Библиотека нематериального культурного наследия Республики Башкортостан
Мы используем файлы cookie. Продолжив работу с сайтом, вы соглашаетесь с Политикой использования cookie и Пользовательским соглашением.
ОК

Башкирская народная песня



«АЗАМАТ»



ОЗОН-КЮЙ

Источник изображения: zen.yandex.ru


Песня «Азамат» была впервые записана
М. Х. Хисматуллиным в 1937 году в деревне Темясово Баймакского района БАССР
со слов Суюмбики Кулибаевой (1918 г. р.).


М. Х. Хисматуллин
Певец, режиссёр и педагог. Заслуженный артист Башкирской АССР. Народный артист Башкирской АССР. Заслуженный артист РСФСР. Народный артист РСФСР.
Опубликована в книгах «Башкирское народное творчество» (1974), «Башкирские народные песни» (1974). Варианты песни «Азамат» были записаны учеными Х. Ф. Ахметовым, И. В. Салтыковым,
Г. 3. Сулеймановым и др.

Мирхайдар Азаматов в 1846 — 1863 гг.
был начальником кантона
(современного Сафакулевского
района Курганской области).
В этом же кантоне служили его отец Ихсан
(1798 — 1820 гг.),
брат
Шагишариф (1820 — 1846 гг.) Азаматовы.
Песни про кантона Азаматова распространены
в основном у Курганских и Челябинских башкир.
Другое название песни «Мирхәй кантон». В Учалинском районе у барын-табынцев на эту мелодию бытует
песня «Хәжирә йыры». Песня становится популярной
и общеизвестной после исполнения выдающимся
певцом Магафуром Хисматуллиным в сопровождении симфонического оркестра.

Карта земель Оренбургского, Уральского и Башкирского казачьих войск
в 1858 году.
Источник изображения: wikipedia.org


Песня «Азамат» возникла в период
кантонной системы управления.
В ней отражены размышления человека, прошедшего много испытаний в жизни.
По преданию, её поет перед смертью
герой песни, желая дать жизненные
советы другу.

Кантонная система управления −
военная форма управления в Башкортостане в 1798—1865 гг. Была введена в целях колонизации Башкортостана, предупреждения башкирских восстаний, создания плацдарма для наступления на Среднюю Азию.
Введена по проекту И.А. Игельстрома, который 22 апреля 1789 года разделил 20908 башкирских дворов на 103 юрта (команды) под управлением юртовых
старшин и их помощников.
За несение военно-сторожевой службы отвечали походные старшины, есаулы, сотники, дистаночные начальники.
По указу от 10 апреля 1798 года башкиры
и мишари переводились в военно-служилое сословие, территория расселения башкир, мишарей, оренбургских и уральских казаков разделялась на кантоны. Должностные
лица кантонной системы управления комплектовались из представителей башкирской и мишарской феодальной верхушки.
Кантонные начальники подчинялись непосредственно генерал-губернатору,
а с 1834 года – командующему
Башкиро-мещерякским войском.
На них был возложен контроль
за выполнением военной, государственной
и земской повинностей, продажей
и сдачей в аренду башкирских земель,
хозяйственной деятельностью населения.
bashenc.online.
Мирхайдар Азаматов в 1803 – 1805 годах, получив свидетельство
на кантонство, стал шестым начальником 10 кантона с центром в деревне Атитар (современного Сафакулевского района Курганской области).
Жители Сафакулевского района Курганской области.
Мирхай кантона народ полюбил за открытость
и доброту.
Погрузив свои канцелярские принадлежности,
он часто передвигался по деревням и селениям.
Несмотря на свою власть, он поддерживал
связи с местными беглыми и ворами.
Так в одно время в Катайской волости во время угощения
у Батала Таштимирова устраивает состязания с беглыми. Мать хозяина дома Батала Мирхей не смогла возразить на это ни слова.

В другой раз, зимой проезжая по одному из деревень, увидел, что двух детей, отец которых в это время был в армии, заставляют, чистит снег. За это он велел выпороть старосту деревни. Жители деревни обрадовались и были благодарны ему за это.
Как-то в деревне под названием Убала
он повстречал человека, которого прозвали
«закон карт» за его острый язык.
На вопрос: «Что ты говоришь при открывании и закрывании
дверей рая?», тот ответил: «Со словами бисмилла открываю,
раз открыл – зачем закрывать, пусть и остальные проходят». Кантону очень понравился ответ, и он угощает его медовухой.
Неожиданно Мирхай кантон тяжело заболевает.
«Болезнь смертельная наверное, приведите мне кураистов,
хочу, чтобы они придумали в честь меня мелодию», — просит он. Кураисты, собравшись, только заканчивали играть мелодию,
как кантон умер.
Народ назвал эту мелодию
«Азамат» (Мирхай Азаматов).
В лирических песнях того времени раскрывается глубина духовного мира человека, в них есть и философское размышление о жизни.
Ценны художественные качества этих песен: тематическое многообразие, широта обобщения, богатство музыкального языка, характерные для лирических и лиро-эпических песен в Башкортостане. В них воспеваются родной край, его величественные горы, просторные степи, быстрые реки, стремительно бегущие с уральских отрогов и широко, привольно разливающиеся на равнинах, омывая неповторимые по красоте зеленые берега, покрытые густыми, вековыми лесами. Песня «Азамат» как раз соответствует этим характеристикам.
Напев песни медленный, с широким диапазоном, орнаментальными
распевами и нисходящим движением.

Обработки песни «Азамат» осуществлялись композиторами
Х. Ф. Ахметовым, Р. А. Муртазиным, Д. Д. Хасаншиным − для голоса и флейты,
Р. В. Сальмановым, М. П. Фоменковым − для хора «a cappella»,
А. Г. Тихомировым −
для солиста и хора,
Т. А. Исмагиловым −
для фортепиано. Мелодия песни
была использована Н. И. Пейко в опере «Айхылу».

1
Издалека видать, издалека:
Поднял главу свою Ирендык.
Куда б меня ни бросила судьба,
Одолевать нужду я привык.
У Азамата конь, ой, вороной,
И бабки у коня, ой, белы.
Егет всегда готов творить добро,
И помыслы его, ой, светлы.
Когда егет в сраженье победит,
С ним верный конь приходит домой.
А если им придется в землю лечь,
Их слава пролетит над землей.
Башкирское народное творчество. Т. 8: Песни (дооктябрьский период). − Уфа, 1995.

2
Запрягай в сани коня,
Разик я прокачусь.
Подай бумагу, карандаш −
Напишу завещание.

Дорога не бывает постоянно прямой,
Благородные птицы не бывают большими.
Куда бы ни пошел − друзья нужны;
Имея друзей, мужчина не пропадет.
На чужбине много бывал,
Не пора ли возвращаться.
Там, где мы были, нет курая,
Чтобы наиграть о виденном.

Дерево чилига не бывает большим,
Нет дороги между деревьями.
Куда бы ни пошел − должен быть друг.
Имея друзей, мужчина не пропадет.

3
Подайте мне мой курай,
Сыграю Азамату песню,
Вдали, ай, видна
Белая скала горы Ирендык.
Где только не бывает, чего только не видит
Мужчина-джигит и его конь!
У коня Азамата
Бабки ног белые.
Где бы ни бывал настоящий джигит,
Его деяния будут правильны.
Запрягай в сани коня,−
Разик я прокачусь.
Подайте мне мой курай, −
Сыграю Азамату песню.
Подстрочный перевод К. Рахимова.
Алыҫтарҙан, ай, күренгән
Ирәмәлкәй тауҙың аҡ ташы.
Ҡайҙа бармай, ниҙер күрмәй
Ир-егеткәй менән ат башы.
Алыҫтарҙан, ай, күренгән
Азаматов кантон йәйләүе.
Йәйләү буйҙарын йәмләндергән
Шәрифә ҡыҙҙың ҡолон бәйләүе.
Среди исполнителей песни:
В. М. Абдуллин, Ф. Р. Ганиев,
З. Г. Махмутов, И. М. Смаков,
А. Х. Шагиев.
Башкирская народная песня «Азамат»
в исполнении Марселя Кутуева.
Источник видео: Канал "Zalifa Barlybaeva Smit"
Литература:

1. Башкирское народное творчество. Т. 8: Песни (дооктябрьский период). − Уфа, 1995.
2. Фоменков М.П. Башкирская народная песня. – Уфа, 1976.
3. Энциклопедия «Фольклор народов Башкортостана» / гл. ред. Надршина Ф.А., отв. ред. Саитов У.Г. – Уфа, 2020.
4. Музыкально-поэтическое наследие башкирского народа. Песенное творчество. А. Кубагушев. Уфа, 2019.