«Идея согласия и гармонии, а не борьбы и противостояния с окружающим миром, с природой как принцип выживания древнего человека – эта мудрость на высоком языке емко и художественно-символически отображена в данном произведении. Ритуалы обряжения плодородного скота, идеи очеловечивания мифического коня, сюжеты исчезновения разномастных коней и массового их убиения в единстве с поэтико-словесной компонентой воссоздают сложный сакральный текст. Так, обида Акхак-кола на хозяина – это профанированная форма архаичных обрядов жертвоприношений, маркирующих календарные циклы. Истоки этой обиды связаны не с реалиями «жестокого обращения» хозяина, а с циклами обновления времен года. Уход табуна – это уход определенного отрезка времени. Центральный герой –Хромой конь читается не столько в контексте культового почитания коня, а связан с первоначально архаичным противостоянием Коня и Человека – представителей двух миров. Выведение основным персонажем в эпосе Хромого саврасого связывается не столько с высшим обожанием и почитанием коня, сколько передачей в этом образе эпохальных информаций о происхождении «коня от человека» и тотемной идеи «коня-возвращенного предка». Конь – издревле мифологизированное животное у башкир, следы особого почитания его активны в бытовых традициях. Момент мести коня демифологизирован и имеет историко-социальные мотивации. В нем наиболее четко сохранены универсалии архаичного культа коня-священного прапредка, обучающего человека нормам поведения. Кроме того, хромота у Акхак-колы – знак священности. Мотив убиения коней связан с ритуалом жертвоприношений – ашвамедха. Архаичный ритуал имеет все соответствия с архитектоникой эпоса «Акхак-кола», а башкирский эпос представляется как переосмысление и художественная передача жертвенного ритуала. Убиение целого табуна коней в сказании проецируется как жертвенный обряд во имя возрождения рода, обновления. Основными семантичными эпизодами эпоса являются: побег табуна (символ исчезновения звезд, смены фаз времени и наступления безвременья), погоня-охота егета за табуном (образ осмысления ушедшего времени), борьба и достижение цели (убиение коней – уход старого времени), нарушение клятвы (испытание героя и переход в другой мир), вещие сны, предсказания (контакты с иными мирами) и смерть героя (символ окончания временного цикла). Отсюда вся фабула эпоса строится как передача информации о рождении и уходе старого времени, оценка поступков человека во времени, об испытании-постижении жизни через призму отношений к предкам (тотемам), покровителям и получении заслуженной удачи или кары (в эпосе наказание за нарушение клятвы)».