снадобьями больное место.

Банные традиции, обряды и поверья
Баня занимала особое место в ритуальной практике башкир, являлась местом проведения родильных, свадебных и лечебно-магических обрядов. Об этом писал башкирский публицист Рашит Султангареев в книге «Башкирские обряды: мифопоэтические свидетельства древних религий».

Нельзя было париться на голодный желудок, мочить голову перед парением, употреблять крепкие напитки. В баню ходили со своими принадлежностями, старались не перегреваться, отдыхая в предбаннике. Во время отдыха пили чай с травами и медом, кумыс.

Вместе с информацией о своей целительной силе в башкирскую баню пришли и веники для парения. Также в бане использовали травы и сено – парная наполнялась запахом свежескошенной травы.
Мытье невесты в бане с определенными традиционными ритуалами считалось обязательным обрядом. Жених дарил перед свадьбой мыло, мочало и веник. Девушки парили невесту в бане с песнями. Здесь же происходили роды (но чаще дети появлялись на свет в доме). В день родов или на следующий день повитуха – кендек инәй – купала родильницу в теплой бане и делала ей массаж для предотвращения застойных явлений. Далее в течение недели она слегка парила в бане новорожденного и мать. Топили баню и перед праздниками. В бане люди забывали все тяготы жизни, а ритуалы помогали улучшить психологический настрой.

В пространственном отношении баня воспринималась башкирами двояко. С одной стороны, она была священным местом, где происходит не только телесное, но и духовное очищение, в котором человек избавляется от недугов, усталости, а с другой – была иным миром, местом обитания потусторонних сил. Считалось, что здесь живет дух бани – мунса эйяхе (мунса эйәһе). Является он в виде небольшого пламени, облачка или сгустка дыма. Появляется из потухшей печи и по полу выскальзывает из бани. Мунса эйяхе любил проказничать: дергал за ноги моющегося человека, цеплялся за веник. Наделение подобными свойствами превратило мунса эйяхе в злого духа, а баня стала восприниматься как пристанище нечистой силы, отсюда и пошел запрет мыться в бане после полуночи (в это время здесь парится дух бани, он не любит, когда ему мешают), пить воду в бане. Также есть рассказ про шайтана (черта), запарившего до смерти старика, оставшегося в бане после полуночи.
Башкиры говорили: «В бане нельзя молиться, благодарить, надо сказать лишь следующие слова: «Тепло – вам, спокойствие – нам». Особый «мир» требовал особых, отличающихся от принятых, манер и норм поведения. Так, в баню нужно было заходить с левой ноги, а при выходе из бани нельзя было оглядываться.

Не удивительно, что такое сочетание сделало баню излюбленным местом для проведения магических обрядов. Они сопровождались чтением заговоров от порчи и болезней. Проходили обряды через умывание, обливание через решето, окуривание и выпаривание. В Башкортостане и сегодня сохраняются парильные заклички и приговоры. Люди верили, что особо восприимчивы к влиянию потусторонних сил дети, старики и больные. Поэтому они больше всех нуждались в защите. Вот что было принято приговаривать во время мытья ребенка:
Оп, оп, оп!
Дитя медведя и волка,
Не дитя Адама!
Не отец наколол дрова,
Не матерью твоей затоплена баня,
В этом мире
И за воду есть спрос.
Баня по-черному в Башкортостане сегодня
В башкирских деревнях и сегодня можно встретить бани по-черному. Ставят их не только для традиционного отдыха, но и для приема туристов. В такой бане гости могут услышать звуки кубыза, курая или пения башкирских птиц. В парной будут преобладать ароматы трав – душицы, зверобоя, липового цвета. Парить будут на сене вениками из липы, дуба, пихты и березы. Во время отдыха обязательно подадут чай из самовара с местными травами, несколько видов башкирского меда и кумыс (национальный кисломолочный напиток из конского молока), нальют бузу (питательный напиток из овса) и медовуху (традиционный напиток из меда). После парения предложат массаж с топленым маслом, барсучьим или медвежьим жиром.
Использованная литература:
1. Султангареева Р. А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. Диссертация. Уфа, 2002.
2. Руденко С. И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. Уфа, 2006.
3. Материалы по истории Башкирской АССР. М.; Л., 1936.
4. Назаров П. С. К этнографии башкир. Этнографическое обозрение N 1. 1890.
5. Гумаров В. З. Башкирская народная медицина. Уфа, 1985.
6. Шитова С. Н. Традиционные поселения и жилища башкир: вторая половина ХIХ–первая четверть XX в. М., 1984.
7. Кандрина И. А. Баня в материальной и духовной культуре финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья. Диссертация. Саранск, 2004.

© Шахов С. В., автор-составитель, 2021