Мытье невесты в бане с определенными традиционными ритуалами считалось обязательным обрядом. Жених дарил перед свадьбой мыло, мочало и веник. Девушки парили невесту в бане с песнями. Здесь же происходили роды (но чаще дети появлялись на свет в доме). В день родов или на следующий день повитуха – кендек инәй – купала родильницу в теплой бане и делала ей массаж для предотвращения застойных явлений. Далее в течение недели она слегка парила в бане новорожденного и мать. Топили баню и перед праздниками. В бане люди забывали все тяготы жизни, а ритуалы помогали улучшить психологический настрой.
В пространственном отношении баня воспринималась башкирами двояко. С одной стороны, она была священным местом, где происходит не только телесное, но и духовное очищение, в котором человек избавляется от недугов, усталости, а с другой – была иным миром, местом обитания потусторонних сил. Считалось, что здесь живет дух бани – мунса эйяхе (мунса эйәһе). Является он в виде небольшого пламени, облачка или сгустка дыма. Появляется из потухшей печи и по полу выскальзывает из бани. Мунса эйяхе любил проказничать: дергал за ноги моющегося человека, цеплялся за веник. Наделение подобными свойствами превратило мунса эйяхе в злого духа, а баня стала восприниматься как пристанище нечистой силы, отсюда и пошел запрет мыться в бане после полуночи (в это время здесь парится дух бани, он не любит, когда ему мешают), пить воду в бане. Также есть рассказ про шайтана (черта), запарившего до смерти старика, оставшегося в бане после полуночи.